Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ.

Поученіе въ недѣлю о Ѳомѣ.

Вотъ и праздникъ праздниковъ у насъ прошелъ: и царскія врата въ храмахъ Господнихъ затворены, и служба стала не такъ торжественна, какъ она была торжественна на свѣтлой недѣлѣ. Что же, братія, оставилъ этотъ праздникъ въ душахъ нашихъ? Вѣдь праздники христіанскіе не для того проходятъ своею чередою передъ нами, чтобы оставлять наши души праздными, а для того, чтобы упразднять, освобождать насъ отъ заботъ и дѣлъ житейской суеты, иначе сказать: праздники для того Господь даетъ намъ, чтобы мы на время бросили думать, заботиться, радоваться или скорбѣть о житейскомъ, о земномъ, скоропреходящемъ, а подумали, позаботились, порадовались о небесномъ, вѣчномъ. Для этого, именно, данъ намъ былъ и прошедшій праздникъ.

Всесвѣтлый праздникъ Воскресенія Христова для того Господь сподобилъ насъ узрѣть, чтобы намъ увидѣть въ немъ начатокъ общаго воскресенія всего рода человѣческаго въ послѣдній день міра: Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть (1 Кор. 15, 20), говоритъ Слово Божіе. Для насъ вѣдь Господь страдалъ, умеръ, погребенъ и воскресъ: и Его смерть, погребеніе и воскресеніе есть какъ бы собственная наша смерть, погребеніе и воскресеніе. Оттого мы и пѣли на утреняхъ въ свѣтлую седмицу: вчера спогребохся Тебѣ, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебѣ [1]. Да, мы непремѣнно всѣ воскреснемъ и всѣ мы чаемъ, т. е. ожидаемъ воскресенія мертвыхъ. Это такъ же несомнѣнно, какъ несомнѣнно то, что завтра будетъ день. Приходило ли вамъ это въ голову, думали ли вы объ этомъ въ праздникъ? А надобно было объ этомъ подумать непремѣнно. Всѣ великіе праздники церковные, а праздникъ Пасхи особенно напоминаетъ намъ о нашемъ искупленіи чрезъ Іисуса Христа отъ вѣчной смерти и о нашемъ воскресеніи для жизни будущаго вѣка.

Но кто вѣруетъ въ свое воскресеніе изъ мертвыхъ, тотъ готовится здѣсь къ будущей жизни, старается жить по заповѣдямъ Господнимъ, праздники Господни почитаетъ и крайне остерегается оскорбить святость ихъ дѣлами плотской нечистоты. А у насъ что дѣлалось въ свѣтлый праздникъ, у насъ православныхъ христіанъ? И говорить срамно; но говорить надобно. Изъ свѣтлыхъ дней пасхальной недѣли христіане сдѣлали, къ величайшей скорби святой матери Церкви, — дни мрачные, дни достойные слезъ и сѣтованія. Весьма многіе праздновали не праздникъ Воскресенія Христова и нашего собственнаго воскресенія отъ мертвыхъ дѣлъ, а праздникъ бѣсовскаго воскресенія въ своихъ душахъ. Великій постъ для діавола былъ пораженіемъ, смертью, потому что изъ многихъ душъ онъ убѣжалъ и какъ бы умеръ для нихъ послѣ сердечнаго раскаянія и причащенія святыхъ Таинъ; а въ праздникъ Пасхи онъ воскресъ опять въ весьма многихъ душахъ. Какъ воскресъ? Чрезъ пресыщеніе, пьянство, буйство и другіе пороки, до которыхъ доводитъ пьянство и которымъ предавались многіе изъ христіанъ. Такъ-то христіане любятъ Христа; такъ-то праздновали они самый великій въ году праздникъ! Что и пользы такимъ людямъ отъ имени христіанъ? Многіе язычники лучше ихъ живутъ и, безъ сомнѣнія, достойнѣе ихъ въ очахъ Божіихъ. Иновѣрцы и неправославные, живущіе въ нашемъ городѣ, удивляются ихъ поведенію въ такой великій праздникъ и говорятъ: вотъ вамъ и христіане, вотъ вамъ и православные! Они празднуютъ, какъ истые язычники, да еще какой праздникъ! Такъ говорятъ объ насъ иновѣрцы и неправославные. Но что говоритъ Самъ Господь о нашихъ праздникахъ или точнѣе — о нашемъ празднованіи? Праздниковъ вашихъ, ненавидитъ душа Моя, и дне великаго не потерплю, говоритъ Господь, бысте Ми въ сытость, ктому не стерплю грѣховъ вашихъ (Ис. 1, 14).

Братія! на кого мы стали похожи? до чего мы забылись? И на насъ исполняется во всей силѣ слово Писанія: человѣкъ въ чести сый не разумѣ, приложися скотомъ несмысленнымъ, и уподобися имъ (Псал. 48, 13. 21). Христосъ Господь почтилъ насъ Своимъ именемъ, омылъ насъ Своею кровію, сдѣлалъ насъ людьми избранными, языкомъ святымъ (1 Петр. 2, 9); а мы дерзко, безумно пренебрегли милостью Божіею и сами безчестимъ себя разными непотребными дѣлами. Не льстите себе, братія, ни піяницы, ни татіе, ни досадители, ни блудницы, ни прелюбодѣи, царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9-10). Да, если не перестанете такъ вести себя, особенно въ праздники, которые по заповѣди Господней нужно святить, то не увидите царствія Божія.

Братія! намъ крайне необходимо въ праздники Господни держать себя благоразумнѣе и внимательнѣе къ самимъ себѣ. Съ насъ строго взыщетъ Господь за неблагоразумное празднованіе. Не по плоти, какъ идолопоклонники, а по духу должно намъ праздновать свои праздники, хотя и тѣлесное празднованіе, если оно бываетъ вмѣстѣ съ духовнымъ, позволено и не противно Господу, но въ этомъ случаѣ оно никогда не должно выходить изъ границъ умѣренности. Богъ есть Духъ (Іоан. 4, 24; 2 Кор. 3, 17); душа наша, искупленная Спасителемъ, есть духъ: потому и праздники у насъ должны быть больше духовные, чѣмъ плотскіе. Кто празднуетъ только по плоти, тотъ празднуетъ не Богу, а своему идолу, чреву, или, что все равно, — бѣсу невоздержанія. Избави Богъ всякаго отъ такихъ праздниковъ! Обиліе плотскихъ брашенъ разрѣшено христіанамъ въ праздники во славу Божію для того, т. е., чтобы мы ѣли и пили съ умѣренностью, благодаря Бога, Который съ радостію духовною посылаетъ намъ и утѣшеніе тѣлесное въ различіи и сладости брашенъ и питій, чтобы радость наша не имѣла недостатка. Но радость духовная въ праздникъ должна быть всегда выше тѣлесной; а у насъ — наоборотъ.

Сказано въ заповѣди Божіей: помни день субботный, еже святити его (Исх. 20, 8); на нашемъ новозавѣтномъ языкѣ это значитъ: помни воскресный день, не забывай его святости и своими добрыми дѣлами старайся и самъ освящать его.

Господи! даруй намъ помнить всегда заповѣдь Твою о празднованіи праздниковъ, свято хранить ее и благоугождать Тебѣ празднованіемъ духовнымъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Пасх. кан. пѣснь 3, троп. 2.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 174-178.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0