Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слово въ недѣлю о самарянынѣ.

Дивно умилительное зрѣлище представляетъ намъ, возлюбленные братія и сестры, сегодняшнее евангельское чтеніе отъ Іоанна! Безначальный, всемогущій, страшный въ славѣ, неприступный Ангеламъ Творецъ неба и земли, принявшій на Себя естество человѣческое ради спасенія человѣковъ, — сидитъ у колодца самарійскаго и кротко бесѣдуетъ съ женщиною, да еще съ извѣстною въ городѣ грѣшницею, — и о чемъ бесѣдуетъ? О томъ, что на потребу всякому человѣку, — что всего нужнѣе каждому и изъ насъ, — о живой водѣ, или о благодати Божіей, утоляющей жажду безсмертной души человѣческой, палимой и изнуряемой грѣхами, о живой водѣ, очищающей грѣхи человѣческіе, дающей человѣку силу жить цѣломудренно и свято, — и уловляетъ эту дщерь Адамову во спасеніе. Да, еще повторяю, чудное и умилительное зрѣлище представлено въ сегодняшнемъ Евангеліи очамъ нашимъ! Все естество Ангельское дивилось крайнему снисхожденію Творца Ангеловъ и человѣковъ, видя Господа Своего, неприступнаго по Своему божеству, — удобоприступнымъ для всѣхъ человѣкомъ, бесѣдующимъ, вкушающимъ съ сынами человѣческими пищу и питіе, исцѣляющимъ всякія ихъ немощи, — претерпѣвающимъ отъ многихъ неблагодарность, злословіе, — и въ концѣ всего — крестъ и смерть. Но послушаемъ самую повѣсть евангелиста Іоанна.

«Надлежало», говоритъ онъ, «проходить Господу чрезъ Самарію. Итакъ приходитъ Онъ въ городъ Самарійскій, называемый Сихарь, близъ участка земли, даннаго Іаковомъ сыну своему Іосифу (тому самому, который проданъ былъ насильственно, поругательно и ненавистно родными братьями своими на чужую сторону, въ Египетъ, около двухъ тысячъ лѣтъ до Христа, и до нашего времени около четырехъ тысячъ). Тамъ былъ колодезь Іаковлевъ. Іисусъ, утрудившись отъ пути, сѣлъ у колодезя. Было около шестаго часа (по нашему счету, около двѣнадцатаго). Приходитъ женщина изъ Самаріи почерпнуть воды. Іисусъ говоритъ ей: дай Мнѣ пить. (Ибо ученики Его отлучились въ городъ купить пищи). Женщина Самарянская говоритъ Ему: какъ ты, будучи Іудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Іудеи съ Самарянами не сообщаются. Іисусъ сказалъ ей въ отвѣтъ: если бы ты знала даръ Божій, и Кто говоритъ Тебѣ: дай Мнѣ пить, — то ты сама просила бы у Него, и Онъ далъ бы тебѣ воду живую. Женщина говоритъ Ему: господинъ! тебѣ и почерпнуть не чѣмъ, а колодезь глубокъ: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Іакова, который далъ намъ этотъ колодезь, и самъ изъ него пилъ, и дѣти его и скотъ его? Іисусъ сказалъ ей въ отвѣтъ: всякіи пьющій воду сію возжаждетъ опять; а кто будетъ пить воду, которую Я дамъ ему, тотъ не будетъ жаждать во вѣкъ; но вода, которую Я дамъ ему, сдѣлается въ немъ источникомъ воды, текущей въ жизнь вѣчную. Женщина говоритъ Ему: господинъ! дай мнѣ этой воды, чтобы мнѣ не имѣть жажды и не приходить сюда черпать. Тогда Іисусъ говоритъ ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала въ отвѣтъ: у меня нѣтъ мужа. Іисусъ говоритъ ей: правду ты сказала, что у тебя нѣтъ мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тотъ, котораго нынѣ имѣешь, не мужъ тебѣ; это справедливо ты сказала. Женщина говоритъ Ему: Господи! вижу, что Ты пророкъ. Отцы наши поклонялись на этой горѣ; а вы говорите, что мѣсто, гдѣ должно поклоняться, находится въ Іерусалимѣ. Іисусъ говоритъ ей: повѣрь Мнѣ, что наступаетъ время, когда и не на горѣ сей, и не въ Іерусалимѣ будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаемъ, чему кланяемся, ибо спасеніе, — т. е. Христосъ, — отъ Іудеевъ. Но настанетъ время, и настало уже, когда истинные поклонники будутъ поклоняться Отцу въ духѣ и истинѣ; ибо такихъ поклонниковъ Отецъ ищетъ Себѣ. Богъ есть Духъ: и поклоняющіеся Ему должны поклоняться въ духѣ и истинѣ. Женщина говоритъ Ему: знаю, что придетъ Мессія, то есть, Христосъ; когда Онъ придетъ, то возвѣститъ намъ все. Іисусъ говоритъ ей: это Я, Который говорю съ тобою. Въ это время пришли ученики Его и удивились, что Онъ разговаривалъ съ женщиною; однакожь ни одинъ не сказалъ: чего Ты требуешь? или: о чемъ говоришь съ нею? Тогда женщина оставила водоносъ свой и пошла въ городъ и говоритъ людямъ: пойдите, посмотрите Человѣка, Который сказалъ мнѣ все, что я сдѣлала: но Онъ ли Христосъ? Они вышли изъ города и пошли къ Нему. И многіе увѣровали въ Него по слову женщины, свидѣтельствовавшей, что Онъ сказалъ ей все, что она сдѣлала... и просили Его побыть у нихъ; и Онъ пробылъ (съ ними) тамъ два дня. И еще большее число увѣровали по Его слову, а женщинѣ той говорили: уже не по твоимъ рѣчамъ вѣруемъ, ибо сами слышали и узнали, что Онъ истинно Спаситель міра, Христосъ (Іоан. 4, 4-30. 39-42).

Итакъ, предметъ нынѣшняго Евангелія — есть живая вода, или ученіе Христово о спасеніи нашемъ и царствіи Божіемъ въ насъ, то ученіе, которое вы слышите постоянно въ Евангеліи и въ Богослуженіи; живая вода, или — спасительная благодать Божія, чрезъ вѣру вселяющаяся въ насъ и спасительно дѣйствующая въ насъ, просвѣщающая наши сердечныя очи, показывающая намъ грѣхъ во всей его отвратительной наготѣ, мерзости и гибельности, возбуждающая къ умилительному и полному всесердечному покаянію, очищающая грѣхи, освящающая насъ, примиряющая съ Богомъ, утѣшающая насъ надеждою на вѣчное помилованіе отъ Бога, укрѣпляющая и одобряющая насъ въ борьбѣ съ грѣхомъ, съ діаволомъ, со страстями, съ соблазнами міра, защищающая и спасающая насъ; эта живая вода Христова, или благодать Божія заключается особенно въ таинствахъ Церкви и преподается всѣмъ, искренно въ нихъ участвующимъ.

Другой предметъ Евангелія — это молитва духомъ и истиною и на всякомъ мѣстѣ, т. е. молитва искренняя, отъ всей души, во всякое время; ибо сказано: непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17).

Но если есть живая вода, оживляющая душу человѣка, вода, которой Источникъ вѣчнотекущій есть Господь Іисусъ Христосъ, то есть, конечно, и мертвая вода, умерщвляющая душу человѣка на вѣки вѣчные; эта мертвая вода есть грѣхъ во всѣхъ его видахъ, напримѣръ: пьянство, блудная нечистота, сквернословіе, буйство, злоба, зависть, корыстолюбіе, жестокосердіе и немилосердіе, гордость, невѣріе, лѣность и нерадѣніе о своемъ спасеніи, уныніе, отчаяніе и прочіе грѣхи, коихъ начало и источникъ и учитель есть діаволъ съ своимъ бѣсовскимъ воинствомъ. Итакъ, братія и сестры, приходите не лѣностно, усердно поучаться въ Словѣ Божіемъ въ святыхъ храмахъ Божіихъ, молиться всѣмъ сердцемъ духомъ и истиною; приносите сердечное покаяніе въ своихъ прегрѣшеніяхъ, вкушайте отъ безсмертнаго Источника Христова; — исправляйте ваши нравы; отвращайтесь отъ грѣховъ; всемѣрно старайтесь ходить путемъ заповѣдей Христовыхъ, — достигайте святыни во всемъ житіи вашемъ, и вы наслѣдуете, наконецъ, жизнь вѣчную благодатію Христа Бога нашего, — какъ и та самарянка, о которой сегодня повѣствуется въ Евангеліи; ибо она оставила грѣшную жизнь свою, стала творить дѣла покаянія, дѣла правды, всѣмъ сердцемъ увѣровавъ во Христа, всей душой возлюбивъ Его. По преданію церковному, она сдѣлалась мученицей за имя Его. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 219-223.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0