Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ.

Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествія Святаго Духа на Апостоловъ.
Исторія и смыслъ праздника
[1].

При наступленіи дня Пятьдесятницы, всѣ Апостолы и вѣрующіе были единодушно вмѣстѣ, и внезапно сдѣлался шумъ съ неба, какъ-бы отъ несущагося сцльнаго вѣтра, и наполнилъ весь домъ, гдѣ они находились, и явились имъ раздѣляющіеся языки, какъ бы огненные и почили по одному на каждомъ изъ нихъ, и исполнились всѣ Духа Святаго, и начали говорить на иныхъ языкахъ, какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать (Дѣян. 2, 1-4).

Пресвятая Троица, даруй мнѣ слово на день Твой! Да будетъ слово мое, бреннаго человѣка достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердія и щедротъ къ падшему человѣческому роду, Твоего свѣта неприступнаго, Твоей красоты! Вотъ чѣмъ я начинаю слово въ великій день Пятьдесятницы, или сошествія Святаго Духа на Христовыхъ Апостоловъ и на всѣхъ вѣрующихъ, именно посильною хвалою Троицѣ.

А вы, братія и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской со вниманіемъ его послушайте. Предметъ слова — высочайшій, какъ превысокъ надъ всѣмъ созданіемъ своимъ Господь Богъ безначальный, троичный Лицами и единый въ Существѣ Своемъ.

Въ просторѣчіи день этотъ называется Троицынымъ днемъ, потому что въ сей день торжественно открылась Святая Троица — Богъ Отецъ, пославшій Духа Святаго Апостоламъ по ходатайству Сына Своего Господа Іисуса Христа; и Духъ Святый отъ Отца исходящій и чрезъ Сына нисшедшій на Апостоловъ и умудрившій ихъ вѣщать о великихъ дѣлахъ Божіихъ на разныхъ языкахъ, которымъ они научились и коихъ не знали.

Духъ Святый просвѣтилъ и возродилъ Апостоловъ и все собраніе въ горницѣ такъ, что они сдѣлались новыми людьми, очищенными отъ всякаго грѣха, отъ всякой страсти плоти и духа, — освѣтились и утвердились непоколебимо въ вѣрѣ, надеждѣ и любви, при полной Божественной свободѣ, данной имъ чрезъ Христа Духомъ Святымъ; и сдѣлались способными пронести проповѣдь о Христѣ Спасителѣ во всѣ концы міра; и насадить вѣру въ Него, безъ которой никому невозможно спастись и начать новую жизнь; ибо кто во Христѣ, тотъ — новая тварь (2 Кор. 5, 17).

Чтобы осмыслить, какъ должно настоящій праздникъ Пятьдесятницы или чудеснаго сошествія Святаго Духа — всеблагого, всемогущаго Творца, Просвѣтителя, Обновителя и Утѣшителя словесной твари, — вспомнимъ, по руководству слова Божія, какимъ былъ сотворенъ человѣкъ Богомъ въ началѣ и какимъ онъ сталъ по своемъ вольномъ паденіи. Хотя тысячу тысячъ разъ всѣмъ извѣстно, но повторимъ и еще извѣстное, что человѣкъ сотворенъ по образу и подобію Божію съ безсмертною душею, съ свободною волею и съ двумя возможностями — утвердиться навсегда въ святости и послушаніи Творцу чрезъ исполненіе какой либо заповѣди, и вѣчно не грѣшить и не умирать, — и съ возможностью преступить заповѣдь Творца и подвергнуться грѣху и смерти и всѣмъ безчисленнымъ вреднымъ послѣдствіямъ своеволія, — и изъ существа добраго простаго, стать злымъ и лукавымъ; ибо одинъ Богъ не можетъ никогда пасть и измѣниться. Заповѣдь Творца была нарушена: человѣкъ впалъ въ непослушаніе и лукавство, раздвоился, сталъ чувствовать мучительную склонность ко всякому злу и неестественное равнодушіе и холодность, неблагодарность къ Богу, излившему на человѣка всякія милости для души и тѣла.

Человѣкъ долженъ былъ закалить себя, какъ закаляется глинянный горшокъ въ огнѣ, чрезъ исполненіе заповѣди Творца и остаться твердымъ въ преданности Ему: а онъ закала и испытанія не выдержалъ, но хотѣлъ выдержать и — разбился, — сдѣлался лукавымъ и смертнымъ и таковымъ стало все человѣчество отъ него происшедшее. — Каждый человѣкъ сталъ чувствовать въ себѣ войну и натискъ грѣховныхъ страстей, вражду къ Богу Творцу, противленіе Его законамъ, склонностъ ко всякому беззаконію; люди стали враждовать и между собою, воевать другъ съ другомъ и чтобы зло не сдѣлалось своро всеобщимъ и люди не истребили другъ друга, Господь смѣшалъ языки человѣковъ; они не стали понимать другъ друга и принуждены были разойтись въ разныя стороны. Человѣкъ палъ по хитрому обольщенію змія человѣкоубійцы, какъ младоумный, неопытный, — и подвергся страшнымъ бѣдствіямъ грѣха, проклятія и смерти.

По человѣколюбію къ падшему Творецъ Самъ восхотѣлъ быть Его Искупителемъ и Спасителемъ и взять на Себя грѣхъ рода человѣческаго подъ условіемъ вѣры человѣка въ своего Искупителя и послушанія Ему. Господь, какъ премудрый Врачъ Своего созданія, врачуетъ подобнымъ подобное; Творецъ принимаетъ на себя образъ человѣка, пребывая Богомъ; растетъ и живетъ съ человѣками — общится, единится съ ними, бесѣдуетъ съ ними, просвѣщаетъ ихъ Божественнымъ словомъ, учитъ ихъ притчами и простыми заповѣдями, врачуетъ болѣзни, воскрешаетъ мертвыхъ; изгоняетъ бѣсовъ; какъ Богъ повелѣваетъ всѣми стихіями природы, страдаетъ за грѣхи людей какъ повинный, будучи ни въ чемъ невиновенъ, ни въ единомъ грѣхѣ, чтобы заплатить долгъ правосудію Божію; побѣждаетъ смерть и воскресаетъ изъ мертвыхъ, всѣхъ увѣривъ въ будущемъ общемъ воскресеніи, и по сорокадневномъ пребываніи послѣ воскресенія и многократныхъ осязательныхъ явленій ученикамъ, возносится на небо и получаеть и по человѣчеству власть надъ всѣмъ міромъ. Славно премудро до конца совершилъ Господь дѣло Отца Своего небеснаго.

Особенно важнѣйшимъ дѣломъ Его было приготовить учениковъ, какъ посланниковъ въ міръ, какъ просвѣтителей и учителей человѣческаго рода, — какъ соль земли, какъ свѣтъ міра, — и Онъ въ продолженіи трехъ лѣтъ училъ ихъ великому дѣлу святаго Своего посольства и спасенію человѣковъ. По Своемъ вознесеніи на небеса надобно было послать имъ Духа Святаго именно въ видѣ огненныхъ языковъ, чтобы просвѣтить ихъ, изварить ихъ грѣхъ, укрѣпить въ правдѣ, обожить ихъ и сдѣлать ихъ столпами вѣры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось въ день Пятьдесятницы, т. е. послѣ пятидесяти дней послѣ славнаго Его воскресенія и въ десятый по вознесеніи на небо, — и съ того времени Духъ Святый пребываетъ въ Цервви Христовой и будетъ въ ней до окончанія вѣка, чтобы могущественно совершать спасеніе вѣрующихъ. Онъ и совершаетъ во всѣхъ насъ вѣрующихъ чудное дѣло спасенія на сколько кто имѣетъ вѣры и усердія.

Кто изъ васъ этого не знаетъ, не чувствуетъ? Кто не испыталъ на себѣ благодати прощенія грѣховъ, утѣшенія въ сердцахъ и совѣсти послѣ сердечнаго покаянія во грѣхахъ и послѣ причащенія святыхъ животворящихъ тайнъ? А это совершается Духомъ Святымъ. Кто не испыталъ на себѣ утѣшенія и радости при совершеніи богослуженія благочинномъ и благоговѣйномъ, или при слушаніи и чтеніи слова Божія? Кто не испыталъ на себѣ обновленія благодатнаго? Ибо Духомъ Святымъ всякая тварь словесная обновляется. — Очищаетъ отъ скверны грѣха и очищается.

Празднуйте же въ радости этотъ великій день сошествія Святаго Духа на Апостоловъ и на Церковь Христову, и старайтесь быть достойными ея членами. Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянію (по достоинству) дхнетъ (вдохнетъ), скоро вземлетъ отъ земныхъ, возращаетъ, восперяетъ, устрояетъ горѣ (Антифонъ). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Получено по почтѣ изъ Череповеца.

Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ мѣстахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 12-16.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0