Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова, произнесенныя въ 1905 году.

Слово на день рожденія Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, 6-го мая.
Необходимость царскаго самодержавія для государства, какъ необходимъ самодержецъ умъ для души.

Приложи (Господи) дни ко днямъ царя, лѣта его продли въ родъ и родъ. Да пребудетъ онъ вѣчно предъ Богомъ; заповѣдуй милости и истинѣ охранять его (Псал. 60, 7-8).

Празднуемъ день рожденія августѣйшаго Государя Самодержца всей Россіи, — и молимъ Господа, по наставленію царя и пророка Давида, чтобы Царь царей умножилъ дни его въ благополучіи и здравіи на многіе годы: приложи дни ко днямъ его, и продли лѣта его въ родъ и родъ.

Не напрасно возноситъ, Богомъ вдохновенный царь-пророкъ, усиленную молитву къ Вседержителю о продолженіи жизни царской на многіе годы, и именно возносилъ онъ ее въ сознаніи величайшей важности и необходимости царской самодержавнои власти для государства. Давидъ, какъ Богоизбранный и Богомъ помазанный на царство царь, самъ испыталъ на себѣ самомъ пользу и необходимость царской власти для благосостоянія и преспѣянія всѣхъ подданныхъ, объединенныхъ мудрымъ отеческимъ управленіемъ его; ибо царь есть Богомъ поставленный и Богомъ умудренный и уполномоченный пастыръ, каковымъ и былъ Давидъ, а подданные — его овцы, обязанные повиноваться ему, по заповѣди и завѣту Самого Бога, Коему повинуются безпрекословно безчисленные сонмы Ангеловъ, Коему повинуются небо и земля и вся тварь.

Вообразите, хотя на минуту, что было бы, напримѣръ, съ безчисленнымъ, благоустроеннымъ волею и премудростію Божіею этимъ сонмомъ Ангеловъ, если бы они, подобно падшимъ ангеламъ, также перестали повиноваться волѣ и манію Творца своего и Владыки, и захотѣли бы управляться сами собою? Они погубили бы себя на вѣки. Страшный урокъ неповиновенія Творцу мы видимъ именно на падшихъ ангелахъ, которые отрекшись повиноваться всеблагой волѣ Творца, — подчинились злѣйшей волѣ бывшаго первоангела или сатаны, возмутившаго часть неба, и по его волѣ и разуму сотворили и творятъ всякое зло въ мірѣ, будучи сами полны всякаго лукавства и злобы и сгарая въ адскомъ огнѣ. Подобное было бы съ родомъ человѣческимъ, и въ частности съ нашими интеллигентами, которые захотѣли бы упрявляться или управлять государствомъ, при своей близорукости, при своихъ своекорыстныхъ, страстныхъ, буйныхъ увлеченіяхъ, отъ которыхъ ничего нельзя ожидать добраго, кромѣ ломки стараго, хотя и нужнаго, и введенія новыхъ формъ правленія, новаго направленія, или безправія по новымъ западнымъ, не идуищмъ къ намъ образцамъ. Ни на одинъ день не было бы порядка отъ такого сборища эгоистовъ, и ничего добраго для народа, кромѣ всякой несправедливости и лицепріятія, какъ и доказали это народы, руководимые разнороднымъ собраніемъ представителей, а не направляемые единодержавною, нелицепріятною — отеческою властію Государя, ходящаго всегда предъ Богомъ, подобно Давиду. Царское самодержавіе освящено и утверждено Самимъ Богомъ почти въ началѣ человѣческаго рода.

Необходимость царскаго самодержавія можно ясно доказать изъ самыхъ свойствъ нашей души. Наша душа состоитъ изъ трехъ главныхъ силъ — разума, сердца и воли, соединенныхъ единымъ существомъ души. Область дѣйствій этихъ трехъ силъ безконечна; и для того, чтобы жизнь души текла правильно, благоплодно и съ пользою для насъ самихъ, и для окружающихъ насъ людей, — эти силы должны дѣйствовать согласно, повинуясь закону совѣсти, вложенному въ каждаго Творцемъ, или писанному закону Его, или Евангелію, принесенному на землю Сыномъ Божіимъ, Творцемъ и Спасителемъ нашимъ. Такимъ образомъ искренній человѣкъ и истинный христіанинъ весь съ своимъ безчисленнымъ множествомъ мыслей, чувствъ, намѣреній и дѣяній подчиняется единодержавію совѣсти своей или закону Божію, закону Христову, Евангельскому, и вкушаетъ внутренній міръ, и жизнь его идетъ правильно. Но, если душа человѣческая не захочетъ подчинить эти три главныя силы души — разумъ, сердце, волю — закону совѣсти или закону Божію, — она въ одинъ день, или въ продолженіе жизни своей, натворитъ тьму неподобныхъ, самыхъ вредныхъ дѣлъ. додумается до ужасныхъ вещей, — до невѣрія, безбожія, до анархіи, до конституціи, — до динамитовъ и бомбъ, до стрѣляній въ кого попало, до каменометаній, до поджоговъ, до самоубійствъ, до всякаго вида прелюбодѣйства, воровства, пьянства, казнокрадства и всякаго безобразія — такъ что тогда хотя не живи ни въ городѣ, ни въ деревнѣ, а удаляйся и заключайся въ горахъ и въ вертепахъ и въ пропастяхъ земныхъ (Евр. 2, 38), какъ кажется, мы почти и дожили уже до этого. Вотъ до чего можетъ довести внутренняя или внѣшняя анархія человѣка, неподчиненіе, неповиновеніе закону совѣсти или закону Божію, или царю и правительству. До этого теперь и дошли русскіе интеллигенты и, нѣкоторые изъ нихъ, скрытно работая въ потаенныхъ комнатахъ надъ составленіемъ убійственныхъ снарядовъ, подкрадывавюся къ намѣченнымъ лицамъ, чтобы мигомъ сразить ихъ и лишить жизни. — Вотъ къ чему способенъ сталъ человѣкъ, уподобившійся въ своей злобѣ злымъ духамъ, губящимъ жизнь человѣческую чрезъ безчисленныя страсти, — и многочисленные роды убійства и самоубійства. Только одна твердая, увѣренная, царская власть, управляемая Богомъ, по Его творческимъ, отеческимъ законамъ можетъ обуздать всякую дерзость, всякій обществениый безпорядокъ, и направить на вѣрную, твердую стезю жизнь народа, при содѣйствіи мудраго богобоязненпаго правительства, — а для такого великаго и сложнаго дѣла оно получаетъ отъ Бога право, власть и силу, — лишь только самодержецъ ясно сознаетъ это. Правда возвышаетъ языкъ (народъ), умалютъ же племена грѣхи (Прит. 14, 34). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1905 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1906. — С 51-54.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0