Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Поученіе въ недѣлю двадцать шестую по Пятьдесятницѣ.

Нынѣ читано евангеліе отъ святаго Луки о безумномъ, самолюбивомъ богачѣ, который собиралъ только для себя и изъ своего богатства не удѣлялъ нуждающимся (Лук. 12, 16-21). Это притча; поэтому смыслъ ея, очевидно, гораздо шире, чѣмъ представляется съ перваго раза, и подъ богатымъ человѣкомъ должно разумѣть людей всякаго чина, званія и состоянія, надѣленныхъ отъ Бога всякимъ добромъ и довольствомъ матеріальнымъ, а не однихъ землевладѣльцевъ и людей податнаго состоянія; равно и подъ хорошимъ урожаемъ поля должно разумѣть не одни естественные, растительные продукты, т. е. пшеницу, рожь и прочее, а всякое матеріальное довольство: богатое наслѣдство, большое жалованье, получаемое изъ государственной казны, богатые доходы, доставляемые какимъ-либо мѣстомъ или должностью, прямые или косвенные, явные или тайные, — хорошая, прибыльная торговля, хорошій доходъ отъ отдачи въ наемъ домовъ, прибыльное ремесло и прочее. Такимъ образомъ эта притча, какъ сѣть, захватываетъ собою весьма многихъ и, словомъ сказать — всѣхъ тѣхъ, которые имѣютъ хорошія средства къ жизни. Чего же отъ насъ хочетъ и требуетъ нашъ божественный Учитель, Господь Іисусъ Христосъ въ этой притчѣ? Хочетъ и требуетъ отъ насъ того, чтобы мы не сами только лично пользовались дарами Божіими къ своему лишь удовольствію, для удовлетворенія своихъ только животныхъ потребностей, привычекъ, страстей и похотей, а дѣлились, непремѣнно дѣлились своимъ добромъ, по средствамъ, съ неимущими и нуждающимися, которыхъ такъ много вездѣ; потому что всякаго рода матеріальное довольство Господь посылаетъ намъ не для насъ однихъ, а въ лицѣ насъ — и для ближнихъ нашихъ. У тебя лежитъ множество даровъ Божіихъ, данныхъ тебѣ сколько для тебя, столько и для общаго блага, и они лежатъ безъ всякой пользы, и ты превращаешь источникъ благословенія Божія въ источникъ проклятія; ты ругаешься надъ благостію и щедротами Божіими, ты другъ общаго завистника и врага діавола: ибо ты врагъ Богу и людямъ, потому что губишь многихъ своимъ жестокосердіемъ. Эта истина, многимъ кажущаяся странною, такъ ясна, что говоритъ сама за себя, и человѣку, прямо смотрящему на дѣло, не имѣющему своихъ предвзятыхъ мыслей и ложныхъ убѣжденій, нѣтъ нужды ее объяснять и доказывать: ибо всѣ мы, богатые, равно какъ и бѣдные, знатные и простые, образованные и необразованные, — всѣ ближніе другъ другу, какъ происшедшіе отъ одной крови, члены одной великой Божьей семьи, члены если не одной церкви, то одного государства, члены одного общаго отечества, имѣемъ одного царя-отца, пекущагося равно о благѣ всѣхъ своихъ подданныхъ, для котораго верхъ желаній есть то, чтобы всѣ, вообще, были довольны и благосостоятельны, всѣ трудились на пользу общества и каждый — въ свою собственную. Но крайнее самолюбіе наше, по которому мы свое добро матеріальное привыкли считать исключительно своимъ, ложный взглядъ на отношенія наши къ другимъ и строго судейскій, односторонній взглядъ на ближнихъ нашихъ, требующихъ нашей помощи, идутъ наперекоръ указанной истинѣ, и многіе, многіе говорятъ: мое — только для меня и ни для кого больше, другимъ до него дѣла нѣтъ, хотя очевидно, что такое убѣжденіе ложно и крайне негуманно, т. е. не человѣколюбиво. Докажемъ, на основаніи разума и слова Божія, несостоятельность его и затѣмъ выведемъ заключеніе, что должно намъ не для себя только собирать, а и въ Бога богатѣть, т. е. богатѣть милосердіемъ, правдою и, вообще, добрыми дѣлами.

Во первыхъ, во всей природѣ, во всемъ видимомъ мірѣ, мы замѣчаемъ взаимность и общительность. Солнце съ высоты небесной освѣщаетъ, согрѣваетъ и оживотворяетъ всю землю, всѣхъ тварей, имъ же нѣсть числа; воздухъ проникаетъ всѣхъ и все, — мы всѣ дышемъ и питаемся имъ каждую минуту; вѣтры, поперемѣнно дующіе со всѣхъ сторонъ, производятъ въ разныхъ мѣстахъ благодѣтельную перемѣну воздуха, очищаютъ, оздоровляютъ его; рѣки, орошая разныя мѣстности, по коимъ онѣ протекаютъ, приносятъ людямъ и животнымъ многоразличную пользу. Пчелы собираютъ съ цвѣтовъ благоухающій, здоровый и питательный сокъ, слагаютъ его въ соты и образуютъ медъ, коимъ пользуются многіе люди; шелковичный червь прядетъ коконы, или шелковыя нити, и человѣкъ употребляетъ ихъ на свои издѣлія. Люди наукъ и искусствъ, ремеслъ, земледѣльческаго дѣла, торговли, промышленности дѣлятся съ другими людьми сокровищами своими; воинство полагаетъ за вѣру, царя и отечество жизнь свою; всѣ и все находится во взаимодѣйствіи и сообщительности. А вотъ у тебя лежатъ большія суммы денегъ, коихъ хватило бы на прокормленіе тысячи людей, чтó въ нихъ пользы? Неужели только имущество, деньги, хлѣбъ, одежда, жилища — будутъ однимъ лишь нашимъ достояніемъ, и мы не будемъ имъ охотно дѣлиться съ нуждающимися братьями нашими? Помилуйте, братія мои, да это противно природѣ и разуму нашему. Какъ вся природа дѣлится съ нами своими сокровищами, богатствами, такъ и мы взаимно должны дѣлиться другъ съ другомъ своимъ достояніемъ для блага общаго. Во вторыхъ, такъ какъ мы всѣ, поелику христіане, составляемъ изъ себя сочлененіе духовнаго тѣла Церкви, которой Глава — Іисусъ Христосъ, а Кормчій или Правитель Духъ Святый, то поэтому мы обязаны заботиться духовно и матеріально не о себѣ только, а и о другихъ членахъ тѣла, по слову апостола Павла: страдаетъ ли одинъ членъ, страдаютъ съ нимъ всѣ члены; славится ли одинъ членъ, съ нимъ радуются всѣ члены. И вы тѣло Христово, а порознь члены (1 Кор. 12, 26-27). Церковь и государство живой организмъ, но въ немъ есть члены болѣзненные, малосильные, малоспособные, или неимѣющіе труда и немогущіе добыть его. Если же такъ: то какъ богатому не позаботиться о бѣдныхъ, — богатому всякаго званія: духовному ли, купцу ли, человѣку свѣтскаго или военнаго званія, ученому или начальствующему во всякомъ званіи или богатому ремесленнику? И въ этомъ случаѣ высшія или высокопоставленныя лица, какъ болѣе образованныя, должны подавать собою примѣръ низшимъ, по слову апостола: должни есмы мы сильніи немощи немощныхъ носити, и не себѣ угождати (Рим. 15, 1). Если сильныя, знатныя, высокопоставленныя лица или богатыя будутъ только себѣ угождать, не заботясь о бѣдныхъ и немощныхъ, то что сдѣлать могутъ въ пользу ихъ люди, хотя и съ добрыми намѣреніями, желаніями, предпріятіями, но не сильные по власти и капиталу? Вотъ, напримѣръ, у насъ въ Кронштадтѣ, есть бѣдное, непривилегированное сословіе приписныхъ мѣщанъ, у которыхъ нѣтъ ни дѣла, ни денегъ, ни пищи, ни одежды, ни жилища, ни малѣйшаго нравственнаго голоса къ защитѣ себя, но которые могли бы быть полезны, если бы люди, которые почтены властію, обратили на нихъ отеческое вниманіе. Скажите, что съ ними будетъ въ концѣ концовъ, если не будутъ обращать на нихъ вниманія сильные во градѣ? Или они должны будутъ исчахнуть и преждевременно умереть отъ голода и холода, или они будутъ прибѣгать къ противозаконнымъ средствамъ пріобрѣтенія, чтобы не умереть съ голоду? И ужъ если знатнымъ и богатымъ не угодно удѣлять имъ необходимое для жизни изъ житницъ или изъ богатыхъ сокровищницъ своихъ, — то, по крайней мѣрѣ, нужно общими силами позаботиться о помѣщеніи ихъ и о занятіи ихъ трудами по силамъ ихъ, объ общемъ содѣйствіи имъ. Вѣдь они тоже христіане, что и мы; подданные и дѣти того же государя, какъ и мы; члены того же общества, какъ и мы. Между тѣмъ они, члены наши, — по какому-то странному нерадѣнію и жестокосердію общества, остаются доселѣ безъ всякаго призрѣнія. О самолюбіе, о гордость, о жестокосердіе, о снѣдающая корысть надменныхъ своимъ ложнымъ просвѣщеніемъ людей! Что значитъ просвѣщеніе научное безъ любви христіанской? Ничто. Мудрость міра сего есть безуміе предъ Богомъ (1 Кор. 3, 19). Смирись, кичливый умъ, предъ ученіемъ Евангелія и предъ нищетою Христовой, сойди съ своего пьедестала, стань пониже, подойди къ этимъ бѣднымъ, коихъ Самъ Христосъ не стыдится называть Своею братіею, и протяни имъ руку помощи; не себѣ только собирай, не своимъ только прихотямъ удовлетворяй, — а и въ Бога богатѣй дѣлами добрыми, которыя и по смерти пойдутъ вслѣдъ за тобою. Итакъ, и природа и разумъ и слово Божіе внушаютъ намъ быть общительными съ ближними въ своемъ имуществѣ, податливыми, безъ роптанія, безъ скупости, охотно, съ усердіемъ, кротко и смиренно, благодушно помогать бѣднымъ, какъ братіямъ о Христѣ и какъ членамъ гражданскаго общества. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 648-653.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0