Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слово въ недѣлю святыхъ женъ мѵроносицъ.

Минувшей субботѣ, Маріа Магдалина и Маріа Іаковля и Саломіа купиша ароматы, да пришедше помажутъ Іисуса (Марк. 16, 1).

Нынѣшній воскресный день въ чинѣ церковномъ называется недѣлею женъ мѵроносицъ, т. е тѣхъ ученицъ Господа Іисуса Христа, которыя послѣ крестной смерти Его въ третій день рано утромъ приходили на гробъ Его съ ароматами и мѵромъ, т. е. благовонною мастію для помазанія живоноснаго тѣла Его. Между мѵроносицами у всѣхъ Евангелистовъ прежде всѣхъ упоминается Марія Магдалина, изъ которой Господь прежде страданій и смерти Своей изгналъ семь бѣсовъ; за нею — другая Марія, матерь апостола Іакова и Іосіи; Саломія, матерь апостоловъ Іакова и Іоанна Богослова; Іоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и Марѳа и Марія, сестры Лазаревы. Всѣ онѣ столь искренно были преданы Господу Іисусу Христу, что служеніе Ему почитали высшею своею обязанностію и величайшимъ счастіемъ; всѣ онѣ, кромѣ Марѳы и Маріи, были спутницами Господа Іисуса Христа во время путешествій Его по Іудеѣ и Галилеѣ съ проповѣдью о царствіи Божіемъ, учились у него вѣрѣ и святой жизни и, владѣя достаточными жизненными средствами, служили Ему въ земныхъ нуждахъ отъ имѣній своихъ. А Марѳа и Марія, сестры Лазаря, не сопутствуя Ему, часто принимали Его къ себѣ въ домъ и здѣсь выражали Ему свою любовь, преданность и благодарность въ заботливомъ угощеніи и усердномъ вниманіи слову Его. Въ послѣднее посѣщеніе Господомъ семейства Лазарева благодарная любовь Маріи излилась въ томъ, что она, взявши фунтъ чистаго нардоваго драгоцѣннаго мѵра, возлила его на главу Господа Іисуса и такимъ образомъ еще прежде смерти и погребенія Господа вступила въ чинъ мѵроносицъ. О ней Господь сказалъ: гдѣ ни будетъ проповѣдано Евангеліе сіе во всемъ мірѣ, будетъ сказано и о томъ, чтó она сдѣлала, въ память ея (Марк. 14, 9). Это властное пророческое слово Творца вѣковъ исполняется доселѣ при чтеніи Евангелія во всѣхъ церквахъ въ прославленіе усердія ея къ Іисусу Христу, какъ и прочихъ мѵроносицъ.

По всей справедливости святая Церковь чтитъ память ихъ, воздавая должную дань хвалы ихъ вѣрѣ и горячей любви и преданности ко Господу, Котораго непрестанно преслѣдовала зависть и злоба первосвященниковъ и книжниковъ и старѣйшинъ іудейскихъ. Святая Церковь примѣромъ мѵроносицъ научаетъ и насъ искренней вѣрѣ, горячей любви и неизмѣнной преданности Господу Іисусу Христу въ продолженіе всей жизни, во всякомъ состояніи, среди всѣхъ превратностей мірскихъ, въ счастіи и несчастіи, въ скорби и радости, въ богатствѣ и бѣдности, въ здравіи и болѣзни, въ тишинѣ и бурѣ душевной.

Не нужно нынѣ мѵро для помазанія пречистаго тѣла Господа Іисуса Христа, вознесшагося на небо, какъ и тогда, во дни земной жизни, для Него собственно оно было не нужно, ибо само божественное тѣло издавало чудное благоуханіе Божества, какъ источникъ благоуханія, святыни и нетлѣнія для всѣхъ вѣрующихъ въ Господа. Но, такъ какъ мы сами — тѣло Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 27), то всѣмъ намъ нужно приносить Ему въ даръ въ своемъ лицѣ и въ лицѣ ближнихъ мѵро добродѣтели, мѵро вѣры, упованія и любви; мѵро кротости, смиренія, незлобія и послушанія; воздержанія, чистоты и цѣломудрія; — святости и возвышенности мыслей и чувствъ; — милостыни и взаимной помощи; — нестяжательности и щедрости; — мѵро терпѣнія и великодушія, правосудія и вѣрности, нелицемѣрія и правоты.

Побесѣдуемъ объ этомъ подробнѣе. Я сказалъ: вмѣсто мѵра мѵроносицъ принесемъ мы Господу мѵро добродѣтелей и во первыхъ — вѣру.

Вѣра христіанина, личная, живая вѣра, на Евангеліи основанная, есть истинное мѵро для Господа: Онъ всегда утѣшался и нынѣ утѣшается простотою вѣры въ людяхъ и щедро награждалъ и награждаетъ чудесными дарованіями тѣхъ, въ комъ ее обрѣталъ: вѣра твоя спасе тя: иди въ мирѣ (Марк. 5, 34); иди, и якоже вѣровалъ еси, буди тебѣ (Матѳ. 8, 13); по вѣрѣ вашей будетъ вамъ (Матѳ. 9, 29), говорилъ Онъ вѣровавшимъ. Но невѣріе, съ другой стороны, сильно огорчало Господа и отревало отъ человѣковъ дары Его благости. О роде невѣрный и развращенный, доколѣ Я буду съ вами? доколѣ буду терпѣть васъ (Матѳ. 17, 17)? говорилъ Онъ невѣрнымъ и маловѣрнымъ, — и невѣріе связывало, такъ сказать, руки Всемогущему. Святый евангелистъ Маркъ замѣчаетъ, что Іисусъ Христосъ въ отечествѣ Своемъ (Назаретѣ) не могъ совершить никакого чуда, только на немногихъ больныхъ возложивъ руки, исцѣлилъ ихъ. И дивился невѣрію ихъ (Марк. 6, 5-6). Вѣруй же несомнѣнно, христіанинъ, въ Господа, въ Его благость, всемогущество, премудрость, вездѣсущіе; проси, нимало не колеблясь, чтó нужно на потребу, и получишь: все, говоритъ Господь, о чемъ попрóсите въ молитвѣ съ вѣрою, полýчите (ср. Матѳ. 21, 22).

Итакъ, пусть будетъ твоимъ мѵромъ для Господа живая вѣра. Приноси Ему всякій день въ даръ это мѵро вѣры; исповѣдуя грѣхи свои, удаляйся отъ дѣлъ тьмы, твори дѣла свѣта, — и вѣра съ покаяніемъ оправдаетъ тебя и покажетъ тебя причастникомъ вѣчной славы. Побѣждай и разсѣвай сомнѣнія, возникающія въ тебѣ и навѣваемыя на твою душу духами лукавства или людьми невѣрующими, отрѣвай невѣріе, господствующее въ мірѣ, будто человѣкъ сотворенъ не по образу Божію, будто нѣтъ домостроительства спасенія человѣческаго, будто нѣтъ воскресенія, безсмертія и суда, будто участь человѣка по смерти будетъ подобна участи животнаго, будто со смертію человѣка все окончится. Держись Евангелія и Церкви, этого непоколебимаго столпа истины, которую и врата адовы не одолѣютъ во вѣки: и блаженъ будешь своею вѣрою. Съ вѣрою соединяй упованіе на милосердіе Божіе, на Его благопромыслительное попеченіе о тебѣ и о всѣхъ людяхъ, на исполненіе обѣтованій и предреченій божественныхъ въ св. Писаніи — о воскресеніи мертвыхъ, о страшномъ судѣ, о воздаяніи праведникамъ и грѣшникамъ. Съ упованіемъ соединяй любовь и добрыя дѣла. Надѣясь получить великія, нетлѣнныя, безконечныя блага, удаляйся отъ всякаго грѣха и твори святыню въ страхѣ Божіемъ, ибо безъ святыни никто не узритъ Господа; сподобляясь милости отъ Бога, будь самъ милостивъ: и вотъ это будетъ какъ бы твое мѵро Господу. Если твоя страстность, твой злой навыкъ и духъ злобы подстрекаетъ тебя къ гнѣву, ярости, зависти, непослушанію, — не поддавайся злу; одолѣвай влеченія злыя; господствуй надъ страстями; не сердись, не раздражайся на ближняго за вину или безъ всякой вины; не завидуй, не ревнуй творящимъ беззаконіе; охотно слушайся имѣющихъ власть надъ тобою, хоть повелѣваемое и противно твоимъ грѣховнымъ наклонностямъ; не давай въ сердцѣ мѣста дьяволу ни на стопу ноги; сохраняй любовь къ ближнимъ, кроткое и тихое расположеніе духа: и это будетъ отъ тебя истиннымъ мѵромъ, благоуханіемъ Господу, и Господь, почивающій въ смиренныхъ сердцахъ, опочіетъ и въ тебѣ. — Если боретъ тебя алчное до яствъ и напитковъ чрево, увлекая тебя часто къ излишествамъ, заставляя тебя каждый день приносить ему тучныя жертвы и возліянія, особенно, если тебя одолѣваетъ пьянство, возьми твердую рѣшимость, съ Божіею помощію, не раболѣпствовать ему болѣе, такъ какъ оно отвращаетъ тебя отъ любви и служенія Богу и ближнему, дѣлаетъ тебя рабомъ дьявола и тлѣнія, низводитъ на степень скота безсловеснаго; борись упорно, хоть бы до пота и крови, съ своими страстями, похотями, ибо и онѣ крайне упорны. Припоминай чаще слова апостола: брашна чреву, и чрево брашномъ: Богъ же и сіе и сія упразднитъ (1 Кор. 6, 13); или: царство Божіе не есть брашно и питіе, но правда и миръ и радость въ Духѣ Святомъ (ср. Рим. 14, 17), и будь воздерженъ, употребляя пищи и питія столько, сколько необходимо для подкрѣпленія, бодрости, здравія; и — воздержаніе принеси вмѣсто мѵра въ даръ Господу: и Господь дастъ тебѣ Духа благодати Своей. — Или тебя обуреваютъ, волнуютъ нечистые помыслы и чувства, беззаконныя, сладострастныя движенія плотскія: смотри — не допусти до сердца твоего этого смрада грѣховнаго, ибо мерзость Господу, какъ говоритъ Писаніе, и помыслъ неправедный (Прит. 16, 26); поборай, изгоняй страстные помыслы, не допусти нечистому, адскому огню объять тебя; сохрани душу и тѣло во святыни: и вотъ ты принесешь Господу въ даръ мѵро чистоты и цѣломудрія; и Господь увѣнчаетъ тебя за непорочность, какъ Іосифа цѣломудреннаго. Старайся имѣть душу, возвышенную надъ житейскими пристрастіями; помни ея божественное благородіе (образъ и подобіе Божіе), ея небесное отечество и не будь побѣжденъ земными вожделѣніями грубыми, нечистыми, обезображивающими лице ея. Выражай благородство своей души преимущественно въ дѣлахъ любви: если видишь голоднаго, съ жалкимъ видомъ протягивающаго къ тебѣ руку, — не пожалѣй дать ему на хлѣбъ и похлебку: и это Господь приметъ отъ тебя вмѣсто мѵра; если видишь нагаго, одѣнь: это приметъ отъ тебя какъ даръ Тотъ, Кто принялъ повитіе тѣла Своего отъ Іосифа Аримаѳейскаго. Прими участіе въ положеніи больнаго, навѣсти его, послужи ему; или введи странника въ домъ и упокой его: и Господь скажетъ и тебѣ на страшномъ судѣ: ты сдѣлалъ это одному изъ братьевъ Моихъ, ты это сдѣлалъ Мнѣ: наслѣдуй уготованное тебѣ царство (ср. Матѳ. 25, 40. 34). Или ты скупъ и корыстолюбивъ? Но какая корысть больше и богаче той корысти, какъ — спасти душу свою для вѣчной жизни, душу, которая дороже всего міра? Итакъ, отдай свои сокровища или часть ихъ, — этотъ тлѣнъ, дымъ, прахъ, — Христу въ лицѣ бѣдныхъ и купи душу, спасеніе ея милостынями, принеси Христу мѵро милосердія, да подастъ тебѣ Свое мѵро спасенія. Какъ многоразличны виды добродѣтелей, коими ты можешь угождать Христу! Но положимъ, что тебя самого преслѣдуетъ зависть, недоброжелательство, клевета и злорѣчіе и разныя козни враговъ: терпи и будь великодушенъ; взирай на примѣръ Христа Спасителя, претерпѣвшаго ради насъ гораздо больше сего; не имѣй низости духа отвѣчать врагамъ тѣмъ же; побѣждай зло добромъ, ненависть любовію, недоброжелательство искреннимъ желаніемъ добра: и твой подвигъ будетъ для Господа болѣе подвига Никодима, который, презрѣвъ извѣты, угрозы и ненависть враговъ Іисусовыхъ, пришелъ снять вмѣстѣ съ Іосифомъ тѣло Господне со креста и принесъ ароматовъ для помазанія пречистаго тѣла. — Ты начальникъ? Начальствуй со тщаніемъ, входи самъ во всѣ дѣла; не во всемъ полагайся на помощниковъ, чтобы не вышло кому обиды и неправды; будь ко всѣмъ справедливъ и доступенъ, какъ отецъ; ибо ты высоко поставленъ не для себя, а для другихъ, чтобы тебя удобнѣе всѣ видѣли и тѣмъ скорѣе могли найти тебя и найти въ тебѣ покровъ и защиту. Такое служеніе твое, при прочихъ добрыхъ качествахъ и дѣлахъ твоихъ, будетъ истиннымъ благоуханіемъ Господу, Который для нашего спасенія Самъ принялъ зракъ раба и Самъ Себя принесъ въ жертву благоуханія Отцу Своему. — Ты судья? Да будетъ судъ твой правый, скорый, равный для всѣхъ; не склоняйся на сторону богатыхъ и сильныхъ неправыхъ и не лишай праваго суда людей незначительныхъ и бѣдныхъ, тѣснимыхъ неправедно богатыми. Тогда и твои грѣхи и неправды Господь покроетъ правдою Своею, когда покаешься въ нихъ, и не отошлетъ тебя на сторону шуюю. — Ты купецъ? Веди торговлю честно, по совѣсти, удѣляй отъ избытковъ твоихъ бѣднымъ: и Господь благословитъ тебя за твою честность и милстыню и приметъ ихъ, какъ благоуханіе мѵра. — Ты чиновникъ, должностной человѣкъ? Будь вѣренъ принятой присягѣ, усерденъ къ дѣлу и доволенъ своимъ состояніемъ; исполняй по силамъ обязанности христіанина: и не лишишься награды отъ Того, отъ Кого весь чинъ природы и чинъ гражданскихъ обществъ и Кто Самъ подчинялся властямъ. — Всѣ послужимъ Христу искреннею вѣрою и любовію, служа отъ всего сердца другъ другу, чтобы всѣмъ намъ сподобиться благодати Святаго Духа и быть пріятнымъ благоуханіемъ Господу, избавившись совершенно отъ грѣховнаго смрада. Изъ-за житейскихъ страстей и похотей не будемъ безразсудно ниспадать съ высоты искупленія, на которую поставила насъ благодать Божія, но будемъ восходить къ почести горняго званія, по подражанію святымъ мѵроносицамъ, которыя, временно подвизавшись для Бога съ вѣрою и любовію, наслѣдовали небесное отечество, живутъ и по смерти тѣла и прославлены Богомъ на небѣ и на землѣ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 188-195.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0