Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слово въ недѣлю о слѣпомъ.

Сегодня, возлюбленные братія, читано было Евангеліе отъ Іоанна о исцѣленіи Іисусомъ Христомъ слѣпаго отъ рожденія: вы слышали эту божественную повѣсть. Господь, Свѣтъ міра, совершилъ это великое чудо такъ: плюнувъ на землю, Онъ сдѣлалъ бреніе изъ плюновенія, т. е. растворъ земли съ влагою, и помазалъ бреніемъ глаза слѣпому, сказавъ: пойди, умойся въ купальнѣ Силоамъ (что значитъ: посланный). Онъ пошелъ и умылся, и пришелъ зрячимъ (Іоан. 9, 6-7). Но, что еще важнѣе, этотъ слѣпецъ прозрѣлъ и душевными, не только тѣлесными очами. Онъ увѣровалъ въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія и Спасителя міра, къ посрамленію всѣхъ мудрыхъ и разумныхъ между іудеями, не вѣровавшихъ въ Господа при всемъ множествѣ чудесъ Его, явно свидѣтельствовавшихъ о его Божественномъ всемогуществѣ. Это обстоятельство, т. е. невѣріе ученыхъ и знатныхъ евреевъ въ Іисуса Христа, какъ въ Богочеловѣка, подаетъ мнѣ поводъ побесѣдовать съ вами кратко о слѣпотѣ душевной, которая гораздо опаснѣе и болѣе достойна сожалѣнія, а иногда и слезъ, чѣмъ слѣпота тѣлесная.

Зрѣніе есть благороднѣйшій членъ нашего бреннаго тѣла и оно доставляетъ человѣку величайшую пользу и удовольствіе, какъ это всякому изъ насъ извѣстно, и лишиться зрѣнія значитъ лишиться едва не половины жизни своей: не видѣть солнца, не видѣть никого и ничего, ни себя, ни другихъ, ни того, что около насъ, не видѣть красоты неба и земли, ни всего, что на небѣ и на землѣ и на морѣ, да это почти то же значитъ, что быть мертвецомъ. Но, братія и сестры, человѣкъ, одаренный отъ Творца разумною душою, способною познавать истину, которая есть жизнь ея, и по гордости, своенравію и упорству не хотящіе познать ее, идущій на перекоръ своему разуму и совѣсти и Богу и людямъ, — не есть ли несчастнѣйшій слѣпецъ, вольною волею несчастный, злостно несчастный, который самъ добровольно употребляетъ во зло величайшій даръ Божій человѣку — разумъ и свободную волю, отличающія его отъ всѣхъ животныхъ безсловесныхъ, не есть ли онъ неблагодарнѣйшее животное, предъ своимъ Творцомъ, поносящее чудные дары Его Своимъ разумнымъ тварямъ? Не есть ли добровольный глупецъ или безумецъ, извратившій самъ богодарованную мудрость въ безуміе и называющій — добро зломъ или доброе лукавымъ и лукавое добрымъ, сладкое горькимъ и горькое сладкимъ? А таковы были во время земной жизни Іисуса Христа фарисеи и книжники и сами первосвященники и старѣйшины народа израильскаго; видя чудеса Іисуса Христа, совершаемыя въ народѣ, чудеса самыя благодѣтельныя, слыша Его премудрое, спасительное ученіе и видя жизнь Его вполнѣ праведную, святую, примѣрную, они приписывали чудеса силѣ бѣсовской, извращали смыслъ словъ Его, поносили Его и безумцемъ и бѣсноватымъ и льстецомъ или обманщикомъ и, наконецъ, какъ бунтовщика злодѣя, предали позорной казни святѣйшаго всѣхъ святыхъ, Сына Божія. Вотъ ужасная слѣпота душевная! Не достойна ли она всякаго отвращенія, горькихъ слезъ? Ибо человѣкъ, слѣпотствующій душою по гордости и упорству, есть самый несчастный, какъ вѣрная добыча ада, какъ сатанинское исчадіе, напитанное гордостію и злобою отца своего діавола. Это-то вотъ и есть хула на Духа Святаго, когда человѣкъ по гордости и упрямству не хочетъ вѣрить явной истинѣ, доказываемой явными чудесами. Такому человѣку нѣтъ прощенія ни въ семъ, ни въ будущемъ вѣкѣ (ср. Матѳ. 12, 32), не потому, чтобы грѣхи наши побѣждали человѣколюбіе Божіе, но потому, что самъ человѣкъ въ гордости, упорствѣ, злобѣ, лжи и нераскаянности погибаетъ. Что же раждаетъ въ человѣкѣ такую слѣпоту? Отчего она? — Отъ крайняго самолюбія, гордости и самомнѣнія, отъ злостнаго расположенія сердца, отъ зависти и отъ всегдашней сытости и пресыщенія. Яде и насытися: уты, утолстѣ, разширѣ: и остави Бога сотворившаго его (Втор. 32, 15), говоритъ Писаніе. Такихъ вольныхъ слѣпцовъ, сыновъ погибели, есть много и въ наше время, какъ были они всегда. Въ наше время этихъ вольныхъ или либеральныхъ слѣпцовъ производитъ или вольная, не по разуму евангельскому наука, поучающая, что все въ мірѣ произошло само собою, по природѣ, что человѣкъ, какъ чадо природы, исчезаетъ со смертію своею, что якобы не будетъ воскресенія и суда и инаго вѣка безконечнаго, — или либеральные разговоры и, вообще, сообщество и бесѣда съ легкомысленными, невѣрующими людьми или довольная, беззаботная, развеселая жизнь, исполненная ежедневныхъ беззаконій и пороковъ, въ которой погасаетъ и послѣдняя искра христіанская. Еще ожесточенныхъ слѣпцовъ душевныхъ пораждаетъ озлобленіе и отчаяніе, непокорность существующимъ властямъ, неистовое, нелѣпое намѣреніе поставить на своемъ, осуществить свои нелѣпыя идеи или планы и намѣренія. Таковы нынѣшніе анархисты или нигилисты, которые въ слѣпотѣ своей думаютъ пересоздать, переворотить общество по своему, воображая, что ихъ планы наилучшіе и принесутъ величайшую пользу народу — едва не золотой вѣкъ. Сами окаянные идутъ прямо въ адъ и ничего, кромѣ зла и пакости не дѣлаютъ, а мечтаютъ о какой-то пользѣ народу. Чего же отъ нихъ добраго можно ожидать? Дерево узнается по плодамъ, а нигилисты по своимъ адскимъ дѣламъ. Боже, сохрани народъ православный отъ такихъ вожаковъ!

Братія! бѣгите отъ этой слѣпоты и отъ всякой слѣпоты, которая раждается отъ грѣховныхъ страстей: самолюбія, самомнѣнія и гордости, злобы, зависти, своенравія и упрямства, пьянства и невоздержанія, корыстолюбія, блуда и непотребства, унынія и отчаянія. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 236-239.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0