Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Поученіе въ недѣлю двадцать вторую по Пятьдесятницѣ.

Нынѣшнее евангеліе съ одной стороны обличаетъ и вразумляетъ роскошныхъ, изнѣженныхъ, надменныхъ и жестокосердыхъ богачей, веселящихся на вся дни свѣтло и нерадящихъ объ угожденіи Богу, о истинной пищѣ и истинномъ, непрестающемъ, небесномъ веселіи духа и о милосердіи къ бѣднымъ; съ другой — вливаетъ небесное утѣшеніе въ душу нищихъ горемыкъ въ мірѣ семъ, презираемыхъ своими богатыми собратіями, забывающимися въ своемъ богатствѣ и удовольствіяхъ.

Господь Іисусъ Христосъ, Коего каждое слово — истина, изображаетъ судьбу по смерти, вѣчную неизмѣнную судьбу тѣхъ и другихъ: нестерпимую муку такихъ богачей — въ пламени геенскомъ и утѣшеніе нищихъ, подобныхъ Лазарю, — въ лонѣ Авраамовомъ, въ селеніяхъ праведныхъ; приводитъ прошеніе богатаго о помощи у Авраама и Лазаря и рѣшительный отказъ богатому въ этой помощи, повидимому, самой ничтожной; говоритъ о непроходимой пропасти между адомъ и небомъ, между мѣстомъ мученія грѣшниковъ и мѣстомъ блаженства праведниковъ; затѣмъ говоритъ о новой просьбѣ богача къ Аврааму, чтобы онъ послалъ Лазаря въ домъ отца этого богатаго для засвидѣтельствованія пяти братьямъ, подобно ему живущимъ въ роскоши, праздности и весельѣ, — о существованіи по смерти ужасныхъ мученій для грѣшниковъ, — и о новомъ отказѣ ему въ удовлетвореніи этой просьбы, какъ неосновательной и безразсудной.

Почерпнемъ же всѣ урокъ для жизни своей изъ нынѣшняго евангелія, — осудимъ суету, безуміе нашей жизни, сластолюбіе, любостяжаніе наше, гордость нашу, неблагодарность нашу предъ Богомъ, наше жестокосердіе къ ближнимъ. Въ нынѣшнее время больше, чѣмъ когда-либо, усилилась страсть къ одеждѣ изысканной, роскошной, къ разгульной — на всякій день жизни. Моды кружатъ головы многихъ дѣвицъ и женщинъ, да и многихъ женоподобныхъ мужчинъ, занимаютъ всю ихъ душу и не даютъ подумать о единомъ на потребу — о спасеніи души отъ грѣховъ и страстей — отъ огня геенскаго, о преклоненіи на милость слезами покаянія Судіи праведнаго, хотящаго судить вселенную по правдѣ (Псал. 9, 9); о стяжаніи вѣры въ Господа, о перемѣнѣ жизни языческой на христіанскую, сообразную съ Евангеліемъ.

Страсть къ плотскому веселью, особенно къ веселью пьянственному, трактирному, театральному, зрѣлищному также господствуетъ нынѣ между называющимися христіанами; нерѣдко видны пьяные едва не на всякомъ шагу; театры наполняются праздными, любящими проводить время легко, играючи, зрителями, и даже въ дни воскресные и праздничные, которые надо посвящать всецѣло размышленію о величайшихъ дѣлахъ Промысла божественнаго касательно насъ и благодаренію за оный Господа. Боже мой! какъ велики наши неправды! Мы небрежемъ о угожденіи Тебѣ, нашему Творцу, Спасителю и Судіи, о исполненіи Твоихъ спасительныхъ повелѣній, въ коихъ животъ и благополучіе наше временное и вѣчное, — нерадимъ о спасеніи душъ нашихъ, котораго нѣтъ ничего дороже, для котораго Ты сошелъ съ небесъ, пострадалъ, умеръ и воскресъ, — и кому же угождаемъ? Плоти и діаволу, плоти, которая сегодня жива, а завтра, быть можетъ, будетъ мертва, хладна, недвижима, смердяща.

Мы не жалѣемъ для удовольствій плотскихъ ничего, а для братіи своей — для бѣдныхъ жалѣемъ нѣсколькихъ копѣекъ. Но, братія, «Богъ терпитъ до конца, а мучитъ безъ конца». Не убѣжимъ и мы отъ суда огня геенскаго, если не бросимъ свои гулянья, свои пьянства, свою страсть — изысканно одѣваться и не позаботимся утолить гладъ души своей, не гладъ хлѣба и не жажду воды, но гладъ мира Божія, святыни, правды Божіей, исполненія заповѣдей Христовыхъ. Вотъ нынѣшнее евангеліе заблаговременно объявляетъ участь послѣ смерти всѣхъ гулякъ; они будутъ въ пламени, въ мукахъ, въ мукахъ ужасныхъ, безъ надежды на окончаніе ихъ. У кого есть уши слышать, да слышитъ и да поспѣшитъ исправиться: ибо смерть ко всякому близка, а вмѣстѣ съ нею и судъ: ибо лежитъ человѣкомъ единою умрети, потомъ же судъ (Евр. 9, 27). Но что я слышу отъ этихъ гулякъ? Очень многіе изъ нихъ не вѣруютъ, что по смерти есть такія ужасныя мученія, и думаютъ, что будто всѣ проказы ихъ пройдутъ даромъ, что будто бы по смерти ничего не будетъ. Вотъ и упоминаемый въ евангеліи богачъ, брошенный по смерти въ огонь геенскій, проситъ Авраама послать Лазаря къ братьямъ своимъ для увѣренія въ томъ, что есть мука ужасная по смерти для всѣхъ нераскаянныхъ грѣшниковъ; значитъ, и они, подобно ему, жили нерадиво, между прочимъ, по причинѣ невѣрія въ праведное воздаяніе всѣмъ по смерти. Нѣтъ, друзья, — не обольщайтесь: Богъ неложенъ въ Своихъ угрозахъ и обѣтованіяхъ, — во вѣки не было лжи въ устахъ Господа; множество святыхъ словесъ Его исполнилось въ точности; исполнятся и остальныя. Не можно тому быть, чтобы Господь не наградилъ усердно исполняющихъ Его заповѣди, напримѣръ, заповѣди — о терпѣніи, воздержаніи, кротости, смиреніи, чистотѣ и цѣломудріи, и не наказалъ тѣхъ, кои безстрашно противятся Ему, оскверняютъ въ себѣ непрестанно образъ Божій — невоздержаніемъ, нечистотою плоти, непомѣрнымъ любостяжаніемъ, гордыней и прочими страстями. Огонь геенскій готовъ. Всяко древо, еже не творитъ плода добра, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо (Матѳ. 3, 10). А это древо неплодное — кто? Нераскаянно живущій грѣшникъ; а этотъ огонь — огонь не нашъ, земной, слабый, а огонь геенскій, въ тысячу разъ лютѣйшій: ибо все тамошнее несравненно превосходитъ все здѣшнее; здѣшній огонь сравнительно съ геенскимъ — одна тѣнь. Скажете: это ужасно. Да, ужасно. Отъ такого-то ужаснаго огня, отъ такого-то ужаснаго мученія пришелъ насъ спасти Сынъ Божій; и какихъ ужасныхъ мученій стоило Ему, безгрѣшному и святѣйшему Богочеловѣку, это наше спасеніе? А мы и послѣ этого осмѣливаемся жить нерадиво — да еще и не вѣрить тому, что есть огонь геенскій. Чему же послѣ этого мы будемъ вѣрить?

Братія мои! оставимъ невоздержаніе и роскошь, безпечность о душѣ своей, о душѣ, которой нѣтъ цѣны; презримъ временныя удовольствія, какъ сонъ исчезающія, но въ вѣчную муку ввергающія, если не исправимся, и прочее время живота нашего станемъ проводить въ покаяніи, въ воздержаніи, въ трудахъ благословенныхъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 576-580.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0