Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Поученіе въ недѣлю сыропустную (второе).

Не собирайте себѣ сокровищъ на землѣ, гдѣ моль и ржа истребляютъ и гдѣ воры подкопываютъ и крадутъ; но собирайте себѣ сокровища на небѣ, гдѣ ни моль, ни ржа не истребляетъ и гдѣ воры не подкопываютъ и не крадутъ, ибо гдѣ сокровище ваше, тамъ будетъ и сердце ваше (Матѳ. 6, 19-21). (Слова изъ читаннаго сегодня евангелія).

Это спасительная намъ всѣмъ заповѣдь Господа и Спаса нашего Іисуса Христа. Кто изъ людей не грѣшенъ противъ этого завѣщанія нашего любвеобильнѣйшаго Господа? Чье сердце не привязано болѣе или менѣе къ земному, къ земнымъ сокровищамъ, какого бы рода они ни были? Кто, напримѣръ, не пристрастенъ къ своей плоти, къ земной чести и славѣ, къ земному богатству, къ земной красотѣ, къ земнымъ удовольствіямъ разнаго рода, вообще, къ земнымъ всяческимъ предметамъ, иногда до забвенія Бога и Его святыхъ заповѣдей и спасительныхъ касательно насъ Его намѣреній, до забвенія небесной природы своей души, ея образа и подобія Божія, ея назначенія къ вѣчной жизни въ Богѣ и съ Богомъ, — ея глубокаго паденія и необходимости возстанія ея чрезъ искреннее, глубокое и невозвратное покаяніе, — ея исправленія, очищенія и освященія благодатію? У кого сокровище — одинъ Богъ и Его святые законы — святая добродѣтель, а плоть съ ея страстями и похотями въ презрѣніи и уничиженіи, какъ преходящая и запинающая непрестанно свою госпожу — душу, и лишь на столько пользуется вниманіемъ и попеченіемъ души, на сколько она служитъ высшимъ, духовнымъ ея цѣлямъ? — У кого нѣтъ разныхъ идоловъ сердца, поставленныхъ на этомъ мѣстѣ святомъ, которое должно быть всегда престоломъ Господа Вседержителя? — Такъ, мы въ этомъ всѣ должны сознаться, братія и сестры возлюбленные о Господѣ, — что мы собираемъ сокровища на землѣ, въ этомъ временномъ пріютѣ нашемъ, который долженъ прейти и исчезнутъ, — и гдѣ моль и ржа самолюбія и страстей, грѣховъ, истребляютъ эти сокровища, какъ тлѣнныя и нечистыя, и гдѣ воры-демоны, а пожалуй и люди подкопываютъ и крадутъ — какъ самое сердце, такъ и его сокровище. Вотъ, примѣрно, твое сокровище — деньги, или удовольствія плотскія, или безличныя личности, которыхъ твои скотскія страсти сдѣлали безличными и обратили въ предметъ грубаго наслажденія, да и тебя самого сдѣлали существомъ безнравственнымъ и безличнымъ; или — твое сокровище — только земныя знанія, искусства, промышленность, ремесла? — Что же, на долго ли эти сокровища тебѣ будутъ принадлежать? — Не сегодня-завтра, или спустя недолго, твоя земная храмина — тѣло разрушится, и твои сокровища, и съ тѣломъ твоимъ, оставятъ тебя; — что же отъ нихъ тебѣ останется, твоей душѣ? — Ничего. А вѣдь она вѣчна и ей понадобятся въ томъ вѣкѣ вѣчныя сокровища, ей свойственныя, какъ-то: о Христѣ упованіе и любовь къ Богу и ближнему, милосердіе, смиреніе, чистота, правота, незлобіе, вообще — дѣла добродѣтели. Гдѣ они у тебя? Запасся ли ты духовнымъ елеемъ? Запасся ли духовными сокровищами? О, запасайся же скорѣе, пока еще есть время. Собирайте себѣ сокровища на небѣ, гдѣ ни моль, ни ржа не истребляетъ и гдѣ воры не подкопываютъ и не крадутъ; такъ какъ, прибавлю, тамъ царство нетлѣнія, царство правды, тамъ нѣтъ діавола. Ибо, говоритъ Господь, гдѣ сокровище ваше, тамъ будетъ и сердце ваше. Вотъ великая истина, которую мы часто забываемъ, а иные и всегда: гдѣ наше сокровище, тамъ и наше сердце. А такъ какъ наши сокровища — на землѣ, то и сердца наши тутъ же — на землѣ — при земныхъ сокровищахъ, удовольствіяхъ, большею частію, грубыхъ и нечистыхъ; они страстно прильпнули къ нимъ, — и уже потому не на небѣ, не съ Богомъ, не съ святыми Его заповѣдями, совѣтами, обѣтованіями, утѣшеніями. Вотъ священникъ во время литургіи отъ лица Церкви возглашаетъ предъ совершеніемъ пренебеснаго таинства: горѣ имѣимъ сердца! т. е., возвысимъ къ Богу сердца, — отрѣшимся отъ всего земнаго: — и кто же въ состояніи рѣшительно возвыситься горѣ, даже въ эти страшныя и всеспасительныя минуты, если у насъ мысли и сердца настолько заняты земными сокровищами и удовольствіями, заботами, предметами нашихъ житейскихъ пристрастій? — Какъ часто и въ эти минуты духовные тати подкопываютъ наше сердце и крадутъ наше вниманіе, нашу вѣру и любовь къ Богу и наше благоговѣніе къ спасительному таинству, къ этой всемірной Жертвѣ — ходатайственной, умилостивительной и благодарственной? — Отчего? — Оттого что, гдѣ сокровища наши, тамъ и сердца наши. Оттого что, идучи въ храмъ, для присутствованія при совершеніи небеснаго таинства, — мы не приготовили душъ своихъ къ достойному предстоянію въ храмѣ, не отложили всякихъ житейскихъ заботъ и попеченій, не очистили сердецъ своихъ отъ порочныхъ страстей, не оставили за порогомъ храма всякаго грѣха; забыли, что, стоя въ храмѣ, мы должны стоять какъ на небѣ; ибо здѣсь — престолъ Божій и небесная, страшная и спасительная Жертва; здѣсь невидимо Силы небесныя съ нами служатъ, — и съ ними — Царица пресвятая неба и земли — Пресвятая Богородица и всѣ святые, которые и поминаются тайно на литургіи — до освященія и послѣ освященія святыхъ Даровъ; ибо и за нихъ приносится благодарственная отъ Церкви Богу жертва. Вотъ наступаютъ дни поста и покаянія, въ которые мы должны познать свои грѣхи, привести ихъ на память, возболѣзновать объ нихъ, сокрушить свое сердце, покаяться и исправиться. Каковъ будетъ нашъ постъ? Каково будетъ покаяніе? — Если Богъ — наше сокровище, Его святая воля, Его правда и вѣчная жизнь съ ея безконечными благами, — то и постъ нашъ будетъ искренній, нелицемѣрный, — и покаяніе будетъ искреннее, пылкое, твердое, неизмѣнное; ибо только такое покаяніе снова возвращаетъ намъ наше утраченное грѣхами сокровяще безцѣнное — Господа Бога и Его благодать; но если сокровищемъ нашимъ, идоломъ нашимъ по прежнему будетъ наша многострастная плоть, міръ прелюбодѣйный и грѣшный съ его прелестными, заманчивыми, хотя скоро исчезающми благами, то и постъ нашъ будетъ неискренній, или совсѣмъ его не будетъ, и покаяніе будетъ только поверхностное, и значитъ, неискреннее, нерѣшительное, заурядное, безплодное, — отъ чего избави Богъ каждаго изъ насъ; ибо такое покаяніе есть грѣховная безчувственность, неблагодарность предъ Богомъ, даровавшимъ по безконечному милосердію даръ покаянія грѣшникамъ ради живота вѣчнаго, — есть попраніе даровъ Духа Святаго, очищающаго грѣхи наши ради заслугъ Христовыхъ и освящающаго души и тѣла наши.

Итакъ, всѣ внимайте себѣ тщательно, гдѣ сокровище ваше: на землѣ или на небѣ? — Ибо гдѣ сокровище ваше, тамъ будетъ и сердце ваше. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 56-60.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0