Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣда въ недѣлю о мытарѣ и фарисеѣ.

Нынѣшняя недѣля въ церковномъ порядкѣ недѣль называется недѣлею мытаря и фарисея. Такъ названа она отъ того, что въ нынѣшній день читается изъ Евангелія притча Господня о мытарѣ и фарисеѣ. Въ притчѣ, примѣромъ мытаря и фарисея, Господь научаетъ насъ, съ какимъ расположеніемъ духа нужно молиться намъ въ церкви или гдѣ бы то ни было. Послушаемъ, какъ молился фарисей и какъ мытарь; который изъ нихъ угодилъ Богу своею молитвою и который нѣтъ; чѣмъ угодилъ одинъ и чѣмъ не угодилъ другой, чтобы и намъ научиться всегда молиться богоугодно, а не въ осужденіе. Молитва — великое дѣло: чрезъ молитву человѣкъ сообщается съ Богомъ, получаетъ отъ Него разные дары благодати, благодаритъ Его, какъ Благодѣтеля за непрестанныя Его милости или славитъ Его, какъ всесовершеннаго Творца.

Фарисей и мытарь молились въ церкви. Человѣка два, сказано, внидоста въ церковь помолитися: единъ фарисей, а другій мытарь. Фарисей молился такъ: «Боже! благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе человѣки, грабители, обидчики, прелюбодѣи, или какъ сей мытарь. Пощусь два раза въ недѣлю; даю десятую часть изъ всего, что пріобрѣтаю». Мытарь молился совсѣмъ не такъ. Онъ говорилъ немного, но много скорбѣлъ о грѣхахъ своихъ; не поднималъ предъ другими голову, но поникши лицомъ въ землю, отъ сильной скорби ударялъ себя въ грудь и говорилъ только: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику. Котораго изъ нихъ молитва была пріятна Господу и котораго — нѣтъ, всякій знаетъ: мытарь пошелъ изъ церкви домой болѣе оправданнымъ, хотя былъ грѣшникъ, а фарисей — нѣтъ, хотя и дѣлалъ дѣла правды законной (Лук. 18, 10-14).

Чѣмъ же была угодна Богу молитва мытаря? Тѣмъ, что онъ былъ смиренъ и имѣлъ на молитвѣ сердце сокрушенное; а давно уже сказано святымъ пророкомъ и царемъ Давидомъ, что сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ (Псал. 50, 19).

А отчего молитва фарисея окралась неугодною Богу? Ахъ! немного надо сообразительности, чтобы вѣрно отвѣчать на это. Горе, иже мудри въ себѣ самихъ, и предъ собою разумни (Ис. 5, 21), говоритъ Богъ черезъ пророка. Фарисей въ слѣпомъ самомнѣніи и гордости забылъ, кто онъ и съ кѣмъ говоритъ: грѣшникъ вообразилъ себя праведникомъ; грѣшникъ забылъ, что онъ говоритъ съ Всевидящимъ и съ Всеправеднымъ.

Боже мой! что значатъ наши добрыя дѣла, которыми мы иногда смѣемъ хвалиться предъ людьми и предъ лицемъ Твоимъ? Всякое доброе дѣло наше маловажно: потому что оно, проходя чрезъ нечистое сердце, заимствуетъ отъ него большею частію какую-нибудь нечистоту, напримѣръ, нечистоту маловѣрія, невѣрія, самолюбія, притворства, тщеславія, гордости, нетерпѣнія, раздражительности и т. д., да прямо при томъ, доброе дѣло дѣлается нами при Божіей же помощи, такъ что безъ Господа, по Его слову, мы не можемъ творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Несомнѣнно, что у каждаго изъ насъ несравненно больше грѣховъ, чѣмъ добрыхъ дѣлъ. Какъ же мнѣ помнить на молитвѣ о своихъ немногихъ добрыхъ дѣлахъ и то при помощи Божіей сдѣланныхъ, когда у меня несравненно больше худыхъ дѣлъ? Нѣтъ: я лучше пролью слезу сокрушенія о грѣхахъ моихъ, лучше молитву теплую пролію ко Господу, и Тому возвѣщу печали моя, яко золъ душа моя исполнися, и животъ мой аду приближися [1], а о добрыхъ дѣлахъ моихъ, если какія я сдѣлалъ, умолчу или совсѣмъ забуду предъ лицемъ Божіимъ, чтобы не вообразить мнѣ, что я праведникъ и заслуживаю отъ Него награды за свои добродѣтели. Я долженъ помнить слова Господа, которыя нужно говорить мнѣ, по совершеніи всякаго добраго дѣла: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лук. 17, 10). Какъ я буду перечислять чужіе грѣхи, когда у меня своихъ безъ числа? Нѣтъ. Не буду я такъ безумно поступать; не буду такъ сильно обольщаться самолюбіемъ и видѣть въ себѣ только хорошее, оставляя безъ вниманія худое; иначе легко овладѣетъ мною страсть самолюбія и гордости, и я буду въ самомъ дѣлѣ видѣть въ себѣ только хорошее, какъ фарисей, а весьма многое худое забуду. Нѣтъ, лучше я чаще буду говорить Господу: даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія и не осуждати брата моего [2]. Въ такомъ расположеніи духа будемъ, братія, молиться всѣ: и наша молитва будетъ пріятна Господу и послужитъ намъ во спасеніе. Въ церковной или домашней молитвѣ непремѣнно нужно смиреніе предъ Богомъ и предъ людьми: грѣшнику ли не смиряться? Смиренныхъ Господь милуетъ и спасаетъ. Смирихся, и спасе мя (Псал. 114, 6), говоритъ Давидъ. Боже, милостивъ буди намъ грѣшнымъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ирмосъ 8 гл. пѣснь 6.
[2] Молитва св. Ефрема Сирина.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 9-12.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0