Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Поученіе въ третью недѣлю по Пятьдесятницѣ.

Свѣтильникъ для тѣла есть око. Итакъ, если око твое будетъ чисто, то все тѣло твое будетъ свѣтло; если же око твое будетъ худо, то все тѣло твое будетъ темно (Матѳ. 6, 22-23).

Смыслъ читаннаго нынѣ евангелія можно представить въ сокращенномъ видѣ слѣдующимъ образомъ: душа человѣческая омрачена тьмою безчисленныхъ согрѣшеній и оттого крайне бѣдствуетъ, угрожаемая, въ случаѣ нераскаянности и неисправленія, вѣчными муками. Между тѣмъ люди менѣе всего думаютъ и заботятся о просвѣщеніи и спасеніи своей души, а всю заботу прилагаютъ о маловременномъ и скоропреходящемъ тѣлѣ и благахъ тѣлесныхъ: пищѣ, питьѣ, одеждѣ, жилищѣ въ очевидный, гибельный ущербъ или вредъ душѣ своей. Въ нынѣшнемъ евангеліи Господь кротко обличаетъ это несмысліе наше и научаетъ насъ прежде и болѣе всего заботиться о душѣ: не душа ли больше пищи (Матѳ. 6, 25)? и искать преимущественно царствія Божія, которое внутрь насъ есть (Лук. 17, 21) и должно быть, какъ въ созданныхъ по образу и подобію Божію, — и правды Божіей, такъ какъ мы живемъ во всякой неправдѣ, обремененные безчисленными грѣхами.

Для ясности и убѣдительности Господь приводитъ въ Своей рѣчи сравненія отъ видимыхъ вещей. Въ примѣръ беретъ нашъ глазъ и наше тѣло. Свѣтильникъ для тѣла, говоритъ, есть око. Итакъ, если око твое будетъ чисто, то все тѣло твое будетъ свѣтло; если же око твое будетъ худо, то все тѣло твое будетъ темно. Итакъ, если свѣтъ, который въ тебѣ, тьма, то какова же тьма?

Подъ глазомъ, или окомъ разумѣть должно наше сердце или умъ, подъ тѣломъ существо наше, жизнь нашу, для которой сердце есть то же, что глазъ для тѣла. Если сердце человѣка чисто, совѣсть чиста, то и все существо наше чисто и свѣтло, вся жизнь свята, всѣ дѣянія добры и безупречны. Если же сердце лукаво и нечисто, да совѣсть лукава, то и все существо лукаво, вся жизнь лукава, всѣ помыслы, чувства, поступки. Итакъ, если уже сердце твое, совѣсть твоя есть тьма, то какова же должна быть вся жизнь твоя, какъ она должна быть темна, нехороша, лукава, гибельна? Ясно? Да, вѣдь въ этомъ мы убѣждены всѣ опытами жизни: видимъ это или на себѣ или на другихъ людяхъ.

Никто не можетъ служить двумъ господамъ; ибо или одного будетъ ненавидѣть, а другаго любить; или одному станетъ усердствовать, а о другомъ нерадѣть. Не можете служить Богу и маммонѣ. Святый Златоустъ объясняетъ эти слова Спасителя такъ: Богъ однажды навсегда сказалъ, что служеніе Богу и маммонѣ не можетъ быть вмѣстѣ соединено. А потому ты не говори, что и то и другое можетъ быть соединено. Ибо когда маммона велитъ похищать чужое, а Богъ повелѣваетъ отдавать и собственное имущество; когда Богъ повелѣваетъ вести жизнь цѣломудренную, а маммона — жить блудно; когда маммона повелѣваетъ упиваться и пресыщаться, а Богъ напротивъ — велитъ обуздывать чрево; когда Богъ повелѣваетъ презирать настоящія мірскія блага, а маммона — прилѣпляться къ нимъ сердечно; когда маммона заставляетъ удивляться мраморамъ, стѣнамъ и коврамъ, а Богъ все это — презирать и почитать истинную мудрость: какъ же послѣ этого ты говоришь, что служеніе Богу и маммонѣ можетъ быть соединено вмѣстѣ? Посему Спаситель и присовокупляетъ: не заботьтесь для души вашей, что вамъ ѣсть и что пить, ни для тѣла вашего, во что одѣться. Душа не больше ли пищи, и тѣло одежды?... и нѣсколько ниже говоритъ: всего этого ищутъ язычники; — Отецъ вашъ небесный знаетъ, что вы имѣете нужду во всемъ этомъ. Ищите же прежде царства Божія и правды Его, и это все приложится вамъ. Изъ связи рѣчи очевидно, что Господь не запрещаетъ заботиться о пріобрѣтеніи или заготовленіи земныхъ благъ для жизненнаго продовольствія, для платежа повинностей, а запрещаетъ только излишество, исключительную заботу о земномъ, — заботу, поглощающую человѣка всецѣло и удаляющую его отъ Бога, отъ церкви, отъ Богослуженія, отъ исполненія христіанскаго долга говѣнія, исповѣди, причащенія святыхъ Таинъ, отъ дѣлъ милосердія, — заботу, не дающую ему подумать о вѣчной жизни, о будущей вѣчной участи.

Братія, христіане! Будемъ мудрствовать больше о небесномъ, чѣмъ о земномъ, гдѣ Христосъ сѣдитъ одесную Бога (ср. Кол. 8, 1-2). По смерти намъ не нужно будетъ ничто земное: ни пища, ни одежда, ни деньги, ни домы, а нужна будетъ одна любовь и дѣла любви. Брашна чреву и чрево брашномъ; Богъ же и сіе и сія упразднитъ (1 Кор. 6, 13). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 325-328.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0