Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Поученіе въ недѣлю шестнадцатую по Пятьдесятницѣ.

Вы слышали, возлюбленные братія, изъ нынѣ чтеннаго евангелія притчу Спасителя о талантахъ? притча эта весьма поучительна. Всѣмъ нужно знать ея значеніе и помнить ее всегда. Приклоните вашъ слухъ. Вотъ ея значеніе. Въ ней говорится о рабахъ, которымъ господинъ, отправляющійся въ дальнюю сторону, поручилъ свое имѣніе: и одному далъ пять талантовъ, другому — два, третьему — одинъ, — каждому по его силамъ (Матѳ. 25, 14-30). Замѣтьте. Эти рабы — мы люди. Этотъ господинъ — есть Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Творецъ нашъ, Раздаятель талантовъ, вознесшійся отъ насъ на небо, сѣдящій одесную Отца и опять имѣющій придти на землю судить живыхъ и мертвыхъ. Имѣніе или таланты — это душевныя силы и способности, равно и тѣлесныя силы, которыя далъ намъ Богъ и коими въ этомъ вѣкѣ мы все дѣлаемъ, которыя пускаемъ какъ бы въ оборотъ и посредствомъ коихъ по мѣрѣ своего умѣнія и усердія умножаемъ свое духовное богатство. Подъ талантами слѣдуетъ разумѣть и то служеніе въ обществѣ, какое каждому Богъ ввѣрилъ, смотря по его способностямъ, или то матеріальное богатство, какое кто имѣетъ. По смыслу притчи кто больше талантовъ получилъ отъ Господа, тотъ, естественно, больше долженъ сдѣлать добра для ближнихъ, больше долженъ усовершенствовать себя въ настоящей жизни, для жизни будущей, — а кто меньше, — съ того меньше потребуютъ и отчета. Съ обыкновеннаго человѣка потребуютъ: добросовѣстно-ли онъ трудился и велъ дѣла свои; богатый не составилъ ли себѣ богатства обманомъ, хитростію, происками или играми, процентами, жилъ ли самъ и воспиталъ ли дѣтей своихъ въ страхѣ Божіемъ; исполнялъ ли христіанскій долгъ молитвы, освящался ли таинствами, подавалъ ли милостыню? Всякій свое бремя понесетъ. Съ священника потребуютъ отчета въ служеніи, ученіи и жизни: научилъ ли онъ вѣрѣ и доброй жизни своихъ пасомыхъ, воспиталъ ли онъ ихъ для вѣчной жизни? Но послушайте дальше притчи. Получившій отъ господина пять талантовъ (вѣсъ серебра) пошелъ, сталъ трудиться и пріобрѣлъ на нихъ еще пять талантовъ; получившій два — пріобрѣлъ другіе два, а получившій одинъ — взялъ да и зарылъ талантъ своего господина въ землѣ, т. е. всю жизнь прожилъ въ безразсудной, непростительной лѣности, ѣлъ, пилъ, веселился, обогащался всѣми возможными средствами, чтобы только весело жить здѣсь; а о той жизни, о вѣрѣ, о молитвѣ, о добрыхъ дѣлахъ не заботился. Ясно, что талантъ его зарытъ въ землю, такъ какъ таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственныя способности, — не земное сокровище, а духовное, и не въ землѣ имъ лежать, не на земныя только дѣла употреблять, а при помощи ихъ намъ надобно навыкнуть небеснымъ, святымъ нравамъ и стяжать вѣчную жизнь. Не скрывайте себѣ сокровищъ на земли, идѣже червь и тля тлитъ, говоритъ Господь, и идѣже татіе подкопываютъ и крадутъ; скрывайте же себѣ сокровище на небеси, идѣже ни червь, ни тля тлитъ, и идѣже татіе не подкопываютъ, ни крадутъ (Матѳ. 6, 19-20), (т. е. дѣлайте добрыя дѣла не для земли и земныхъ, житейскихъ выгодъ, а для неба, для Бога, для вѣчности). Итакъ, честь, братія, рабамъ получившимъ пять и два таланта и умножившимъ имѣніе господина; — позоръ, крайній позоръ получившему одинъ талантъ и по лѣности и упрямству зарывшему его въ землю. А много есть этихъ недостойныхъ имени человѣка людей, которые зарываютъ талантъ свой въ землю, которые только пьютъ, ѣдятъ, веселятся, обманываютъ, крадутъ и проч. Но смотрите, что ожидаетъ тѣхъ и другихъ рабовъ: — приходитъ время дать отчетъ въ томъ, какъ употреблено серебро господина. Приходитъ господинъ, т. е. Господь, вознесшійся на небо, приходитъ на страшный судъ, чтобы потребовать отчетъ съ рабовъ Своихъ. Являются рабы Его, — коимъ ввѣрены таланты. Подходитъ принявшій пять талантовъ и показываетъ Господину десять талантовъ; потомъ приходитъ принявшій два и показываетъ четыре. Господь, одобряя каждаго изъ нихъ за пріумноженіе, говоритъ: хорошо, добрый и вѣрный рабъ, въ маломъ ты былъ вѣренъ, надъ многимъ тебя поставлю: войди въ радость Господина твоего; потомъ подходитъ принявшіи одинъ талантъ, и что же? — Ничего не сдѣлавши въ отсутствіе Господина, когда пришелъ этотъ Господинъ, лѣнивый рабъ говоритъ Ему дерзости, называя Его человѣкомъ жестокимъ, который жнетъ будто бы тамъ, гдѣ не сѣялъ, и собираетъ тамъ, гдѣ не расточилъ. Не такъ ли говорятъ, братія, всѣ лѣнивые, недобрые, невѣрные христіане, которые въ извиненіе своей непростительной лѣности трудиться для добра, для образованія себя по духу христіанской вѣры, слагаютъ вину свою на вѣру, на Церковь, на Самого Господа, называя предписанія вѣры трудными, неудобоисполнимыми, а благаго Господа дерзая называть какимъ-то жестокимъ, требующимъ почти невозможнаго! О, лѣнивые рабы! Посмотрите на своихъ собратій, получившихъ пять и два таланта: они обличатъ васъ. Какъ же они умножили свои таланты, какъ же они не говорятъ ничего подобнаго своему Господину? Но посмотрите, братія, что дальше говоритъ Господу лѣнивый рабъ: такъ какъ Ты такой и такой Господинъ, говоритъ, то я убоясь пошелъ и скрылъ талантъ Твой въ землѣ: вотъ Тебѣ Твое. Въ землѣ: гдѣ же это? гдѣ, какъ не въ своей грѣшной плоти, изнуривъ свои силы и способности на удовлетвореніе своимъ страстямъ. Придите, братія, ко гробу лѣниваго и вздохните у него тяжко, тяжко; тутъ вы увидите зарытымъ въ землю и единственный его талантъ; ничего для неба онъ не сдѣлалъ, все понесъ съ собою въ землю. Правду ты сказалъ, бѣдный человѣкъ, вѣчныхъ слезъ достойный человѣкъ! Но вотъ ему и подобнымъ ему приговоръ праведнаго Судіи: лукавыи рабъ и лѣнивый! ты зналъ, что Я жну, гдѣ не сѣялъ, и собираю, гдѣ не разсыпалъ: посему надлежало тебѣ отдать серебро Мое торгующимъ; и Я, пришедъ, получилъ бы Мое съ прибылью. Какъ не требовать Господу отъ христіанъ прибыли добрыхъ дѣлъ, когда Онъ въ помощь имъ отдалъ всѣ сокровища Своей вспомоществующей и вседѣйствующей благодати; какъ не требовать Ему прибыли отъ христіанина — для его же вѣчнаго блаженства, когда у Господа дерево приноситъ ежегодно обильный плодъ, когда зерно даетъ на полѣ прибыль? Воистину, достодолжной прибыли требуетъ Господь: и грѣхъ, тяжкій грѣхъ христіанину не творить въ жизни плода добродѣтели и оставаться безплодною смоковницею, только мѣсто напрасно занимающею. Послушайте, наконецъ, судъ надъ лѣнивымъ рабомъ: Господь говоритъ: итакъ, возьмите у него талантъ и дайте имѣющему десять талантовъ; ибо всякому имѣющему дастся и пріумножится; а у неимѣющаго отнимется и то, что имѣетъ. А негоднаго раба выбросьте во тьму внѣшнюю: тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ. Страхъ, братія, обнимаетъ душу, когда помыслишь, что между христіанами есть множество лѣнивыхъ рабовъ, которые живутъ безпечно, въ удовольствіяхъ, и вовсе не помышляютъ объ этой страшной, вѣчной тьмѣ внѣшней, гдѣ ихъ ожидаетъ непрестающій плачъ и скрежетъ зубовъ. Господи! твори волю Твою съ нами! Молимся Тебѣ, да обратятся всѣ лѣнивые рабы къ Тебѣ въ покаяніи и добродѣтели. Если же нѣтъ: — то они по истинѣ достойны Твоего грознаго, но праведнаго суда. Кто имѣетъ уши слышать, да слышитъ! Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 494-498.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0