Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Слово въ недѣлю по Воздвиженіи и въ недѣлю пятнадцатую по Пятьдесятницѣ.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Въ нынѣшнее воскресенье, называемое въ церковномъ порядкѣ недѣлею по Воздвиженіи Креста, положено уставомъ церковнымъ читать евангеліе о самоотверженіи и крестоношеніи, требуемыхъ Евангеліемъ отъ всякаго желающаго слѣдовать за Христомъ (Марк. 8, 34-38). Итакъ, объ этомъ и побесѣдуемъ теперь во славу Христа и въ наше просвѣщеніе и спасеніе.

Кто хочетъ идти за Мною, говоритъ Господь, твергнись себя, и возьми крестъ свой, и слѣдуй за Мною. Господь никого не принуждаетъ идти за Нимъ, но оставляетъ на добрую волю каждаго — слѣдовать или не слѣдовать за Нимъ, для Него ли жить, для правды и святыни, для вѣчнаго съ Нимъ соцарствія, — или — для себя, для плоти и для угожденія своимъ страстямъ, міру прелюбодѣйному и грѣшному и — діаволу, и для вѣчной срамоты и муки. Господь оставляетъ нашу свободную волю неприкосновенною; ибо хочетъ, чтобы мы добровольно, по убѣжденію сердца любили Его, исполняли заповѣди Его и отвращались нелѣпыхъ, пагубныхъ страстей; а не какъ рабы, по принужденію и подневольно. Но какъ не слѣдовать за Тобою, сладчайшій Іисусе, вѣчный Животъ нашъ, дыханіе наше, Свѣтъ нашъ, Радость и блаженство наше! Кто послѣдуетъ за Тобою невозвратно, тотъ и здѣсь предвкушаетъ блаженство небесное и непремѣнно наслѣдуетъ вѣчное блаженство съ Тобою. Это истина непреложная, всерадостная, бросающаяся, такъ сказать, въ глаза всякому свою очевидностію.

Такъ за Христомъ послѣдовали съ радостію апостолы, мученики, преподобные, праведные и всѣ святые древнихъ и новыхъ временъ охотно пожертвовали для Господа всѣми благами міра, самою жизнію своею, — и не погрѣшили въ своемъ упованіи, не обманулись въ своеи надеждѣ, наслѣдовали непоколебимое, вѣчное Царство. Отчего же большая частъ людей не слѣдуетъ за Христомъ? По невѣрію или маловѣрію, по пристрастію къ временной жизни и ея скоропреходяшимъ благамъ, по гордости и киченію образованія мірскаго, не просвѣщаемаго благодатію, — по нечистотѣ страстнаго сердца и по утвердившейся наклонности воли къ преслѣдованію только земныхъ цѣлей; по духовному невѣжеству; по неразвитію вкуса къ духовнымъ благамъ, которыя требуютъ подготовки, упражненія мысли и сердца въ предметахъ духовныхъ, какъ то: въ молитвѣ, богомысліи, чтеніи слова Божія и въ дѣлахъ любви и милосердія христіанскаго и обученіи плоти — воздержанію. Но чего лишается, какихъ чудныхъ благъ, какого мира, какой сладости духовной, какого духовнаго свѣта, какого блаженства, человѣкъ, не слѣдующій за Христомъ, а сдѣдующій только своимъ грѣховнымъ пожеланіямъ, привычкамъ, страстямъ, наклонностямъ? Что въ мірѣ можетъ замѣнить Христа, безсмертнаго Живота? Ничто. Никакія сокровища, никакія наслажденія и утѣхи. Отвергнись себя, говоритъ далѣе Господь, и возьми крестъ свой и слѣдуй за Мною. Отвергнись себя, это значитъ — отвергнись своей грѣшной воли, своихъ порочныхъ наклонностей, поползновеній, страстей, словомъ сказать, — всякаго грѣха, въ тебѣ живущаго, дѣйствующаго, вяжущаго тебя, омрачающаго, оскверняющаго, унижающаго и безчестящаго тебя, препятствующаго тебѣ идти за Христомъ на небо, — стремиться къ истинному покаянію, къ чистой добродѣтели и совершенству христіанскому и дѣлающаго тебя рабомъ тлѣнія и смерти, извращающаго твою природу, созданную по Богу въ правдѣ и святости, — уготовляющаго тебѣ вѣчную разлуку съ Богомъ и вѣчную муку. Да, братія и сестры! отвергнуться себя нужно непремѣнно. Если мы безпристрастно, по чистой совѣсти вникнемъ въ себя, въ нашу совѣсть, въ наше сердце, въ наши дѣла, въ наше бездѣлье и во всю суетную жизнь нашу, то сейчасъ найдемъ, что мы большею частью и мыслимъ, и желаемъ, и говоримъ, и дѣлаемъ не то, что существенно намъ необходимо; не по намѣренію и волѣ нашего всеблагаго и премудраго Творца и Господа, а противное Его намѣреніямъ, по своей превратной, порочной волѣ. Вникните тщательно въ свое сердце. Чѣмъ оно занято? Что оно любитъ? Къ чему оно влечется? Къ Творцу ли своему, къ добру ли, къ правдѣ ли и святости, къ истинному ли благополучію и блаженству, къ взаимной ли любви и помощи? Нѣтъ. Сердца заняты большею частію собою, проникнуты эгоизмомъ. Околько страстей въ одномъ сердцѣ! Сколько источниковъ смерти! Каждая страсть — источникъ смерти: ибо каждая можетъ убить человѣка на вѣки, если онъ не раскается и не перемѣнится, не броситъ ее. Итакъ, человѣкъ, отвергнись себя. Но это тяжело; страсти сдѣлались твоею второю природою. Что дѣлать! И отсѣченіе членовъ тѣла бываетъ очень болѣзненно, но, когда оно необходимо, то даютъ на отсѣченіе и руку и ногу и даже глазъ на исторженіе. То же надо дѣлать и со своими страстями. Если правая рука твоя соблазняетъ тебя, отсѣки ее и брось отъ себя (Матѳ. 5, 30), т. е. не руку тѣла, а страсть, которая въ душѣ твоей, сдѣлавшаяся какъ бы рукою твоею, т. е. какъ бы природнымъ членомъ твоимъ; это будетъ для тебя болѣзненно, какъ бы распинаніе на крестѣ, но за то спасительно и приведетъ тебя къ вѣчной жизни; ты избавишься отъ всегубительнаго яда — грѣха, отъ власти діавола, отъ огня адскаго. Возьми крестъ свой и слѣдуй за Христомъ, т. е. исполняй Его волю, Его заповѣди, уставы, совѣты. И воины на войнѣ слѣдуютъ твердо указаніямъ полководца, чтобы одержать побѣду, и — побѣждаютъ; побѣдишь и ты, если будешь слѣдовать за Своимъ всемогущимъ Вождемъ — Христомъ. Ибо кто хочетъ душу свою сберечь, говоритъ Господь, тотъ потеряетъ ее. Что здѣсь значитъ беречь душу свою? Значитъ не трогать страстей души, оставлять ихъ въ покоѣ, давать имъ жить и крѣпнуть и владѣть нашимъ умомъ и нашимъ сердцемъ и нашей волей, словомъ — душой и тѣломъ; жить нераскаянно, не помышляя о смерти и о судѣ вѣчномъ. Беречь себя такимъ образомъ значитъ — вѣчно губить душу свою, терять ее.

Надо замѣтить, что Господь, говоря это, разумѣлъ преимущественно время гоненій за вѣру въ Него и случаи исповѣданія имени Его предъ гонителями: ибо были нѣкоторые изъ христіанъ и такіе, которые для сохраненія временной жизни, богатства, почестей, отрекались отъ Христа и отъ христіанской вѣры и тѣмъ потеряли душу свою, погибали чрезъ свое отреченіе, чрезъ пристрастіе къ земнымъ благамъ. Но и теперь есть многіе, которые чрезмѣрно любя временную жизнь и ея блага и жизнь плотскую, — отрекаются слѣдовать за Христомъ, исполнять Его заповѣди, живутъ противно обязанностямъ своего званія и не каются въ томъ — и такимъ образомъ теряютъ свою душу для вѣчности. А кто потеряетъ душу свою ради Меня и Евангелія, говоритъ Господь въ сегодняшнемъ евангеліи, тотъ сбережетъ ее. Здѣсь опять преимущественно разумѣются случаи съ мучениками, которые для Христа, для сохраненія вѣры въ Него и любви къ Нему добровольно лишались имущества, чиновъ, родныхъ и самой жизни своей, и такимъ образомъ сберегали жизнь свою для вѣчности, для Христа и Его вѣчнаго царства. Ибо какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою? Это сказано въ поясненіе предъидущей мысли, т. е. что лучше лишиться всѣхъ богатствъ, почестей, родныхъ, самой жизни по плоти, чѣмъ погубить на вѣки душу свою чрезъ отреченіе отъ Бога, для сохраненія временной жизни и временныхъ выгодъ, скоро покидающихъ насъ. Душа несравненно дороже всего міра, какъ созданная по образу Божію и предназначенная къ безсмертію, — и ее нельзя ничѣмъ искупить отъ вѣчныхъ мученій, если здѣсь не искупимъ ее вѣрою въ заслуги Искупителя, въ искупительную кровь, мужественнымъ исповѣданіемъ имени Его и доброю жизнію. Ибо кто постыдится Меня и Моихъ словъ, говоритъ Господь, въ родѣ семъ прелюбодѣйномъ и грѣшномъ, того постыдится и Сынъ человѣческій, когда придетъ въ славѣ Отца Своего со святыми Ангелами. Здѣсь говорится о необходимости дерзновенія или смѣлости и мужества при исповѣданіи Христа, Сына Божія, о непощаденіи жизни своей для Христа и о послѣдованіи Его волѣ, потому что если кто здѣсь почтетъ за стыдъ слѣдовать Ему, исполнять заповѣди Его, или постыдится слѣдовать постановленіямъ Церкви Его, ради угожденія міру, плоти и діаволу, — того не признаетъ своимъ и Сынъ Божій во второе пришествіе Свое и на страшномъ судѣ Своемъ. Страшное слово, братія и сестры! Отбросимъ же ложный стыдъ и лѣность къ благочестію, къ посѣщенію Богослуженія, лѣность къ чтенію слова Божія и поученію въ немъ, отвержемся себя, отбросимъ угожденіе многострастной плоти, во злѣ дежащему міру и міродержцу — діаволу, — возьмемъ крестъ свой и послѣдуемъ за Христомъ, Агнцемъ Божіимъ, вземлющимъ грѣхи міра, за нашимъ Царемъ и Господомъ, уготовавшимъ намъ Царство на небеси отъ сложенія міра. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 488-493.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0