Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣда во вторую недѣлю Великаго поста (вторая).

Вниде Іисусъ въ Капернаумъ: и слышано бысть, яко въ дому есть; и абіе собрашася мнози, якоже ктому не вмѣщатися ни при дверехъ: и глаголаше имъ слово. И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми (Марк. 2, 1-3).

Если царь земной или сынъ царскій посѣтитъ какой-либо городъ или селеніе и остановится въ какомъ-либо домѣ, тогда собираются около того дома огромныя толпы народа, потому что всѣмъ хочется видѣть ясныя царскія очи, заботливо обращаемыя на все обширное царство и на всѣ подвластные народы, всѣмъ хочется слышать милостивое царское слово. Столь высокъ санъ царя, столь важно на землѣ его служеніе Богу и людямъ, что всякій чувствуетъ къ его особѣ невольное благоговѣніе; и нерѣдко одинъ видъ его приводитъ въ восторгъ. Но вотъ было время, когда Самъ Царь небесный, Царь всего міра, безначальный Богъ, Творецъ неба и земли, Царь царей земныхъ явился на землѣ и пожилъ съ человѣками, странствуя изъ града во градъ, изъ селенія въ селеніе. О, какое счастіе, какое блаженство было видѣть Самого Царя небеснаго; эти пресвѣтлыя, недремлющія очи, призирающія на всю вселенную, этотъ взоръ, веселящій Ангеловъ и страшный для демоновъ, и слышать изъ сладчайшихъ устъ Его слова, дарующія жизнь, покой, отраду, веселіе всякой искренней, прямой душѣ! Вы завидуете этимъ счастливымъ людямъ, которые жили во время пребыванія Іисуса Христа на землѣ. Не завидуйте. Онъ и нынѣ съ нами неотлучно Своимъ Божествомъ, Своею благодатію, Своими животворящими Тайнами, божественнымъ Своимъ тѣломъ и пречистою кровію: мы нисколько не обижены въ этомъ отношеніи сравнительно съ современниками Іисуса Христа; ничего не лишены, даже получили больше ихъ: потому что они не имѣли блаженства вкушать животворящее Его Тѣло и Кровь, а мы вкушаемъ ихъ и обожаемся. Литургія, во время которой совершается это таинство, живописуетъ предъ нами всю жизнь Іисуса Христа отъ колыбели Его и до вознесенія на небо; — а святыя Тайны являютъ личное Его присутствіе, безмѣрную любовь Господа къ Своему разумному созданію; а высокое явленіе Бога во плоти и въ образѣ человѣка показываетъ, братія мои, достоинство природы человѣческой, сотворенной по образу Божію, но униженной, обезображенной, разслабленной и умерщвленной грѣхомъ. Оно удостовѣряетъ насъ, что если человѣкъ будетъ жить на землѣ праведно и свято, то онъ будетъ равенъ Ангеламъ и будетъ съ ними вѣчно жить и ликовать безконечные вѣки; что у Бога, послѣ Божіей Матери и святыхъ Ангеловъ, нѣтъ болѣе никого выше и дороже человѣка, — человѣка, коему Онъ уподобился, за котораго пострадалъ, умеръ и воскресъ; что все небо и царство небесное есть наслѣдіе человѣка, и кромѣ его нѣтъ больше наслѣдниковъ, коимъ было бы сказано: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 26, 31). Но обратимся къ тому, что говорится въ Евангеліи. Вниде, сказано, Іисусъ въ Капернаумъ, и слышано бысть яко въ дому есть, и абіе собрашася мнози, яко ктому не вмѣщатися ни при дверехъ. Еврейскій городъ Капернаумъ находился при Геннисаретскомъ озерѣ недалеко отъ впаденія въ него рѣки Іордана и былъ однимъ изъ цвѣтущихъ и многолюдныхъ городовъ Галилеи при Іисусѣ Христѣ. Господь, во время Своего трехлѣтняго общественнаго служенія спасенію человѣческаго рода, неоднократно имѣлъ Свое пребываніе въ Капернаумѣ, проповѣдывалъ въ іудейскихъ синагогахъ и совершалъ многія чудеса. Между прочими, здѣсь былъ исцѣленъ разслабленный, не имѣвшій возможности ходить, о которомъ сегодня читалось въ Евангеліи. Здѣсь исцѣлены: слуга одного римскаго сотника, теща апостола Петра со многими другими, кровоточивая женщина, два слѣпца, бѣсноватый, и — воскрешена дочь Іаира, начальника синагоги. Счастливы, стократъ счастливы, скажете, жители этого города, въ коемъ имѣлъ Свое частое пребываніе Іисусъ Христосъ. — Но я этого не скажу. Нѣтъ, я не могу назвать жителей Капернаума счастливыми потому только, что у нихъ часто останавливался Сынъ Божій; не могу потому, что жители Капернаума, много разъ видѣвшіе Его чудеса, Его благодѣянія своимъ согражданамъ, остались неблагодарными предъ своимъ Благодѣтелемъ и Чудотворцемъ — невѣрными, нераскаянными грѣшниками. Самъ Господь обличилъ этотъ городъ въ нераскаянности, сказавъ ему: и ты, Капернаумъ, до неба вознесшійся, до ада низвергнешься; ибо если бы въ Содомѣ явлены были силы, т. е. чудеса, явленныя въ тебѣ, то онъ оставался бы до сего дня, т. е. покаялся бы; но говорю вамъ, что землѣ Содомской отраднѣе будетъ въ день суда, нежели тебѣ (Матѳ. 11, 23-24). Теперь видите, что жители Капернаума — несчастные люди, потому что, видя часто чудеса Господа и слыша ученіе Его, они остались нераскаянными грѣшниками и осуждены во адъ.

Братія мои! подумаемъ о себѣ: меньше ли мы жителей Капернаума облагодѣтельствованы Господомъ? Мы отрождены въ крещеніи водою и Духомъ Святымъ и усыновлены Богу; въ мѵропомазаніи освящены Духомъ Святымъ; — въ причащеніи удостоиваемся вкушать самаго пречистаго тѣла и самой пречистой крови Господней; въ покаяніи сподобляемся прощенія грѣховъ послѣ чистосердечнаго въ нихъ раскаянія; въ священствѣ имѣемъ мы всегдашнихъ учителей вѣры и жизни христіанской, совершителей спасительныхъ таинствъ и руководителей къ Богу и къ вѣчной жизни; въ елеосвященіи имѣемъ врачевство отъ болѣзней тѣлесныхъ чрезъ покаяніе во грѣхахъ. Что же мы воздаемъ Господу за всѣ Его милости къ намъ, за всѣ чудеса Его долготерпѣнія къ намъ? — Неблагодарностью, злонравіемъ, жестокосердіемъ, невѣріемъ, разсѣянностію, косненіемъ и нераскаянностію во грѣхахъ. Но такъ ли и всегда будетъ? Не исполнится ли скоро мѣра долготернѣнія Божія къ намъ? Не виситъ ли уже мечъ Божій надъ головами нашими? Не простерта ли уже сѣкира смертная къ корню древа, къ сердцу нашему? Адъ кромѣшній не раскрылъ ли зѣва своего, чтобы поглотить насъ? Опомнимся, очнемся, покаемся отъ души, пока имѣемъ еще время для покаянія. Будемъ поучаться въ словѣ Божіемъ, съ усердіемъ посѣщая храмъ Божій, и — заниматься благотвореніемъ и милостынею. Правда, и у насъ въ великій постъ храмъ наполняется иногда молящимися, какъ тотъ домъ, въ коемъ былъ Іисусъ Христосъ, — и народъ едва помѣщается въ немъ. Слава Богу! о, если бы почаще онъ наполнялся христіанами! Но все же театръ наполняется гораздо чаще.

Но продолжимъ объясненіе Евангелія. И глаголаше имъ слово. Вездѣ Господь являлся съ словомъ, — и это слово было сладко паче меда изъ сота; оно врачевало души и тѣла; преклоняло и претворяло сердца, какъ въ Савлѣ; оживляло мертвыхъ, прогоняло демоновъ, повергало на землю дерзновенныхъ, поведѣвало всѣмъ стихіямъ: и онѣ слушались гласа Всемогущаго; претворяло во мгновеніе тварь; это слово раздается въ храмѣ и теперь. Отъ чего же мало слушающихъ и исполняющихъ? Отъ нашей разсѣянности, отъ любви къ міру, къ суетнымъ благамъ и удовольствіямъ. Не можете, сказалъ Господь разъ навсегда, работати Богу и мамонѣ (Матѳ. 6, 24), т. е. міру. Но помните: это слово будетъ судить насъ въ послѣдній день. Будемъ же лишше внимати слышаннымъ, да не когда отпадемъ (Евр. 2, 1) внутренно отъ Бога. Для того святая Церковь и требуетъ нашего вниманія, когда читается Евангеліе.

И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырми: и не могущимъ приближитися къ Нему народа ради, открыша покровъ идѣже бѣ, и прокопавше свѣсиша одръ, на немже разслабленный лежаше (Марк. 2, 3-4).

Какъ жалокъ человѣкъ, когда онъ, будучи въ полномъ сознаніи, самъ ходить не можетъ по причинѣ крайней слабости и долженъ пользоваться постоянно услугами другихъ: онъ въ тягость и себѣ и другимъ. Таковъ былъ упоминаемый въ сегодняшнемъ евангеліи разслабленный, таковы у насъ одержимые параличемъ и нѣкоторыми другими болѣзнями. Но есть разслабленіе духовное отъ грѣховъ, отъ страстей, несравненно опаснѣйшее и болѣе достойное сожалѣнія, чѣмъ разслабленіе тѣла, потому что влечетъ за собою нерѣдко вѣчную смерть. Въ этомъ отношеніи всякій грѣшникъ есть разслабленный. Всякому грѣху сопутствуетъ разслабленіе души, какъ слѣдствіе отпаденія отъ Бога, въ Коемъ наша жизнь и сила, какъ паденіе въ смерть. И какъ мы всѣ грѣшимъ, то всѣ — разслабленные. Какъ исцѣлиться отъ этого разслабленія, отъ этого предначатія вѣчной смерти? — Чрезъ искреннее, глубокое, полное раскаяніе во грѣхахъ. Потому, конечно, и положено нынѣ чтеніе евангелія о разслабленномъ, чтобы его положеніемъ, которое было слѣдствіемъ грѣховъ, тронуть наши сердца и расположить и насъ къ усердному покаянію. Потому-то Іисусъ Христосъ исцѣлилъ разслабленнаго, даровавъ ему напередъ прощеніе грѣховъ. Видѣвъ же вѣру ихъ, т. е. носильщиковъ, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5). Отсюда явно, что больной страдалъ за грѣхи свои.

Братія мои! когда вы бываете больны, то прежде всего приносите Богу покаяніе во грѣхахъ, прибѣгайте къ Врачу всемогущему — вкушайте Его животворящее Тѣло и животворящую Кровь. Между грѣхомъ и болѣзнію есть тайная и тѣсная связь. Бяху же нѣцыи отъ книжникъ ту сѣдяще, и помышляюще въ сердцахъ своихъ, что сей тако глаголетъ хулы? кто можетъ оставляти грѣхи, токмо единъ Богъ (Марк. 2, 6-7)? Лукавымъ, завистливымъ и честолюбивымъ книжникамъ, т. е. ученымъ учителямъ еврейскимъ, благодѣяніе Іисуса Христа показалось богохульствомъ и смутило ихъ. Такъ и нынѣ, братія, лукаваго человѣка приводятъ въ соблазнъ и добрыя дѣла: ты ходишь въ церковь молиться Богу, читаешь священныя книги, удаляешься отъ развлеченій, увеселеній, зрѣлищъ, компаній; говорятъ: вотъ ханжа. Ты подаешь милостыню; говорятъ: онъ размножаетъ тунеядцевъ. Но не лучше ли этимъ лукавымъ человѣкамъ на себя оглянуться, каковы они сами, чѣмъ судить и осуждать другихъ? Должно помнить слова праведнаго Судіи: не судите, да не судими будете (Матѳ. 7, 1). Іисусъ Христосъ, какъ Сердцевѣдецъ, обличилъ лукавые помыслы своихъ противниковъ: Онъ сказалъ имъ: что помышляете въ сердцахъ вашихъ? Что есть удобѣе, рещи разслабленному: отпущаются тебѣ грѣси? или рещи: востани, и возми одръ твой, и ходи (Марк. 2, 8-9)? Въ самомъ дѣлѣ: не равно ли невозможно для простаго человѣка и прощать грѣхи противъ Бога подобному себѣ человѣку и исцѣлять словомъ болѣзни? Само собою разумѣется, что невозможно. Кому же возможно это? — Только Богу; слѣдовательно, если слово Іисуса Христа было дѣломъ, т. е., если оно разрѣшало грѣхи, исцѣляло всякія болѣзни, какъ и видѣли это всѣ люди, а въ томъ числѣ и книжники, то какъ же они могли укорять Господа въ богохульствѣ? Смотря на дѣло просто, они должны были вѣрить, что Іисусъ Христосъ есть Богъ, потому что Онъ прощаетъ грѣхи и исцѣляетъ словомъ всѣ болѣзни; а они говорятъ: глаголетъ хулы. Что же Господь отвѣтилъ имъ? Но да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческій на земли отпущати грѣхи, глагола разслабленному: тебѣ глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой. И воста абіе, и вземъ одръ, изыде предъ всѣми: яко дивитися всѣмъ, и славити Бога, глаголющимъ, яже николиже тако видѣхомъ (Марк. 2, 10-12). Вотъ видите, слово стало дѣломъ: грѣхи прощены, разслабленіе прошло, человѣкъ сталъ вполнѣ здоровъ, крѣпокъ; и прощеніе грѣховъ и исцѣленіе болѣзни — то и другое показало, что Іисусъ Христосъ есть Судія, Жизнодавецъ и Богъ, а не богохульникъ, какъ думали книжники. Братія мои! власть прощать грѣхи людямъ принадлежитъ одному Богу, какъ Творцу и Законодателю, и кто же изъ васъ не испыталъ на себѣ, что Іисусъ Христосъ прощаетъ и разрѣшаетъ насъ отъ всякаго грѣха? О, какъ бываетъ легко и покойно и весело на душѣ, когда покаешься отъ всего сердца во грѣхахъ своихъ предъ Господомъ и услышишь слово прощенія: чадо, прощаются тебѣ грѣхи твои. Какъ весело на душѣ, когда съ вѣрою и любовію вкусишь божественнаго Брашна Его — пречистаго тѣла и крови Его! Какъ и теперь часто больные исцѣляются вскорѣ послѣ того, какъ покаются предъ лицемъ священника и пріобщатся святыхъ Таинъ Христовыхъ! Всѣ мы испытали на себѣ безъ числа, что Іисусъ Христосъ есть Судія нашъ, Спаситель, Жизнодавецъ и Богъ: будемъ же усердно всегда прибѣгать къ Нему съ вѣрою, да получимъ отъ Его обычнаго, испытаннаго милосердія — прощеніе грѣховъ, миръ душевный и вмѣстѣ здравіе тѣлу. Сокровищница милосердія всегда открыта для каждаго: почерпай изъ нея всякій хоть тысячу разъ на день; безчисленные грѣхи наши не побѣдятъ безконечнаго милосердія Владыки, если только мы грѣшники — искренно кающіеся. Да будетъ слава Твоему милосердію, Господи, во вѣки вѣковъ! Но и мы, братія, будемъ милосерды къ ближнимъ. Я обращаюсь опять къ вашей любви съ словомъ о милостынѣ къ бѣднымъ приходскаго нашего попечительства. Благоволите это сдѣлать во имя Божіе: иже даетъ убогимъ, Божіею милостію, не оскудѣетъ (Прит. 28, 27). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 88-96.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0