Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слово въ недѣлю о блудномъ сынѣ.

И шедъ прилѣпися единому отъ житель тоя страны; и посла его на села своя пасти свинія. И желаше насытити чрево свое отъ рожецъ, яже ядяху свинія; и никтоже даяше ему (Лук. 15, 15-16).

Вотъ до чего дошелъ, наконецъ, младшій блудный сынъ, упоминаемый въ евангельской притчѣ, не захотѣвшій, по непонятному своенравію, оставаться въ домѣ отца своего, у котораго, какъ онъ самъ потомъ сознался, даже наемникомъ избываютъ хлѣбы (Лук. 15, 17). Вмѣсто роднаго, истинно-дружескаго сообщества со старшимъ, умнымъ и благонравнымъ братомъ своимъ, теперь онъ прилѣпляется къ одному безчеловѣчному жителю той несчастной стороны, въ которую удалился отъ отца своего и въ которой расточилъ имѣніе свое, живя блудно. Жестокій житель посылаетъ его на села своя пасти свинія. Вмѣсто совершеннаго довольства и изобилія, какое находилъ прежде въ отеческомъ домѣ, онъ вдругъ теперь терпитъ крайнюю и позорную бѣдность — плодъ распутной жизни, такъ что желаетъ насытить чрево свое отъ рожецъ, или жолудей, яже ядяху свинія. Такъ бѣдственно было, братія, для блуднаго сына удаленіе изъ дома родительскаго, съ доставшимся по раздѣлу имѣніемъ, на страну далекую и чуждую!

Нужно ли говорить, что упоминаемый въ святомъ Евангеліи блудный сынъ изображаетъ насъ грѣшныхъ? Точно, наши способности: умъ, воля и сердце, наше тѣло съ его здоровьемъ, съ его премудрымъ, прекраснымъ устройствомъ; наши званія, въ какія кто призванъ, наше богатство, все наше благосостояніе, даже клочекъ земли, на которомъ мы живемъ — все это — доставшееся намъ по раздѣлу имѣніе Отца небеснаго, Который единственно по Своей благости, незаслуженно съ нашей стороны, выдѣлилъ каждому изъ насъ часть благъ изъ Своей богатой сокровищницы и далъ намъ волю идти на всѣ четыре стороны. Рѣдко кто изъ насъ остается со своимъ имѣніемъ подъ отеческою кровлею; многіе, взявши свою часть, какъ бы уходятъ отъ всеблагаго Отца на сторону далече — въ міръ грѣшный и живутъ тамъ распутно въ плѣну страстей, пока наконецъ жестокость и явная гибельность ихъ не убѣдятъ ихъ вернуться къ Отцу своему. Да, наши страсти, наши грѣхи — сущіе тираны для насъ. Побесѣдуемъ объ этомъ.

Господь Богъ нашъ есть существо всесовершеннѣйшее, такъ что до полнаго представленія Его совершенствъ мысль наша и возвыситься никогда не можетъ. Такъ какъ Онъ всесовершенъ, то по тому самому Онъ вседоволенъ и всеблаженъ. Всесовершенный и вѣчно-блаженный Богъ создалъ и насъ не съ тѣмъ, чтобы насъ кто-нибудь мучилъ и тиранилъ, а съ тѣмъ, чтобы намъ было вѣчно хорошо, чтобы мы вѣчно блаженствовали; но, какъ блаженствовать можетъ только тотъ, кто старается быть совершеннымъ и святымъ, подобно Богу, то Творецъ и одарилъ насъ свободною волею и заповѣдалъ намъ быть святыми, какъ Онъ святъ: святи будите, яко Азъ святъ есмь, Господь Богъ вашъ (1 Петр. 1, 16; Лев. 19, 2). Старайся подражать Ему въ святости своимъ умомъ, волею и чувствомъ; познавай Его совершенства, люби Его и въ Немъ всѣхъ людей, дѣлай дѣла Божіи: и ты будешь святъ, и ты будешь блаженъ. Если не будешь стараться знать Его, любить Его и дѣлать то, что Онъ заповѣдалъ, ты будешь несчастнымъ грѣшникомъ, всегдашнимъ плѣнникомъ, мученикомъ страстей; потому что блаженство въ Богѣ и отъ Бога; внѣ Его не можетъ быть блаженства: тамъ только тиранническое владычество страстей. Что, кажется, за трудъ человѣку знать и любить Бога отъ всей души и отъ всего сердца своего! Пусть бы душа его была для Бога какое-нибудь чуждое твореніе, а то она — Его твореніе, дыханіе устъ Его, образъ Его; какъ же не полюбить ей своего Творца, своего Благодѣтеля приснаго и вѣчнаго всецѣло, нераздѣльно! Наше тѣло — дѣло Его премудраго ума, Его зиждительныхъ рукъ, наше званіе, богатство, все, что у насъ есть, кромѣ грѣха, — Его собственность; какъ не знать и не любить отъ всей души такого Благодѣтеля, Который даетъ намъ животъ и дыханіе и вся; Которымъ мы живемъ, движемся и существуемъ (Дѣян. 17, 25. 28)! Какъ не любить вмѣстѣ съ Нимъ, какъ собратовъ, какъ чадъ одного и того же Отца, ближнихъ нашихъ! Надобно бы, кажется, по справедливости удивляться, какъ мы знаемъ и любимъ что-нибудь другое, кромѣ Его! Какъ мы можемъ удаляться отъ Него — Источника живота и блаженства, какъ можемъ враждовать противу закона и уставовъ Его, дѣлать что-нибудь неугодное Ему! Однако-жъ мы любимъ многое другое, кромѣ Его, дѣлаемъ не то, что Ему угодно, и удаляемся отъ Него. За то посмотрите, что съ нами дѣлается, на кого мы иногда походимъ.

Вотъ дерзкій вольнодумецъ, который говоритъ не въ сердцѣ, а уже въ слухъ провозглашаетъ: нѣсть Богъ (Псал. 13, 1), или: нѣсть Богочеловѣкъ Искупитель; нѣтъ Церкви и даровъ небесныхъ, преподаваемыхъ въ таинствахъ для нашей духовной жизни, совершенства и спасенія! Что же? Ты отвергнулъ все духовное, священное и небесное? Такъ ты плоть, земля, въ тебѣ нѣтъ души, тебѣ не знать неба, адъ твой вѣчный удѣлъ. Гдѣ твоя душа, скажи мнѣ? Всякая душа отъ Бога и знаетъ Его, стремится къ Нему, а для твоей души нѣтъ Бога, она не знаетъ Его; легче же повѣрить, что нѣтъ твоей души, чѣмъ Бога, Творца всего существующаго. О, я вижу, какъ жалко въ тебѣ то, что ты называешь своею душою. Въ недовѣдомой дали отъ Отца духовъ и всякой плоти, она томится, бѣдная, въ области плоти, мрака и погибели неотразимою тоскою по какой-то потерѣ, по чемъ-то родномъ; какую пустоту и мракъ чувствуетъ она въ себѣ, какимъ безотраднымъ находитъ она свое положеніе! Быть духомъ, имѣть духовныя потребности и стремленія и не находить имъ удовлетворенія — какое мученіе для души! Видѣть, какъ другіе прибѣгаютъ въ храмы Божіи съ усердными молитвами къ Богу, какъ получаютъ оттуда дары небесной благодати, и въ то же время чувствовать въ себѣ борьбу гордаго разума, непокоряющагося святой истинѣ — съ природными стремленіями своей души: — какъ это убійственно для души. Воротись домой, блудный сынъ: куда ты зашелъ? Зачѣмъ ты расточаешь имѣніе Отца твоего небеснаго вдали отъ Него, живя блудно? Твой умъ — не твой: онъ — даръ Божій; зачѣмъ ты его употребляешь во зло? Тебя Богъ одарилъ имъ съ тѣмъ, чтобы ты познавалъ Его и старался уподобляться Ему; а между тѣмъ ты дѣлаешь изъ него пагубное средство — подальше уйти отъ Него, забыть и не знать Его. Воротисъ къ Отцу твоему, несчастный; далеко зашелъ ты; въ этой дали нѣтъ ничего, кромѣ вѣчной смерти.

Вотъ честолюбецъ, для котораго земныя почести — цѣль жизни. Вмѣсто того, чтобы стремиться къ вѣчной почести горняго званія о Христѣ Іисусѣ, онъ истощаетъ всѣ усилія добиться, сколь можно больше, чести отъ людей. Но на пути къ своей цѣли онъ встрѣчаетъ множество соперниковъ, которые восхищаютъ достоинства, принадлежащія по его мнѣнію ему! Какая досада, какъ тяжело не получать того, чего такъ усердно домогаешься и что иногда почитаешь уже своимъ! Сколько ночей проводитъ иногда честолюбецъ въ безсонницѣ! Воротись и ты, развѣ ты не замѣчаешь, что идешь на страну далече; все дальше и дальше отъ Отца твоего небеснаго. Любовь міра сего, любовь къ его почестямъ и отличіямъ, вражда на Бога есть (Іак. 4, 4). Зачѣмъ тебѣ хочется быть выше другихъ? Развѣ не знаешь, что слава человѣча яко цвѣтъ травный: изсше трава, и цвѣтъ ея отпаде (1 Петр. 1, 24; Ис. 40, 6-7), что намъ предоставлена вѣчная слава на небѣ со Христомъ? Тебѣ дано сердце, въ которомъ, между прочимъ, горитъ любовь къ доброй славѣ — не съ тѣмъ, чтобы ты вѣчно домогался скоропреходящихъ почестей, а чтобы ты любилъ духовное восхожденіе отъ славы въ славу, отвращаясь всячески грѣха, какъ самаго сильнаго препятствія къ твоему духовному совершенству. Воротись же въ домъ Отца своего, брось мелкое честолюбіе.

Вотъ сребролюбецъ, въ руки котораго перешло уже множество свѣтлыхъ земляныхъ блестокъ и который хочетъ скопить ихъ, какъ можно больше. Серебро и золото — это его идолъ. И онъ удалился отъ Бога на страну далече: утомительныя заботы днемъ и ночью о пріобрѣтеніи и сбереженіи своего сокровища преслѣдуютъ его; онъ слышитъ иногда слово Божіе, но мысль о богатствѣ подавляетъ оное; о Богѣ, о своей душѣ, о ея загробной судьбѣ, ему некогда подумать. Сколько и какихъ средствъ не употребляетъ онъ иногда для того, чтобы красивой, блестящей земли набрать себѣ столько, сколько могутъ вмѣстить его неограниченныя желанія! Куда тебѣ, для чего тебѣ такъ много серебра и золота? На черный день, для обезпеченія твоего семейства? Но въ жизни истиннаго христіанина не должно быть черныхъ дней, т. е. дней несчастныхъ, по понятіямъ мірскимъ, развѣ уже назвать черными тѣ дни, когда мы сильно согрѣшимъ и прогнѣваемъ всеблагаго Владыку нашей жизни. Мы живемъ въ царствѣ любящаго и попечительнаго Отца нашего, вѣчнаго Ходатая Сына Божія и Утѣшителя Святаго Духа — Бога нашего, Троицы единосущной. Какіе же черные дни въ такомъ царствѣ? Для обезпеченія семейства? Хорошо. Но для семейства надобно не въ примѣръ меньше того, чѣмъ сколько ты собралъ. И ты хочешь совершенно одинъ обезпечить свое семейство на будущее время! Что же ты Богу не предоставляешь устроить въ будущемъ благо твоихъ дѣтей, предоставляя ихъ почти исключительно бездушному металлу? А если блестящій металлъ попадется въ руки расточительныхъ и распутныхъ дѣтей, если онъ испортитъ ихъ? Тогда тебѣ двойная бѣда: отъ того, что, собравши, не употребилъ какъ должно своего богатства, и отъ того, что погубилъ своихъ дѣтей. Воротись и ты въ домъ Отца своего. Тебѣ кажется, что ты приращаешь имѣніе, доставшееся тебѣ отъ Отца небеснаго: нѣтъ, ты расточаешь его. Приращать имѣніе — значитъ умножать его посредствомъ употребленія, сообразнаго съ намѣреніемъ Божіимъ. Какъ? умножать посредствомъ употребленія? Когда употребляешь, тогда не умножаешь, а расточаешь, говоришь ты. Въ мірѣ это дѣйствительно бываетъ такъ, а у Бога не такъ. Но ты не употребляешь его, какъ должно, слѣдовательно расточаешь, непремѣнно расточаешь волею или неволею, иногда, можетъ быть, незамѣтно для себя самого. Воротись же и ты въ домъ Отца небеснаго; узнай здѣсь, что всякое земное богатство есть Его имѣніе, что мы приставники и раздаятели этого имѣнія; убѣдись, что, удѣливъ по возможности изъ своего богатства нищимъ, мы его не расточаемъ, а пріобрѣтаемъ.

Но вотъ и рабъ нѣги и сладострастія. Сей же что? Думаетъ ли онъ воротиться къ Отцу небесному? Или еще мученія души и тѣлесныя страданія у него не достигли своего послѣдняго предѣла? Но зачѣмъ ждать того времени, когда уже и душа совершенно разслабѣетъ отъ студныхъ дѣлъ сладострастія, и тѣло изнеможетъ отъ постоянныхъ, убивающихъ его напряженій. Забылъ ты, любезный собратъ, что душа и тѣло не твои, а Божіи: потому что, принадлежа Богу всецѣло, какъ дѣло рукъ Его, мы, кромѣ того, искуплены отъ грѣховъ цѣною крови Сына Божія; забылъ, что мы должны прославлять Бога въ тѣлесѣхъ нашихъ и въ душахъ нашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20)? Далеко ушелъ ты отъ Бога; въ церковь рѣдко ты заходишь, стыдно тебѣ являться со своими нечистотами предъ всесвятаго Бога. Очистись и воротись къ Отцу небесному: худо тебѣ на странѣ далекой у жестокаго хозяина — твоей позорной страсти. Поди ко Мнѣ, говоритъ тебѣ Отецъ небесный и Сынъ Его возлюбленный: у Меня хорошо. Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 28. 30). Вѣрно тебѣ твоя страсть не даетъ ничего въ пищу, кромѣ рожецъ, яже ядятъ свинія; твое удовольствіе болѣзненное, мнимое, поди ко Мнѣ: у Меня всего довольно, у Меня и наемникомъ избываютъ хлѣбы (Лук. 15, 17).

А вотъ и жалкая жертва ненасытнаго чрева: человѣкъ, отъ чрезмѣрной любви къ разгорячающимъ питіямъ и вкуснымъ яствамъ, употребляемымъ въ излишествѣ, вѣчно больной и душею и тѣломъ. Поди и ты. Отецъ небесный давно ищетъ тебя. Онъ не хочетъ, чтобы ты погибъ безвозвратно, но спасся, истрезвился и сталъ вмѣсто человѣка плотскаго, богопротивнаго, человѣкомъ духовнымъ, богоугоднымъ. Возненавидь служеніе чреву, полюби златую умѣренность, будь духовенъ и не расточай имѣнія Отца своего небеснаго, твоихъ силъ душевныхъ и тѣлесныхъ, живя распутно. Посмотри на себя: ты почти только ѣшь и пьешь, постоянно утопаешь въ удовольствіяхъ чувственности; а Отецъ небесный все терпитъ тебя на землѣ Своей; все солнце Свое сіяетъ на тебя; все не отнимаетъ еще у тебя совершенно Своихъ благъ. Какъ безплодную смоковницу давно бы тебя надобно было срубитъ и бросить въ огонь; между тѣмъ ты все еще стоишь. Воротись: и святая Церковь ждетъ тебя. Ты давно забылъ ее, мать свою. А между тѣмъ она болитъ о тебѣ, какъ о чадѣ своемъ, заботясь о томъ, какъ бы тебя спасти непокорнаго. Всѣхъ Господь призываетъ нынѣ голосомъ Своей святой Церкви въ объятія Своей отеческой любви, всѣхъ хочетъ спасти. Вотъ скоро настанутъ дни поста и покаянія; всѣ поспѣшимъ очиститься отъ своихъ грѣховъ и страстей, чтобы стать людьми новыми и духовными. Почти всѣ мы живемъ блудно — въ странѣ далекой — на землѣ грѣшной, забывая вовсе о вожделѣнномъ и истинномъ нашемъ отечествѣ на небѣ. О, вѣра святая! Приди на помощь намъ заблудшимъ, скажи, что несомнѣнно есть для насъ другая жизнь по ту сторону гроба, жизнь безконечная, блаженная или мучительная — смотря по тому, кто какъ живетъ здѣсь; такъ ли, какъ вѣрный сынъ Отца небеснаго — въ постоянномъ общеніи съ Богомъ, въ чистотѣ, святости и любви, или какъ блудный сынъ вдали отъ Бога, въ похотяхъ и нечистотѣ? Скажи, что плоть и кровь царствія Божія наслѣдити не могутъ (1 Кор. 15, 50). Братіе, помышляйте себе мертвыхъ убо быти грѣху, живыхъ же Богови, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ! Да не царствуетъ убо грѣхъ въ мертвеннѣмъ вашемъ тѣлѣ, во еже послушати его въ похотехъ его; ниже представляйте уды вашя оружія неправды грѣху, но представляйте себе Богови яко отъ мертвыхъ живыхъ, и уды вашя оружія правды Богови. Грѣхъ бо вами да не обладаетъ: нѣсте бо подъ закономъ, но подъ благодатію. Не вѣсте ли, яко емуже представляете себе рабы въ послушаніе, раби есте, егоже послушаете, или грѣха въ смерть, или послушанія въ правду (Рим. 6, 11-14. 16). Отложимъ убо дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта. Яко во дни, благообразно да ходимъ, не козлогласованіи и піянствы, не любодѣяніи и студодѣяніи, не рвеніемъ и завистію; но облецытеся Господемъ нашимъ Іисусъ Христомъ, и плоти угодія не творите въ похоти (Рим. 13, 12-13). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 16-25.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0