Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ.

Слово на день памяти св. славнаго, всехвальнаго Апостола Андрея Первозваннаго.

Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаилъ сіе (дѣло воплощенія Бога-Слова) отъ премудрыхъ и разумныхъ (т. е. мнящихъ себя таковыми), но открылъ то младенцамъ (т. е. простосердечнымъ и немудрствующимъ лукаво). Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволеніе (Матѳ. 11, 25-26).

Православная Церковь сегодня торжественно празднуетъ день преставленія Св. Первозваннаго Апостола Андрея, единокровнаго брата Св. апостола Петра.

За начало слова Божія на сей день, я взялъ знаменательныя слова Господа Іисуса Христа, обращенныя имъ молитвенно къ Отцу небесному, въ коихъ Онъ, Іисусъ Христосъ, благодаритъ и славитъ Его за то, что величайшее таинство воплощенія Сына Божія, требующее для воспріятія его — простоты и чистоты сердца человѣческаго, — Онъ утаилъ отъ лукавыхъ и гордыхъ мудрецовъ вѣка сего, — книжниковъ и фарисеевъ, а открылъ простымъ сердцамъ апостоловъ, — и вообще простымъ и смиреннымъ сердцамъ.

И я хочу говорить вамъ сегодня, именно о томъ, что Богъ гордымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать (1 Петр. 5, 5) и открываетъ имъ величайшія тайны божественныя для спасенія многихъ.

Вообще, дѣло христіанской проповѣди, по своему величію и премудрости таково, что, прежде всего требуетъ отъ слушателя простоты вѣры и совершенной преданности ему, какъ дѣлу — Божію истинному, спасительному, непреложному. Лукавое невѣріе не терпимо въ дѣлѣ Божіемъ, — ибо, если человѣкъ усумнится, при слышаніи его, не благоволитъ Богъ къ нему; сомнѣвающійся подобенъ волнѣ морской, вѣтромъ поднимаемой и разбиваемой, да не думаетъ такой человѣкъ, что получитъ, что-либо отъ Бога.

Вотъ, обратите особенное вниманіе на первое слово проповѣди Божіей, возвѣщенное Архангеломъ Гавріиломъ Дѣвѣ Маріи о воплощеніи отъ Нея Сына Божія: и подумайте — какой оно требовало смиренной простоты и довѣрія отъ пречистой Дѣвы, — и она ни единымъ словомъ не усумнилась и не воспрекословила небесному благовѣстнику, несмотря на всю необычайность словъ благовѣщенія, Архангелъ услышалъ отъ Ней только слово послушанія и преданности Господу: се раба Годподня, да будетъ Мнѣ по слову твоему (Лук. 1, 38). И дѣло безконечной важности, дѣло воплощенія Божія, совершилось по слову послушанія Маріи. А что, если бы Она не повѣрила и стала мудрствовать и сомнѣваться, какъ Захарія, отецъ Предтечи, услышавши отъ Архангела о рожденіи отъ него сына? Тогда и дѣло не совершилось бы. Но и Захарія увѣровалъ, наказанный глухотою за невѣріе и удостоился родить сына бóльшаго между всѣми рожденными женами. — Такъ и Апостолы, призываемые къ великому апостольскому подвигу, нимало не прекословили призывающему Господу, а являли тотчасъ полное послушаніе и на всю жизнь остались вѣрными своему Спасителю. — Сопоставьте книжниковъ и фарисеевъ съ Апостолами и съ Самою ипостасною вѣчною Премудростію — Христомъ: сколько вы тотчасъ замѣтите въ этихъ ученыхъ вѣка сего лукавства, гордости и злобы, зависти, самолюбія, неправды, лицемѣрія, корыстолюбія, мести, упорства?

Можно ли было, скажите, ввѣрить имъ дѣло проповѣди Евангельской и откровенія величайшихъ истинъ царствія Божія? Душевный человѣкъ, — а таковы были всѣ книжники и фарисеи съ первосвященниками, — не принимаетъ того, чтó отъ Духа Божія, — потому, что почитаетъ это безуміемъ и не можетъ разумѣть, потому что о семъ надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).

Только такіе божественные простецы и вмѣстѣ мудрецы, духовные философы и витіи, какъ апостолы, могли воспринять отъ Самого Бога-Слова, Самой Ипостасной премудрости Божественную проповѣдь о обновленіи людей черезъ воплощеніе Сына Божія.

И какъ старались книжники и фарисеи погубить въ самомъ началѣ великое дѣло Христово чрезъ всевозможныя гоненія и посягательство на Его чудную жизнь и мечтали уже, что совсѣмъ погубили Его дѣло, когда умертвили Его на крестѣ! Но тутъ-то, когда Онъ вознесенъ былъ на крестъ и началось истинное искупленіе человѣчества, по слову Господа: когда Я буду вознесенъ отъ земли, всѣхъ привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32). Апостолы, разсѣявшіеся было во время страданій, по воскресеніи Христовомъ особенно утвердились въ вѣрѣ въ Его, и съ великою силою свидѣтельствовали всѣмъ о воскресеніи Христовомъ, и совершившемся дѣлѣ искупленія человѣческаго рода. Ничто и никто не могъ погубить или помрачить великаго дѣла Христова; и дѣло Апостоловъ торжествовало больше и больше. — Вотъ что дѣлаетъ простота вѣры въ Бога, всецѣлое довѣріе и преданность Ему.

Господь ввѣрилъ намъ Русскимъ, великій спасительный талантъ православной вѣры, чрезъ которую спаслось множество вѣрныхъ въ предшествовавшіе намъ вѣка, да и въ наше время.

Спрошу васъ и себя, умножаемъ ли мы ввѣренный намъ талантъ вѣры православной? Стараемся ли жить по вѣрѣ? Стараемся ли оправдывать добрыми дѣлами свое христіанское званіе? Творимъ ли плоды покаянія? Стараемся ли украшать себя всякою христіанскою добродѣтелью? — Все дремлетъ и спитъ. Воздремашася вся и спаху (Матѳ. 25, 5). Нужно ли говорить, напоминать, чтó творится вокругъ насъ въ обществѣ, въ высшихъ учебныхъ заведеніяхъ, въ печати, въ законодательныхъ учрежденіяхъ и т. д.

Востань же, русскій человѣкъ, воскресни отъ мертвыхъ, и освѣтитъ тя Христосъ (Ефес. 5, 14). Аминь.

Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ мѣстахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 52-55.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0