Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ.

Слово на день славнаго Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня въ Іерусалимѣ, обрѣтеннаго въ глубинѣ земли равноапостольною царицею Еленой, спустя почти триста лѣтъ по распятіи на немъ Спасителя міра.

Близъ двухъ тысячъ лѣтъ тому назадъ, на землѣ совершенó было людьми по злобѣ и зависти страшное злодѣяніе, отъ котораго солнце померкло, земля потряслась, скалы треснули, гробы мертвецовъ раскрылись и мертвые ожили, вышли и вошли въ городъ, явившись многимъ въ Іерусалимѣ. Это злодѣяніе — убіеніе іудеями Спасителя міра, Господа Іисуса Христа Сына Божія, восхотѣвшаго добровольно принять на Себя отъ правосудія Божія казнь за грѣхи міра. Это убіеніе было совершенó посредствомъ крестной казни. Она была самая позорная казнь, мучительная, придуманная людьми тогдашняго безбожнаго міра для рабовъ, которые цѣнились ниже всякаго животнаго безсловеснаго.

И такъ крестъ былъ орудіемъ казни Богочеловѣка. И этотъ крестъ, бывшій прежде проклятымъ, сдѣлался по распятіи и смерти на немъ Богочеловѣка — для христіанъ древомъ благословеннымъ, потому что чрезъ него уничтожено проклятіе Божіе, бывшее на насъ и дано благословеніе всѣмъ вѣрующимъ; чрезъ него — побѣждена смерть всеродная и дано воскресеніе и паки бытіе (вторичное бытіе) роду человѣческому.

Это древо креста было сокрыто отъ христіанъ іудеями глубоко въ землѣ и для бóльшаго поруганія его — надъ мѣстомъ его сокрытія было построено языческое капище, — такъ что мѣсто погребенія животворящаго креста пришло въ забвеніе.

Когда христіансвая вѣра восторжествовала надъ язычествомъ и іудействомъ и на престолѣ цезарей явился равноапостольный, мудрый императоръ Константинъ съ матерью Еленою, — этой царицѣ пришла мысль — найти настоящій крестъ, на которомъ пролилъ Свою искупительную кровь и умеръ Господь Іисусъ Христосъ. Послѣ долгихъ поисковъ одинъ престарѣлый еврей, знавшій по преданію мѣсто сокрытія креста, открылъ царицѣ мѣсто его нахожденія, — и онъ найденъ былъ и торжественно изнесенъ изъ земли и узнанъ былъ какъ крестъ Христовъ по чуду, отъ него бывшему — по воскресенію мертваго, на котораго былъ возложенъ. Затѣмъ по желанію царицы показанъ народу, т. е. былъ воздвигнутъ на всѣ четыре стороны руками патріарха іерусалимскаго Макарія. Народъ въ радости и покаяніи плакалъ и многократно повторялъ: Господи помилуй! Вотъ почему мы празднуемъ Воздвиженіе креста Господня и много разъ при этомъ повторяемъ: Господи помилуй!

Такъ какъ Господь претерпѣлъ крестъ за грѣхи всѣхъ и каждаго изъ насъ, мы должны всѣ усердно каяться въ нихъ, плакать и говорить: Господи помилуй, потому что всѣ безъ числа согрѣшаемъ.

Но почему мы спасены отъ грѣха, проклятія и смерти именно крестомъ, а не иначе какъ-нибудь?

Почему нужна была казнь на крестѣ по плоти Самого Сына Божія? Объ этомъ размыслимъ. Причина, почему требовалась праведными судьбами Божіими крестная казнь Сына Божія по плоти, изъясняется въ одной изъ церковныхъ пѣсней на этотъ праздникъ. Эта пѣснь читается такъ: «пріидите вси языцы (народы), благословенному древу поклонимся, имже бысть (совершилась, удовлетворена) вѣчная правда: праотца бо Адама прельстивый древомъ (чрезъ вкушеніе запрещеннаго плода) діаволъ крестомъ прельщается (убивъ по невѣдѣнію не человѣка простаго, а Богочеловѣка всеправеднаго, неповиннаго грѣху и смерти), и падаетъ низверженный паденіемъ страннымъ (жалкимъ), мучительно державшій въ своихъ когтяхъ созданнаго по образу Божію человѣка; кровію Божіею ядъ змія отмывается и плятва праведнаго осужденія человѣческаго разрушена, когда всеправедный Іисусъ былъ осужденъ на смерть крестную неправеднымъ судомъ іудеевъ; ибо надобно было исцѣлить чрезъ страданія Іисуса на древѣ креста язву преступленія чрезъ вкушеніе Адама отъ запрещеннаго въ раю древа, и чрезъ неповинныя страданія на крестѣ безстрастнаго Богочеловѣка разрушить страсти осужденнаго (Адама и всего человѣчества). Слава Христе мудрому Твоему о насъ смотрѣнію (промышленію), коимъ Ты спасъ насъ, какъ единый Человѣколюбецъ». (Стихира празд. на Господи воззвахъ).

Эта пѣснь церковная, составленная вдохновеннымъ пѣснописцемъ, проникнута выспреннимъ и глубокимъ смысломъ. Постараемся съ Божіею помощью, нѣсколько выяснить его.

Преслушаніе первозданной четою самой легкой испытательной заповѣди Творца и Благодѣтеля — исполнить которую, при томъ даны всѣ средства, — и легкомысленное послушаніе лукавому противнику Божію — словесному змію и вступленіе въ союзъ съ нимъ — отринуло чоловѣка и человѣчество отъ Бога на безконечное разстояніе и подвергло его игу грѣха, праведнаго проклятія и смерти вѣчной. Человѣкъ подвергся неоплатному долгу предъ Творцемъ, поправъ всѣ Его благодѣянія, явился неблагодарнымъ, гордымъ, злымъ, усвоивъ себѣ духъ новаго своего владыки діавола.

Человѣчество оказалось въ ужасномъ плѣну всѣмъ своимъ тройственнымъ существомъ души — разумомъ, сердцемъ и всей своей волею; имъ овладѣла всецѣло темная адская власть: ибо какое общеніе свѣта съ тьмою, правды съ беззаконіемъ (2 Кор. 6, 15), гордости и непослушанія съ смиреннымъ послушаніемъ? — Падшее человѣчество надлежало искупить по человѣколюбію Божію, отъ ужаснаго плѣна, отъ грѣха, проклятія и смерти.

Но кто могъ искупить человѣческій безчисленный родъ, какъ песокъ морской, кромѣ Самого Бога? Никакая тварь не могла искупить, никакой ходатай, ни какой ангелъ, ибо каждая разумная тварь, хотя и праведная, какъ ангелъ, праведна не сама собою, а благодатію Божіей, и творитъ то, что должна творить. Только одинъ праведный, совершенный Богочеловѣкъ Христосъ, Сынъ Божій, могъ искупить людей Своей безконечной правдой, но для этого нужно было Ему сдѣлаться Человѣкомъ, соединивъ его неразлучно и несмѣсно съ Божествомъ, въ одномъ Лицѣ, — нужно было исполнить всю правду по человѣчеству и за человѣчество; просвѣтить его, научить его покаянію и исполненію воли Божіей, дать имъ благодать на благодать, пострадать за людей, добровольно принявъ казнь за нихъ, умереть, и Своею смертію неповинною лишить силы имѣющаго державу смерти — діавола, побѣдить смерть, которую люди навлекли на себя дерзкимъ непослушаніемъ, и воскреснуть человѣчествомъ Своимъ изъ мертвыхъ, и подать всѣмъ величайшій даръ воскресенія!

Вотъ безмѣрная милость Божія къ падшему человѣческому роду! Вотъ правда Божія, удовлетворенная соотвѣтственною цѣною!

Какъ же довелъ діаволъ до такихъ ужасныхъ страданій крестныхъ и смерти Искупителя нашего Іисуса Христа, когда эти страданія и смерть должны были окончательно побѣдить его самого врага Божія, разрушить адъ и его страшное узилище и стереть самую главу змія? Діаволъ отъ злобы и гордости обезумѣлъ и самъ себѣ приготовилъ всемогущаго Побѣдителя смерти и ада, и долженъ былъ отпустить всѣхъ плѣненныхъ, коихъ надѣялся вѣчно держать въ своей мучительской власти. Такимъ образомъ древомъ креста разрушенъ грѣхъ, вошедшій въ міръ чрезъ древо преслушанія и заплаченъ долгъ человѣчества правдѣ Божіей чрезъ неповинныя страданія и смерть Сына Божія. Людямъ — дано величайшее благо — покаяніе и благодать, располагающая человѣка вѣрующаго къ покаянію и даны всѣ средства сдѣлаться новою тварью о Господѣ, стать праведникомъ, достигнувъ ликостоянія на небѣ вмѣстѣ съ ангелами.

Пользуйтесь же грѣшники милостію Божіей, крестными заслугами Сына Божія и немедленно спасайтесь чрезъ покаяніе и дѣла милосердія. Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, его же обрящетъ бдяща. Бдите и молитесь, да не внидете въ напасть. Аминь.

Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ мѣстахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 31-35.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0