Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣда въ недѣлю мясопустную.

Вѣрую въ Господа Іисуса Христа — грядущаго со славою судити живымъ и мертвымъ (7 чл. Сѵмвола вѣры).

Такъ кто говоритъ? Такъ говоритъ всякій христіанинъ. Но если всякій христіанинъ: то безъ сомнѣнія, и я, и каждый изъ васъ. Итакъ, братія и сестры, вы сердечно вѣруете, что Іисусъ Христосъ, праведный Судія всѣхъ земнородныхъ, придетъ судить всѣхъ людей живыхъ и мертвыхъ, которые всѣ оживутъ или для вѣчнаго блаженства или для вѣчнаго осужденія? Вы готовы встрѣтить всемірнаго Судію и дать отвѣтъ на страшномъ судѣ Христовомъ во всякомъ дѣлѣ и словѣ? Добрыя дѣла есть съ вами? Зачѣмъ спрашивать больше? Изъ жизни и поступковъ христіанъ ясно видно, что о праведномъ Судіи, о страшномъ судѣ, о вѣчной жизни они забыли и съ каждымъ днемъ стремительно несутся къ вѣчной погибели, которой и не воображаютъ. Они спѣшатъ воспріять утѣшеніе свое на землѣ, чтобы лишиться его на вѣки — на небѣ. О томъ и забота, какъ бы убить драгоцѣнное время, какъ бы провести его пріятно, а о томъ, чтобы провести его съ пользою ддя души, чтобы готовить на исходъ дѣла свои (Прит. 24, 27), никто не заботится.

Желающій вѣчныхъ радостей мало вкушаетъ земныхъ [1], говоритъ св. Геннадій, патріархъ Константинопольскій, а у насъ земныя радости почти непрерывны. Многіе изъ насъ живутъ такъ, какъ будто имъ не придется умереть и отдать отчетъ въ своей жизни. Что это значитъ? Не отъ того ли это происходитъ, что думаютъ покаяться только предъ смертію и получить полное прощеніе? Конечно, Богъ не отвергаетъ и во единонадесятый часъ пришедшихъ къ Нему, то есть, обратившихся къ Нему всѣмъ сердцемъ. Но если сердце ваше было далеко отъ Бога въ самую большую часть вашей жизни: то думаете ли, что его легко можно подвигнуть къ Богу, возбудить въ немъ чувства покаянныя предъ смертію? О, братія! Тутъ-то оно и упрется противъ васъ, на погибель вашу. Случалось мнѣ видѣть не разъ, какъ трудно слышатъ слово о покаяніи, и какъ теряются на исповѣди предъ своимъ исходомъ тѣ, которые не думали о своемъ исправленіи и не умѣли каяться при жизни. Нѣтъ, братія! христіанская кончина бываетъ наградою истиннымъ христіанамъ. Кайтесь, по возможности, всю жизнь: и васъ встрѣтитъ мирная кончина съ искреннимъ покаяніемъ.

Итакъ, готовьтесь на судъ, на судъ страшный, на судъ праведный, на судъ единственный и окончательный, послѣ котораго будетъ или вѣчное блаженство или нескончаемое мученіе. Не удивляйтесь, что говорю такъ рѣшительно: истина царственна, она имѣетъ право такъ говорить. При томъ настоитъ величайшая необходимость говорить рѣшительно о приготовленіи къ суду. Когда предстоитъ явная вѣчная погибель душамъ отъ безпечности и нерадѣнія, тогда рѣшительно нужно дѣйствовать, тогда рѣшительнѣе, чѣмъ въ другое время, нужно и высказывать истину. Когда видятъ, что человѣку угрожаетъ явная опасность погибнуть въ пламени или потонуть въ водѣ: то не дѣйствуютъ ли въ такомъ случаѣ со всею рѣшительностію? Да, потому что въ случаѣ нерѣшительности желающихъ спасти погибающаго отъ смерти, онъ сейчасъ можетъ погибнуть. Такъ и мы должны многихъ рѣшительностію и страхомъ будущаго суда спасать, отъ огня восхищающе (Іуд. 1, 23); вѣдь мы очень не далеко отъ вѣчнаго огня, а многимъ, можетъ быть, одинъ шагъ до него. Братъ! подумай, можетъ быть въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе (Лук. 12, 20): и ты — во адѣ, въ мукахъ... во пламени семъ. Итакъ, готовьтесь на судъ, готовьтесь съ сегодняшняго же дня; дѣлайте добрыя дѣла, дондеже день есть: пріидетъ нощь смерти, егда никтоже можетъ дѣлати (Іоан. 9, 4). Довольно мы работали суетѣ. Пора взглянуть на бѣдную душу очами испытанія. Посѣщайте церковь, вздыхайте о грѣхахъ своихъ, ожидайте съ нею со страхомъ великаго дня суднаго. У Церкви постоянно мысль о судѣ: и утромъ и днемъ и вечеромъ; каждый день и рано и поздно напоминаетъ она чадамъ своимъ объ этомъ великомъ днѣ, рѣшающемъ судьбу всего человѣческаго рода, а у чадъ ея мысли заняты тѣмъ, что на нѣсколько минутъ пріятно кружитъ имъ голову, веселитъ сердце, страстное до радостей земныхъ. Господь, — Истина, Жизнь — гремитъ гласомъ Своимъ о имѣющемъ непремѣнно совершиться судѣ Своемъ, повелѣваетъ бдѣть и молиться во всякое время духомъ (Марк. 13, 33; Лук. 21, 36; Ефес. 6, 18), чтобы сподобиться намъ убѣжать страшной участи осужденныхъ; апостолы увѣряютъ, что Судія предъ дверьми (Іак. 5, 9)… а мы какъ будто и слышать о томъ не хотимъ. Иные думаютъ и даже говорятъ: какой страшный судъ! Господь милосердъ: Онъ помилуетъ; вѣдь мы грѣшимъ больше по немощи, а не по злобѣ, не по ожесточенію... А не подумаютъ о томъ, что только милостивіи помиловани будутъ (Матѳ. 5, 7), что судъ безъ милости будетъ не сотворшему милости (Іак. 2, 13). Гдѣ же у васъ дѣла милости, когда, очевидно, вы заботитесь только о себѣ?

Братія! не дай Богъ никому явиться тамъ, гдѣ оказался богачъ, веселившійся свѣтло на всякъ день. Если же окажемся тамъ: то поздно будетъ оттуда просить себѣ капли воды для прохлажденія языка своего, поздно будетъ посылать оттуда къ своимъ роднымъ, чтобы и они не пришли туда же (Лук. 16, 19-31).

Бдите, яко не вѣсте дне ни часа, въ оньже Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 25, 13). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Св. Геннадій, о вѣрѣ и жизни христіанской, ст. 39.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 30-33.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0