Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Слово въ недѣлю двадцать шестую по Пятьдесятницѣ.

Въ нынѣ чтенномъ евангеліи, братія мои, вы слышали притчу Спасителя о безумномъ богачѣ, который, получивъ отъ великодаровитаго Бога множество плодовъ земныхъ, хотѣлъ обратить ихъ единственно въ свое удовольствіе и не думалъ подѣлиться ими съ ближними нуждающимися; который мечталъ, что проживетъ въ этомъ мірѣ многія лѣта, и не думалъ о томъ, что, можетъ быть, въ эту же ночь душа его будетъ исторгнута изъ тѣла и восхищена будетъ на судъ къ Богу — нелицепріятному Судіи нашей жизни. Господь Іисусъ Христосъ, изрекшій эту притчу, предложилъ слушавшему Его народу слѣдующее нравоученіе: «не заботьтесь для души вашей, что вамъ ѣсть, ни для тѣла, во что одѣться: душа больше пищи, и тѣло одежды. Посмотрите на вороновъ: они но сѣютъ, ни жнутъ; нѣтъ у нихъ ни хранилищъ, ни житницъ, и Богъ питаетъ ихъ; сколько же вы лучше птицъ? Да и кто изъ васъ, заботясь, можетъ прибавить себѣ роста хотя на одинъ локоть? Итакъ если и малѣйшаго сдѣлать не можете, что заботитесь о прочемъ? Посмотрите на лиліи, какъ онѣ ростутъ: не трудятся, ни прядутъ; но говорю вамъ, что и Соломонъ во всей славѣ своей не одѣвался такъ, какъ всякая изъ нихъ. Если же траву на полѣ, которая сегодня есть, а завтра будетъ брошена въ печь, Богъ такъ одѣваетъ, то кольми паче васъ, маловѣры! Итакъ не ищите, что вамъ ѣсть, или что пить, и не безпокойтесь, потому что всего этого ищутъ люди міра сего (а вы другаго міра); вашъ же Отецъ знаетъ, что вы имѣете нужду въ томъ; наипаче ищите царствія Божія, и это все приложится вамъ» (Лук. 12, 22-31).

Обратимъ вниманіе на исполненныя безумія слова богатаго: получивъ хорошій урожай въ полѣ, онъ разсуждалъ самъ съ собою: что мнѣ дѣлать? Некуда мнѣ собрать плодовъ моихъ. Вотъ безумная забота: куда собрать множество плодовъ. Зачѣмъ же тебѣ собирать ихъ въ хранилища, скоплять и, можетъ быть, гноить ихъ? Развѣ Господь уродилъ ихъ для того, чтобы они лежали въ закромахъ и гнили? Или развѣ для того только, чтобы ты одинъ ими наслаждался? Не для того ли, чтобы ты дары благости раздѣлялъ съ сердечною благостію бѣднымъ своимъ братіямъ? или чтобы изъ даровъ милосердія ты сдѣлалъ дѣла милосердія? Развѣ ты одинъ живешь на свѣтѣ? Развѣ всѣ благоденствуютъ въ богатствѣ, подобно тебѣ? Развѣ ты не видишь голодныхъ, полунагихъ, изгоняемыхъ изъ жилищъ за неплатежъ денегъ, коихъ у нихъ нѣтъ; развѣ не видишь больныхъ, увѣчныхъ, хромыхъ, изуродованныхъ болѣзнію, кои всѣ нуждаются въ твоемъ пособіи? Что ты безумствуешь, говоря: некуда мнѣ собрать плодовъ моихъ? Какъ некуда? Вотъ тебѣ житницы: руки бѣдныхъ: преподай дары благости Божіей, данные для многихъ, — многимъ бѣднымъ и получи за это отъ Господа прощеніе грѣховъ и велію милость; поступивъ такимъ образомъ, ты поступишь сообразно съ волею Божіею, ибо Господь даетъ намъ избытки для вспоможенія бѣднымъ: ибо милостивіи сами помиловани будутъ (Матѳ. 5, 7); ты обрадуешь, осчастливишь многихъ; соберешь себѣ прекрасный запасъ благодарности и благословеній нищихъ и страждущихъ, который послужитъ тебѣ во спасеніе и залогомъ твоего благоденствія на землѣ и вѣчнаго благополучія въ будущей жизни. Не причастны ли многіе изъ насъ, братія мои, грѣху этого богача? Всякій изъ насъ, накопляющій въ своихъ хранилищахъ много денегъ, много одеждъ, много дорогой и часто ненужной посуды, подобенъ этому богачу и виновенъ предъ Богомъ въ жестокосердіи къ бѣднымъ. Какъ ты явишься къ праведному Судіи и Творцу, дары Коего ты расточилъ безумно и изъ даровъ благости и милосердія не сдѣлалъ, можетъ быть, ни одного дѣла милосердія, а всѣ употребилъ на удовлетвореніе безумныхъ похотей своей плоти? Ты употребляешь разнообразные налитки, ѣшь всякія лакомства, а бѣдному жалѣешь на хлѣбъ? Или проигрываешь въ карты цѣлые десятки рублей, а бѣдному не подаешь и нѣсколькихъ копѣекъ? Или устрояешь даже изъ серебряной и золотой посуды такъ называемыя горки, а бѣднаго допускаешь трястись отъ холода? Или тратишь множество денегъ на изысканную одежду, предписываемую модою, а нищаго, одѣтаго въ рубище, проходишь съ презрѣніемъ, какъ будто ты уже особенное какое высшее существо, чѣмъ нищій въ худой одеждѣ. Или имѣешь нѣсколько домовъ и собираешь большія деньги съ жильцовъ, — и эти деньги скопляешь, незнать кому, или издерживаешь все только на себя, роскошествуешь, пресыщаешься? Боюсь, ужасаюсь за тебя: что будетъ съ тобою по смерти, когда ты не въ состояніи будешь ничего взять съ собою и когда потребуетъ отъ тебя Судія дѣлъ любви и милосердія? Послушаемъ дальше безумныхъ рѣчей богача: «и сказалъ онъ: вотъ что сдѣлаю: сломаю житницы мои и построю бóльшія, и соберу туда весь хлѣбъ мой и все добро мое, и скажу душѣ моей: душа! много добра лежитъ у тебя на многіе годы: покойся, ѣшь, пей, веселись» (Лук. 12, 18-19). О, какъ эти слова богача и подобныя мысли подобныхъ ему нынѣшнихъ богачей непріятны Господу, Который посылаетъ намъ блага Свои не для того, чтобы они лежали въ житницахъ, а чтобы употребляемы были людьми въ пищу и наслажденіе, во славу и благодареніе Господа? До какой степени человѣкъ пристрастится къ землѣ и къ земной жизни, что онъ забываетъ Бога, щедраго всѣхъ благъ Подателя, и дѣлается, какъ камень, жестокосердъ къ ближнему своему, который одной съ нами природы и отъ одной съ нами крови! Слышите, чтó жестокосердый богачъ говоритъ душѣ своей: душа! много добра лежитъ у тебя на многіе годы: покойся, ѣшь, пей, веселись! Злая и зломудрствующая душа! Все занятіе въ жизни поставляетъ въ томъ лишь, чтобы покоиться, ѣсть, пить и веселиться! Не замѣчаете ли, что это въ духѣ нашего времени и нынѣшнихъ людей! И нынѣ поставляютъ благо жизни въ томъ, чтобы изобрѣтать различные роды прохлажденій, удовольствій, забавъ, ѣсть, пить и веселиться? О, бѣдныя души! совсѣмъ вы потеряли здравый, евангельскій смыслъ! Для того ли вы сотворены, чтобы только ѣсть, пить и веселиться? Въ этомъ ли ваше призваніе? Не въ томъ ли, чтобы очищать себя отъ всякой скверны плоти и духа и творить святыню, угождая Богу? Не крестъ ли скорбей, не крестъ ли упорной борьбы со грѣхомъ завѣщанъ вамъ вашимъ Спасителемъ? Не плачъ ли о грѣхахъ? Не воздержаніе ли? Не узкій ли и тернистый путь? А вы хотите только покоиться, ѣсть, пить, веселиться! Это — язычество, идолопоклонство; тутъ нѣтъ ничего хриcтіанскаго! Христіанинъ мудрствуетъ гóрняя, а не земная (Кол. 3, 2). И какъ мы можемъ распредѣлять свои наслажденія на многіе годы? Какъ мы можемъ назначать себѣ долгіе годы житія? Безумный! говоритъ Господь, въ сію ночь душу твою возьмутъ у тебя; кому же достанется то, что ты заготовилъ? и прибавляетъ: такъ бываетъ съ тѣмъ, кто собираетъ сокровища для себя, а не въ Бога богатѣетъ (Лук. 12, 20-21). Въ самомъ дѣлѣ, о будущемъ безпокоиться намъ не слѣдуетъ: мы имѣемъ неусыпнымъ Попечителемъ о насъ Самого Отца небеснаго, Который знаетъ, въ чемъ мы имѣемъ нужду, и Коему угодно, чтобы мы просили у Него насущнаго хлѣба только днесь — на нынѣшній день, Который хочетъ, чтобы сердце наше было отдано исключительно Ему, Источнику живота, Богу нашего сердца, а не сластямъ земнымъ, не врагу нашему — діаволу, прельщающему земными сластями и овладѣвающему нашими мыслями и сердцами чрезъ производимую имъ въ сердцѣ страсть къ земному. О, какъ тяжко, несносно это иго пристрастій земныхъ! Какъ оно душетлѣнно! Презримъ наслажденіе плоти, да вѣчно будемъ наслаждаться духомъ въ Богѣ! Соберемъ себѣ запасъ для будущей жизни дѣлами милосердія, будемъ не себѣ собирать, а въ Бога богатѣть; не будемъ пещись о томъ, что ѣсть и что пить или во что одѣваться, а будемъ искать царствія Божія и правды Его: и все это приложится намъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 643-648.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0