Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Слово въ недѣлю двадцать первую по Пятьдесятницѣ.
О различномъ дѣйствіи слова Божія на сердца человѣческія, по различію сердецъ.

Сегодня, возлюбленные, была читана евангельская притча о сѣятелѣ и сѣмени; о неодинаковомъ качествѣ земли, на которую упало сѣмя, и о различной судьбѣ сѣмени. Въ концѣ евангельскаго чтенія притча объяснена Самимъ Господомъ, по просьбѣ учениковъ Его (Лук. 8, 5-15).

Жалкіи человѣкъ! бѣдный человѣкъ! Сколько ему препятствій въ дѣлѣ самомъ важномъ, въ дѣлѣ спасенія своей души! То самъ попираетъ онъ спасительное сѣмя слова Божія, могущее умудрить его во спасеніе, — попираетъ или намѣренно, сознательно, глумясь, или — по легкомыслію, нерадѣнію и невѣжеству; — то всесвѣтный злодѣй и губитель рода человѣческаго діаволъ похищаетъ спасительное слово; — то окаменѣніе и ожесточеніе сердца не даетъ ему спастись; то — терніе или разныя заботы, страсти и наслажденія житейскія, богатство, ставятъ ему неодолимыя преграды ко спасенію. Только немногіе, съ добрымъ и благимъ сердцемъ, съ истиннымъ разумомъ, оцѣниваютъ какъ должно свое спасеніе и съ терпѣніемъ пользуются даруемыми средствами къ спасенію и — спасаются. Много званныхъ, но мало избранныхъ. Дивное дѣло! Но что же это наконецъ?.. Кто виноватъ въ этой нелѣпости, въ этой вольной погибели людей? Виноватъ самъ человѣкъ, попирающій, а нерѣдко учащійся повседневно попирать чудные, великіе, безчисленные дары Божіи. Господь Богъ, создавшій его по образу и подобію Своему, въ правдѣ и святынѣ, далъ ему всю возможность, всѣ средства и силы къ животу и благочестію. Человѣкъ по лѣности и невѣжеству, по нерадѣнію и упорству, по неразумному пристрастію къ здѣшней, подобно тѣни, проходящей жизни, самъ стремглавъ несется въ погибель, отталкивая спасающую его десницу Божію. Кто же виноватъ въ погибели, какъ не самъ человѣкъ? Вы скажете: невозможно или, по крайней мѣрѣ, трудно спастись! Да вѣдь спаслось же безчисленное множество подобострастныхъ намъ людей; спасаются же нынѣ, хотя немногіе. — Трудно спастись! Да ужели безъ труда хотите вы получить вѣчную жизнь, въ блаженномъ соединеніи съ Богомъ, съ Богоматерью, съ Ангелами, со всѣми святыми? — ужели безъ труда самоочищенія — при помощи благодати — безъ труда молитвы, бдѣнія, безъ милостыни, безъ кротости, безъ смиренія, безъ воздержанія! Для пріобрѣтенія земныхъ благъ трудиться не считаемъ лишнимъ — и трудимся, часто всѣми своими силами, а для полученія вѣчнаго блаженства опускаемъ руки. Да и не то, чтобы дѣло спасенія было крайне трудное: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 30), говоритъ Спаситель. Да, при помощи Божіей, оно становится мало-по-малу легкимъ, хотя вначалѣ и затрудняетъ его упорная борьба съ грѣхомъ. Но развѣ и грѣхъ не есть дѣло крайне трудное, какъ противоестественное, чуждое нашей божественной природѣ? Развѣ грѣхъ не мучителенъ? Если согрѣшая трудимся, то какъ не потрудиться — дѣлая правду, спасая отъ грѣха душу? Тамъ конецъ — смерть, а здѣсь — жизнь вѣчная. Оброцы грѣха — смерть; дарованіе же Божіе — животъ вѣчный (Рим. 6, 23).

Настоящая притча о сѣятелѣ и сѣмени сказана не для того только, чтобы поощрить слушателей съ добрымъ и благимъ сердцемъ къ более ревностному исполненію слова Божія и къ большему усовершенствованію въ добродѣтели, — но и для того, чтобы и людей разсѣянныхъ, нерадивыхъ, жестокосердыхъ и обладаемыхъ страстями заставитъ воспрянуть и внимательно слушать слово Божіе и со страхомъ содѣвать свое спасеніе. Благодать Божія можетъ измѣнить къ лучшему всякое сердце, — сотворить со всякимъ человѣкомъ чудо спасенія, только бы самъ человѣкъ вѣровалъ, хотѣлъ спастись, искалъ спасенія, позналъ бездну грѣховъ своихъ и — то, какую бездну они изрываютъ между согрѣшающими произвольно и между Богомъ; только бы покорялся спасающей его благодати Божіей и не отталкивалъ отъ себя спасающую десницу Божію. Были и есть тысячи примѣровъ спасенія такихъ людей, которые были прежде разсѣянны, легкомысленны, жестокосерды, подвержены всякимъ страстямъ. Они вняли слову Божію, не воспротивились, послѣдовали ему, и спаслись и теперь блаженствуютъ въ, Царствѣ небесномъ. Нѣтъ ничего невозможнаго для Бога: Онъ можетъ и закоренѣлаго грѣшника спасти; можетъ со дна адова вознести его на высоту царствія Своего и блаженства вѣчнаго, какъ благоразумнаго разбойника, какъ Марію Египетскую, утопавшую въ безднѣ грѣха. Только бы самъ человѣкъ того желалъ, просилъ и ревностно стремился ко спасенію; ибо Господь не хочетъ насильно влечь насъ ко спасенію, чтобы и самое спасеніе, какъ подневольное, не стало ему противнымъ: ибо намъ дорого и пріятно только то, что мы сами возлюбили, какъ достойное любви, чего сами домогались, — съ чѣмъ сроднились, что стало нашимъ сокровищемъ, нашей какъ бы природой. А такова именно добродѣтель христіанская, таково Царствіе Божіе: — его надобно познать, возлюбить всѣмъ сердцемъ, усвоить здѣсь на землѣ, укоренить въ своемъ сердцѣ такъ, чтобы оно проникло совершенно всю душу и не оставило никакого мѣста въ сердцѣ всепагубному и вселестному грѣху.

Христіанинъ! брось же свою гибельную разсѣянность, свое невѣріе, невниманіе, нерадѣніе, свою лѣность ко спасенію; не топчи чудныхъ даровъ благодати; читай или слушай усердно слово Божіе, открывающее тебѣ путь ко спасенію; исполняй его по крайнему разумѣнію и силѣ; побѣди свое жестокосердіе и окаменѣніе; умягчи, какъ воскъ, свое сердце — огнемъ благодати Святаго Духа и слезами покаянія; исторгни изъ сердца терны грѣховные, хотя это и прискорбно, болѣзненно, ибо они сдѣлались твоею второю природою. Ты не можешь, говоришь, но благодать Божія всесильна: она поможетъ тебѣ совершить легко все, дѣло твоего спасенія.

Говоря о сѣмени слова Божія, питающемъ душу человѣческую, я вспоминаю еще о сѣмени земномъ, тлѣнномъ, о хлѣбномъ сѣмени, — о нынѣшнемъ неурожаѣ хлѣбныхъ злаковъ, о дороговизнѣ хлѣба, небывалой дороговизнѣ: а неурожай произошелъ отъ истребленія хлѣбныхъ сѣмянъ насѣкомыми и червями или отъ засухи. Эти бѣды отъ чего? — Отъ грѣховъ нашихъ. Не приносимъ мы Господу Богу нашему плодовъ покаянія и исправленія окаяннаго житія своего; отнимаетъ и у насъ Господь плоды земные, за которые мы не умѣли и не хотѣли быть благодарными Ему, не хотѣли творить волю Его и стали злы, лукавы, горды, неправдивы, невоздержны, пустословы и сквернословы, корыстолюбивы, жестоки, скупы, немилостивы, нечисты. Очевидно, надъ нами виситъ жезлъ отеческаго правосудія. Богъ наказываетъ насъ неурожаями, пожарами, наводненіями, изнурительными войнами, губительными повѣтріями и болѣзнями. Но вразумимся ли мы, покаемся ли, исправимся ли? — Не ожестѣли ли, не окаменѣли ли мы совсѣмъ сердцами своими? Боже избави! Гдѣ же будетъ тогда Царствіе Божіе на землѣ, если его не будетъ въ христіанахъ, называющихся православными, въ землѣ православія, гдѣ столько драгоцѣнныхъ Богу залоговъ святыни православной; столько святыхъ мощей угодниковъ Божіихъ; столько чудотворныхъ иконъ, столько благолѣпныхъ храмовъ; гдѣ такое небесное на землѣ служеніе? Или отнимется отъ насъ царствіе Божіе и дастся народу, творящему плоды его (Матѳ.21, 43)? О, да не постыдимся во вѣки; да исправитъ насъ Господь жезломъ наказующимъ и да не лишитъ насъ милости Своей и Царствія Своего. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 554-558.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0