Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слово въ недѣлю Православія.

Се воистинну израильтянинъ, въ немже льсти нѣсть (Іоан. 1, 47).

Господь нашъ Іисусъ Христосъ сказанныя сейчасъ слова изрекъ объ одномъ израильтянинѣ, жителѣ города Каны Галилейской, Наѳанаилѣ, когда сей, по совѣту знакомца своего Филиппа, шелъ на встрѣчу Іисусу Христу, чтобы удостовѣриться, Онъ ли именно обѣщанный Израилю Мессія. Филиппъ сказалъ Наѳанаилу: мы нашли Того, о Которомъ писали Моисей въ законѣ и пророки, Іисуса, сына Іосифова, изъ Назарета. Но Наѳанаилъ сказалъ ему: изъ Назарета можетъ ли быть что доброе? Филиппъ говоритъ ему: пойди, и посмотри. Іисусъ, увидѣвъ идущаго къ Нему Наѳанаила, говоритъ о немъ: вотъ, подлинно израильтянинъ, въ которомъ нѣтъ лукавства. Наѳанаилъ говоритъ Ему: почему Ты знаешь меня? — Іисусъ сказалъ ему въ отвѣтъ: прежде нежели позвалъ тебя Филиппъ, когда ты былъ подъ смоковницею, Я видѣлъ тебя, т. е. зналъ всѣ твои помышленія, твою вѣру, твои чаянія Мессіи, твое будущее служеніе. Сердцевѣдецъ Господь, какъ видно, коснулся самой живой струпы сердца Наѳанаила, самой задушевной его мысли, задушевнаго желанія, чаянія, показавъ ему воочію Свое божественное всевѣдѣніе; и вотъ Наѳанаилъ уловленъ въ вѣру Христову. Онъ восклицаетъ: Равви! Ты Сынъ Божій, Ты Царь Израилевъ, — и потомъ дѣлается Его ученикомъ, подъ именемъ Варѳоломея, значитъ — однимъ изъ двѣнадцати (Іоан. 1, 45-60).

Но почему въ это воскресенье, называемое недѣлею Православія, положено Церковію читать это евангеліе, въ которомъ повѣствуется о бесѣдѣ Господа съ Наѳанаиломъ? — Потому что въ словахъ Господа Наѳанаилу показанъ характеръ истиннаго, или православнаго христіанина и характеръ, вообще, истинной православной Церкви Христовой. Вотъ, подлинно израильтянинъ, — сказалъ Господь о Наѳанаилѣ, въ которомъ нѣтъ лукавства, т. е. вотъ человѣкъ, который право и прямо, твердо мыслитъ, разсуждаетъ, вѣруетъ, уповаетъ, говоритъ и дѣйствуетъ, — такъ какъ Наѳанаилъ прямо, сразу увѣровалъ въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія, и уже никогда не колебался въ вѣрѣ и упованіи, не измѣнялъ своихъ мыслей касательно божественнаго Лица Его. Не таковъ ли долженъ быть и истинный христіанинъ; не таково ли должно быть все богоучрежденное общество христіанъ православныхъ; не такова ли должна быть, какъ и есть, православная Церковь? Какая высокая похвала Наѳанаилу отъ Испытующаго сердца и утробы въ словахъ: вотъ подлинно израильтянинъ, въ которомъ нѣтъ лукавства! Какая высокая похвала тому христіанину, о которомъ Господь изрекъ: вотъ истинный христіанинъ, въ которомъ нѣтъ лукавства, и — той Церкви, о которой Господь изрекаетъ: вотъ Церковь, въ которой нѣтъ лукавства, или суетныхъ измышленій человѣческихъ, т. е. которая вся — истинна во всемъ ея ученіи, таинствахъ, Богослуженіи, управленіи, во всемъ ея устройствѣ. А таковы именно — всѣ наши святые угодники; такова вся православная Церковь отъ начала ея и до нынѣ, какъ свидѣтельствуетъ безпристрастная исторія Церкви и Самъ Богъ различными знаменіями и чудесами, содѣваемыми въ Церкви. Она есть, по апостолу, столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 16); есть славная Церковь, не имущая скверны или порока, или нѣчто отъ таковыхъ (Ефес. 5, 27). И какими подвигами кровавыми, какою борьбою съ врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости и православія вѣры и Церкви пріобрѣтено намъ съ вами, братія мои, православіе нашей вѣры, руководительницы нашей къ вѣчному животу! Какъ за сохраненіе и цѣлость отечества нашего и въ немъ нашей вѣры православной пролиты рѣки крови нашими предками — русскими воинами и вождями, воевавшими и съ язычниками, и съ магометанами, и съ христіанами, чуждыми Церкви православной, — такъ за сохраненіе православной вѣры пролиты рѣки крови апостольской, пророческой, мученической; много перенесено страданій преподобными отцами и другими поборниками вѣры.

Но что же мы, чада Церкви православной? Хранимъ ли мы это драгоцѣннѣйшее наслѣдіе — вѣру православную, слѣдуемъ ли ея ученію, заповѣдямъ, правиламъ, уставамъ, совѣтамъ? Любимъ ли службу приносити Богу, плодъ устенъ исповѣдающихся имени Его (Евр. 13, 15)? Обновляемся ли ею, освящаемся ли на всякій день, исправляемъ ли себя, достигаемъ ли совершенства, котораго достигали святые? Совершенствуемся ли въ любви къ Богу и ближнимъ; дорожимъ ли своею вѣрою; считаемъ ли за величайшую милость Божію, за величайшее и первѣйшее благо жизни — то, что мы имѣемъ счастіе принадлежать къ Церкви православной, которая есть единая, святая, соборная и апостольская? Что мы отвѣтимъ на эти вопросы, если хотимъ отвѣчать по совѣсти? Къ стыду нашему мы должны сознаться, что у многихъ, многихъ изъ христіанъ православныхъ не только нѣтъ въ сердцѣ и въ жизни вѣры православной, а нѣтъ даже и на языкѣ, и она у нихъ совсѣмъ испарилась или же обратилась въ совершенное безразличіе относительно какой бы то ни было вѣры: католической, лютеранской, іудейской, магометанской, даже языческой. Слышимъ отъ многихъ, что во всякой вѣрѣ можно угождать Богу, т. е. будто бы всякая вѣра угодна Богу, и какъ будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вотъ до чего дошло у многихъ незнаніе своей вѣры, незнаніе духа и исторіи своей Церкви, отчужденіе отъ ея жизни и Богослуженія, — до чего затмилось понятіе о православіи, о неправославіи и иновѣріи! Хроника современныхъ происшествій разсказываетъ случай, что гдѣ-то въ Россіи одинъ начальникъ на испытаніи учениковъ назвалъ нелѣпою исторію о приношеніи Исаака въ жертву. Это тьма, хаосъ, гибельное невѣжество! Христіанинъ, какъ членъ Церкви, долженъ знать свою вѣру и стараться жить по вѣрѣ, спасаться своею вѣрою, — потому что враги спасенія нашего не дремлютъ и ищутъ нашей погибели на всякій часъ, — и не бросать свою вѣру, какъ какую спеціальность нѣкоторыхъ только людей, или какъ ненужную игрушку, свойственную только дѣтскому возрасту, или какъ достояніе яко бы только необразованной черни. Мечтающимъ такимъ образомъ не мѣшало бы помнить почтенную древность нашей вѣры, современной началу человѣческаго рода, и — ея непосредственное происхожденіе отъ Бога, и — то, что въ этой вѣрѣ жили и спаслись люди всякаго рода, званія, состоянія, пола: и цари славные и мудрые философы, и законодатели и величайшіе витіи, знатные и простые, богатые и бѣдные, мужской полъ и женскій, краса и слава человѣчества. Слѣдуетъ и то сказать къ славѣ вѣры православной, что ни одна религія, кромѣ вѣры православной, не можетъ привести человѣка къ нравственному совершенству, или святости и совершенному угожденію Богу, что показываетъ и исторія Церкви и нетлѣнные, чудотворные останки св. угодниковъ Божіихъ и дивные подвиги святыхъ православной Церкви, коими они совершенно угодили Богу, бывъ еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Такъ и быть должно по здравому смыслу: къ совершенству можетъ привести только совершенная вѣра со всѣми божественными силами, со всѣмъ духовнымъ всеоружіемъ Божіимъ противъ страстной плоти, міра и діавола. Если же нынѣ многіе и христіане православные живутъ хуже магометанъ и язычниковъ, такъ что глава магометанъ въ Россіи публично во всеуслышаніе всѣхъ недавно въ Петербургѣ провозгласилъ похвалу своимъ единовѣрцамъ за то, что между ними нѣтъ такихъ нечестивыхъ, какъ между христіанами, посягающихъ на жизнь царей; — то такая подлинно нечестивая жизнь христіанъ не должна нимало, конечно, ставиться въ упрекъ вѣрѣ православной, которая непоколебима въ своихъ началахъ истины и святости, по обѣтованію Самого Спасителя и по свидѣтельству исторіи. Такіе люди хотя вышли отъ насъ, но они не были наши по существу, а только по имени.

Да, братія мои, только вѣра православная очищаетъ и освящаетъ оскверненное грѣхомъ естество человѣческое, растлѣвшее обновляетъ, особенно посредствомъ таинствъ крещенія, покаянія и причащенія; омраченное просвѣщаетъ; уязвленное грѣхами врачуетъ; оледенѣвшее согрѣваетъ; смердящее страстями дѣлаетъ благоухающимъ посредствомъ благодати Духа Святаго; омертвѣвшее оживотворяетъ; отринувшееся отъ Бога возсоединяетъ, отчужденное отъ Него присвояетъ Ему; разслабѣвшее укрѣпляетъ; обезображенное возображаетъ и украшаетъ; падшее возстановляетъ; работное дѣлаетъ свободнымъ; враждебное исполняетъ любовію, какъ Павла апостола и многихъ другихъ; богохульное исполняетъ непрестаннымъ славословіемъ Богу; отчаянное исполняетъ надеждой; унылое утѣшаетъ; повинное избавляетъ отъ осужденія и наказанія въ гееннѣ; смятенное умиротворяетъ; изнемогшее укрѣпляетъ; утѣсненное распространяетъ; неправедное обогащаетъ правдою; лукавое дѣлаетъ простымъ; злое — благимъ; развращенное исправляетъ; алчное творитъ воздержнымъ; блудное цѣломудреннымъ; скупое щедрымъ; безумное умудряетъ; оземленѣвшее творитъ небеснымъ; грубое утончаетъ; плотяное одуховляетъ; вещелюбивое дѣлаетъ боголюбивымъ; самолюбивое — самоотверженнымъ и вселюбящимъ; бѣсоподобное — богоподобнымъ и — о чудо! — божественнымъ! Вотъ какія чудеса творитъ въ человѣкѣ вѣра православная! Хотите убѣдиться въ этомъ? Читайте исторію жизни святыхъ, исторію Церкви, — и вы воочію увидите всѣ эти чудеса въ жизни святыхъ. Вы увидите волковъ обратившимися въ агнцевъ, блудниковъ и блудницъ въ праведниковъ и въ равноангельныхъ; сребролюбцевъ — въ милостивыхъ, сластолюбцевъ въ воздержниковъ, людей власти и земнаго величія и роскоши увидите въ смиренномъ одѣяніи инока. Вотъ подлинно были истинные христіане; вотъ ангелы во плоти; на землѣ — небесные граждане, и вмѣстѣ — вѣрные слуги отечества земнаго, какъ и воспоминаемые сегодня 40 мучениковъ Севастійскихъ! Вотъ что можетъ дѣлать наша вѣра православная съ тѣми людьми, которые искренно ее содержатъ и слѣдуютъ ея руководству! — Отъ чего же она въ насъ не производитъ такой спасительной перемѣны? — Отъ нашего маловѣрія или безвѣрія, отъ легкомыслія, отъ испорченности и нераскаянности сердца; отъ усилившихся въ насъ и овладѣвшихъ нами страстей, отъ удаленія отъ Церкви, отъ того, что многіе нимало не проникаются духомъ и жизнію Церкви, а многіе — только слабо и болѣе формально, неискренно держатся ея. Отъ того же выродились у насъ и всѣ современные общественные пороки: убійства, самоубійства, цареубійства, поджоги, похищеніе общественнаго имущества, непомѣрная роскошь, развратъ, мотовство, погоня за всякими чувственными удовольствіями.

Чтобъ намъ быть настоящими православными христіанами, намъ прежде всего надобно имѣть живое, постоянное общеніе съ православною Церковью, или участіе въ ея молитвахъ, ученіи, таинствахъ; — прилежно изучать свою вѣру и проникаться и жить ея духомъ, руководствоваться ея правилами, заповѣдями, уставами, главное же — возстановить въ себѣ истиннымъ и глубокимъ покаяніемъ образъ истиннаго, православнаго христіанина по образу древнихъ и новыхъ святыхъ или лучше — по образу Самого Господа нашего Іисуса Христа, глаголющаго: образъ дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ, и вы творите (Іоан. 13, 15), да речетъ и о насъ Господь, какъ нѣкогда о Наѳанаилѣ: се воистинну новый израильтянинъ, въ немже льсти нѣсть. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 77-84.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0