Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Поученіе въ недѣлю сыропустную (первое).

Если вы будте прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то проститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. А если не будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то и Отецъ вашъ не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ, говоритъ Господь (Матѳ. 6, 14-15).

Нынѣшнее воскресенье называется въ просторѣчіи прощенымъ воскресеньемъ, потому что сегодня положено читать евангеліе, заповѣдующее намъ прощать согрѣшенія противъ насъ ближнихъ, чтобы и намъ простилъ Отецъ нашъ небесный безчисленныя наши согрѣшенія. Вслѣдствіе этого, съ древнихъ временъ, между благочестивыми христіанами ведется обычай въ нынѣшній день, да и во всю сырную седмицу, просить другъ у друга прощенія, въ чемъ кто погрѣшилъ одинъ противъ другаго. Обычай прекрасный, истинно христіанскій, потому что кто же изъ насъ не погрѣшаетъ противъ ближняго своего или словомъ, или дѣломъ, или помышленіемъ; и испрашиваніе прощенія у другаго доказываетъ нашу вѣру въ Евангеліе, наше смиреніе, незлобіе и миролюбіе; напротивъ, нежеланіе просить прощенія у тѣхъ, противъ кого мы дѣйствительно виноваты, показываетъ въ нежелающемъ примиренія маловѣріе, гордость, самомнѣніе, памятозлобіе, непокорность Евангелію, противленіе Богу, согласіе съ діаволомъ. А мы всѣ чада Отца небеснаго по благодати, члены Христа Бога, члены единаго тѣла Церкви, которая есть тѣло Его, и члены другъ другу; Богъ есть любовь (1 Іоан. 4, 8), и болѣе всѣхъ всесожженій и жертвъ требуетъ отъ насъ любви взаимной, любви, которая долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ. Все покрываетъ, всему вѣритъ, всего надѣется, все переноситъ и никогда не перестаетъ (1 Кор. 13, 4-8). Весь законъ Божій состоитъ въ двухъ словахъ: люби Бога и ближняго. Между тѣмъ сердце человѣческое крайне самолюбиво, нетерпѣливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближняго не только за прямое зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за непріятное или правдивое, рѣзкое, даже — за взглядъ, показавшійся недобрымъ, или двусмысленнымъ, лукавымъ, гордымъ, едва не сердится даже за самыя помышленія ближняго, которыя оно воображаетъ въ ближнемъ. Сердцевѣдецъ Господь такъ говоритъ о сердцѣ человѣческомъ: изъ сердца исходятъ злые помыслы, прелюбодѣянія, любодѣянія, убійства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Марк. 7, 21-22).

Но противъ сильнаго недуга должны быть и средства сильныя; великой злобѣ человѣческой противопоставлена безконечная благость и всемощная благодать Божія: при помощи ея удобно побѣждать всякое зло и въ себѣ и въ другихъ — кротостію, незлобіемъ, уступчивостію, терпѣніемъ и долготерпѣніемъ. Я говорю вамъ, вѣщаетъ Спаситель, не противься злому. Но кто ударитъ тебя въ правую щеку твою, обрати къ нему и другую; и кто захочетъ судиться съ тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Матѳ. 5, 39-40)… За прощеніе грѣховъ ближнимъ обѣщано намъ прощеніе грѣховь Отцемъ небеснымъ, помилованіе на страшномъ судѣ, — вѣчное блаженство: милостивые помилованы будутъ (Матѳ. 5, 8). А непримиримой злобѣ угрожаетъ праведный судъ Божій и вѣчная мука. Выслушайте одну повѣсть, изъ которой видно, какъ Богъ наказываетъ еще здѣсь людей злобныхъ и непримиримыхъ между собою. Въ Кіево-Печерской лаврѣ, въ древнія времена были два инока, т. е. монаха, священникъ Титъ и діаконъ Евагрій. Живши нѣсколько лѣтъ дружелюбно между собою, они изъ-за чего-то возъимѣли потомъ вражду и ненависть другъ къ другу; взаимная злоба продолжалась весьма долго; и они, не примирившись между собою, дерзали приносить безкровную жертву Богу. Сколько братія ни совѣтовали имъ, чтобы отложили гнѣвъ и жили между собою въ мирѣ и согласіи, но все было напрасно. Однажды священникъ Титъ тяжко разболѣлся. Отчаясь въ жизни, онъ началъ горько плакать о своемъ согрѣшеніи и послалъ къ недругу своему просить прощенія; но Евагрій не хотѣлъ и слышать о томъ и началъ жестоко проклинать его. Братія, соболѣзнуя о такомъ тяжкомъ заблужденіи, насильно привлекли его къ умирающему. Титъ, увидѣвъ врага своего, съ помощію другихъ всталъ съ одра и палъ предъ нимъ, слезно умоляя простить его; но Евагрій былъ такъ безчеловѣченъ, что отвернулся отъ него и съ остервененіемъ воскликнулъ: ни въ сей, ни въ будущей жизни не хочу примириться съ нимъ! Онъ вырвался изъ рукъ братіи и палъ на землю. Иноки хотѣли поднять его, но какъ изумились, увидѣвъ его мертвымъ и столько охладѣвшимъ, какъ бы онъ умеръ за долго передъ этимъ! Ихъ изумленіе умножилось еще болѣе, когда священникъ Титъ, въ то же самое время, всталъ съ одра болѣзни здоровымъ, какъ бы никогда и не былъ боленъ. Въ ужасѣ отъ столь необыкновеннаго происшествія, они окружили Тита и одинъ передъ другимъ спрашивали: что значитъ это? Онъ отвѣчалъ: будучи въ тяжкой болѣзни, доколѣ я, грѣшный, сердился на брата моего, видѣлъ Ангеловъ отъ меня отступившихъ и плачущихъ о погибели души моей, а нечистыхъ духовъ радующихся, — вотъ причина, почему я болѣе всего желалъ примириться съ нимъ. Но какъ скоро привели его сюда, и я поклонился ему, а онъ началъ проклинать меня, — я увидѣлъ, что одинъ грозный Ангелъ поразилъ его пламеннымъ копіемъ, и несчастный повергся мертвымъ на землю; а мнѣ тотъ же Ангелъ подалъ руку и возстановилъ отъ одра болѣзни. Иноки оплакали лютую смерть Евагрія и съ того времени болѣе прежняго начали блюстись, чтобы никогда солнце не зашло во гнѣвѣ ихъ.

Братія и сестры! Памятозлобіе есть порокъ ужаснѣйшій, и сколько мерзокъ предъ Богомъ, столько пагубенъ и въ обществѣ. Мы созданы по образу и подобію Божію: кротость и незлобіе должны быть нашими свойствами неизмѣнными; ибо и Богъ всегда съ нами поступаетъ по Своей кротости, долготерпитъ и прощаетъ намъ безъ числа. И мы должны прощать, — А памятозлобивый не имѣетъ въ себѣ образа и подобія Божія: онъ болѣе звѣрь, нежели человѣкъ. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 51-55.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0