Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова, произнесенныя въ 1905 году.

Слово на день славной памяти св. апостола Андрея Первозваннаго.
О послушаніи и непокорности.

Проходя близь моря Галилейскаго, Онъ (Христосъ) увидѣлъ двухъ братьевъ, Симона, называемаго Петромъ, и Андрея, брата его, закидывающихъ сѣти въ море; ибо они были рыболовы; и говоритъ имъ: идите за Мною, и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ. И они тотчасъ, оставивши сѣти, послѣдовали за Нимъ (Матѳ. 4, 18-20).

Торжествуемъ обычный годовой праздникъ нашего главнаго городскаго храма въ честь св. апостола Христова Андрея Первозваннаго, учителя вселенной. Отъ рыбачьей сѣти Господь призвалъ его къ званію и дѣлу апостольства или спасительной ловитвы изъ глубины грѣховной душъ человѣческихъ, уловленныхъ врагомъ душетлѣннымъ. Довольно было Господу сказать рыбарямъ нѣсколько словъ — и они, тотчасъ, оставивши сѣти, послѣдовали за Нимъ — навсегда. Блаженное, безпрекословное, твердое послушаніе! Они сразу поняли, простымъ сердцемъ своимъ, Кто и для чего ихъ зоветъ и — какъ они исполнятъ дѣло, на которое призываются. И они, дѣйствительно, прекрасно его исполнили до конца, и — сколь великое трудное дѣло, и, по человѣческимъ соображеніямъ, невозможное; потому что нимного, нимало, они имѣли, благодатію Божіею, преобразовать человѣческій родъ, закоснѣвшій въ безвѣріи и беззаконіи, перестихійствовать міръ, во злѣ лежащій, обновить растлѣнную природу человѣческую, оживить омертвѣвшую, очистить оскверненную безмѣрными грѣхами, облагоухать возсмердѣвшую всякими нечистотами, и отъ грѣховнаго растлѣнія возвести къ жизни нетлѣнной, вѣчной, къ обоженію.

Вотъ къ чему были призваны, и вотъ что сдѣлали силою Божіею и своимъ безпрекословнымъ послушаніемъ апостолы Христовы! — Чудная сила послушанія добровольнаго, разумнаго, твердаго, неизмѣннаго до конца, — такъ какъ они запечатлѣли свою спасительную проповѣдь добровольною крестною смертію, подобно Самому Богочеловѣку Христу.

Раскроемъ и разовьемъ мысль — почему нужно безпрекословное послушаніе разумныхъ тварей Творцу своему и почему гибельно непослушаніе.

Творецъ міра и нашъ — Одинъ безначаленъ, святъ, праведенъ, всеблагъ, премудръ, всесовершенъ, всемогущъ, всесвободенъ, и безконечно превосходитъ Своею мудростію, святостію, благостію и правдою всѣхъ разумныхъ тварей — Ангеловъ и человѣковъ, коихъ Онъ призвалъ единственно по благости Своей изъ небытія къ бытію, и Одинъ указалъ имъ цѣль бытія — стремленіе къ совершенству и уподобленіе Ему. Будьте святы, говоритъ Онъ, ибо Я святъ, Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2). Будьте совершенни, какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный (Матѳ. 5, 48). Онъ одинъ, какъ всеблагій и премудрый, указалъ и средство къ достиженію этой великой цѣли. Средство это — единственно вѣрное и нетрудное — довѣріе и послушаніе своему всеблагому Творцу. При этомъ указано было человѣку и на горькіе плоды лукаваго недовѣрія и непослушанія — на проклятіе и вѣчную смерть.

Указанное средство дерзновенно и безразсудно было отвергнуто первочеловѣками, заповѣдь Творца преслушана, человѣкъ далъ мѣсто своеволію, безумному непослушанію (а вѣдь былъ одаренъ умомъ свѣтлымъ, хотя ограниченнымъ). Перстные человѣки возмнили быть сами богами (въ родѣ того, какъ нынѣ учащаяся молодежь возмечтала быть автономною). Такъ какъ люди сотворены были съ даромъ свободы (неправильно понимаемой нынѣ большинствомъ) и съ отвѣтственностію за свои дѣйствія, и — свободно подчинились противнику Божію, раньше ихъ изъ благаго ангела сдѣлавшемуся отступникомъ отъ Бога, чрезъ гордость и непослушаніе, и наслѣдовавшему въ наказаніе отъ Бога вѣчную смерть и державу смерти, — то и сами, по справедливости, подверглись проклятію и смерти, и сначала умерли духовно, лишившись свѣта, мира и радости, а потомъ и — тѣлесно. Такимъ образомъ чрезъ одного человѣка Адама вошелъ въ міръ грѣхъ, а чрезъ грѣхъ — смерть, которая вошла во всѣхъ человѣковъ, потому что въ немъ всѣ согрѣшили (Рим. 5, 12).

Вотъ плоды непослушанія! Что бы уничтожить ихъ, надо было, во исполненіе правды Божіей, Самому Сыну Божію воплотиться и стать человѣкомъ совершеннымъ, не переставая быть Богомъ, и быть послушнымъ Отцу небесному до смерти, смерти же крестной (Флп. 2, 8), и загладить непослушаніе вѣрующаго въ Него человѣчества, — и Онъ добровольно, съ безмѣрною благостію и долготерпѣніемъ совершилъ Свое всеискупительное послушаніе, исполнивъ за человѣчество всю правду, весь законъ Божій, принявъ и искушеніе отъ діавола въ пустынѣ и побѣдивъ его словомъ Божіимъ. Теперь человѣчество должно быть совершенно послушно Своему Искупителю, Сыну Божію, если желаетъ избавиться отъ проклятія и смерти, и ради своего спасенія и будущей жизни, творить дѣла покаянія и правды, искренно вѣруя въ Него, какъ Агнца Божія, взявшаго на Себя грѣхи міра (Іоан. 1, 29), и спасающаго послушныхъ Ему. Безъ послушанія Ему и церкви Его, которой Онъ далъ всю власть — разрѣшать и связывать грѣхи человѣковъ, невозможно никому наслѣдовать благословеніе Божіе и достигнуть святости и вѣчной жизни. Невѣрнымъ, непослушнымъ и нераскаяннымъ будетъ сказано отъ праведнаго Судіи: идите отъ Меня проклятые въ огонь вѣчный, приготовленный дьяволу и ангеламъ его (Матѳ. 25, 41).

Обратимъ теперь рѣчь къ себѣ. Мы крестились во Христа или во Святую Троицу — во имя Отца и Сына и Святаго Духа, какъ заповѣдалъ Господь апостоламъ; имѣемъ Евангеліе Христово, посланія апостольскія, священную повѣсть о ихъ дѣяніяхъ, — словомъ имѣемъ истинное, полное, всеспасительное ученіе Христово и апостольское, — имѣемъ счастіе и блаженство быть членами Церкви Христовой или духовнаго тѣла Его, Коего Онъ есть вѣчная Глава.

И такъ, если мы крещены во имя Христа и Св. Троицы, то сочетались ли мы со Христомъ? искренно ли вѣруемъ въ Него? любимъ ли слово Его? послушны ли церкви Его? подчиняемся ли охотно и разумно ея руководству? участвуемъ ли въ ея Богослуженіи, въ въ таинствахъ? не охладѣли ли мы къ Богу, къ Его церкви? не возмечтали ли мы, что не нужна намъ церковь, не нужно Богослуженіе, что можно только дома молиться? Ей, нѣтъ; не такъ думали, жили и спасались предки наши, святые отцы и праведники земли нашей и всѣ святые угодники Божіи; они были смиренно-послушными сынами и дщерями церкви Христовой. Живите же и вы, братія, по духу Христову и апостольскому, по духу церковному, а не по духу міра сего, во злѣ лежащаго. Міръ преходитъ, и похоть его, а творяй волю Божію пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 17).

Я намѣренно началъ слово свое сказаніемъ о призваніи рыбарей къ апостольскому дѣлу и о ихъ безпрекословномъ послушаніи Христу, чтобы всѣмъ дать урокъ совершеннаго послушанія Спасителю нашему, Который Самъ былъ послушливъ Отцу небесному ради насъ — до смерти крестной. Нынѣ почти исчезло послушаніе; всѣ хотятъ жить по своей грѣшной волѣ, а отсюда происходитъ крайне пагубное разстройство церковной и общественной жизни. Апостолъ учитъ насъ повиноваться безпрекословно другъ другу: всѣ же, подчиняясь другъ другу, облекитесь смиренномудріемъ (1 Петр. 5, 5).

Всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ: ибо нѣтъ власти не отъ Бога; существующія же власти отъ Бога установлены. По сему противящійся власти, противится Божію установленію. А противящіеся сами навлекутъ на себя осужденіе (Рим. 13, 1-2). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1905 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1906. — С 146-150.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0