Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова, произнесенныя въ 1905 году.

Слово въ недѣлю Ваій, 10 апрѣля.

Восхвалите согласно людіе и языцы: Царь бо ангельскій взыде нынѣ на жребя, и грядетъ хотяй (волею) на крестъ поразити враги, яко силенъ. Сего ради и дѣти въ ваіемъ взываютъ пѣснь: слава Тебѣ пришедшему Побѣдителю: слава Тебѣ Спасу Христу: слава Тебѣ благословенному, единому Богу нашему (Нед. Цвѣт. по 2 стихосл. сѣдал.).

Нынѣ Церковь празднуетъ торжественный входъ Господа Іисуса Христа на молодомъ, не привыкшемъ къ тяжести осленкѣ, въ Іерусалимъ, полный тревогъ и смятеній, давно готовившійся предать смерти Благодѣтеля и великаго Чудотворца. Торжественная встрѣча Его, непредвидѣнная и неожиданная для враговъ Его — первосвященниковъ, книжниковъ и фарисеевъ — возбудила въ нихъ крайнюю зависть и еще болѣе усилила таившуюся въ ихъ сердцахъ вражду, и привела ихъ къ рѣшительному намѣренію убить Его, особенно когда незлобивыя дѣти, движимыя Духомъ Святымъ, громко возглашали Ему: осанна (спасеніе) (Матѳ. 21, 9).

Многимъ кажется страннымъ въѣздъ Господа въ городъ не на конѣ, а на молодомъ осленкѣ. Но въ этомъ заключается таинственный, поучительный смыслъ: молодой осленокъ, по толкованію богомудрыхъ Отцевъ, означалъ покореніе Христу, какъ Мессіи, языческихъ народовъ, послѣ того, какъ отвергли Его сыны царствія, Іудеи. Молодой осленокъ означаетъ, что язычники не были обучены закону Божію и не носили благаго и легкаго ярма его, которымъ пренебрегли Іудеи.

Обратимъ нынѣ особенное вниманіе на цѣль торжественнаго входа въ Іерусалимъ. Не на царство, не на престолъ земный шелъ вѣчный Царь Ангеловъ и человѣковъ въ столицу Іудеи, а на поруганія, поношенія, заплеванія, заушенія, бичеваніе и крестную казнь, самую поносную и мучительную, — шелъ добровольно — для того, чтобы крестомъ и на крестѣ поразить враговъ невидимыхъ, плѣнившихъ родъ человѣческій и поработившихъ его своей адской, смертной, мучительской державѣ, — претерпѣть казнь за грѣхи наши, уничтожить проклятіе, разрушить смерть, ниспровергнуть ея царство и даровать всѣмъ жизнь и воскресеніе. Слѣпотствующіе разумомъ люди вѣка сего, именующіе себя интеллигентами, не понимаютъ, недоумѣваютъ, для чего нужны были страданія и смерть Іисуса Христа, и имѣютъ дерзость глумиться надъ этою Божественною тайною нашего спасенія, чуждаются, какъ язычники и іудеи, Христа и креста Его, церкви Его, Божественнаго ученія и таинствъ Его спасительныхъ и свой слѣпой, но гордый разумъ ставятъ на мѣсто разума Божія.

Но безъ страданій и смерти Христа, добровольно, по единой любви къ роду человѣческому, подъятыхъ Имъ на Себя, — не было бы примиренія преступныхъ и неблагодарныхъ тварей съ Творцемъ своимъ всеправеднымъ, безмѣрно оскорбленнымъ ихъ неправдами. Безъ исполненія Богочеловѣкомъ всей правды Божіей никто не могъ бы исполнить всей правды Божіей и быть оправданнымъ, и получить доступъ къ Богу; никто не могъ достигнуть неба; безъ принятія Имъ на Себя праведнаго проклятія, на насъ тяготѣвшаго, никто не могъ бы получить благословенія Божія; безъ смерти, подъятой Сыномъ Божіимъ за насъ — Его человѣческимъ естествомъ, не была бы побѣждена смерть всеродная и не было бы воскресенія мертвыхъ; безъ восшествія Его на небо не было бы отверсто небо, и не было бы для людей вѣчнаго блаженства.

Вотъ почему пострадалъ Богочеловѣкъ и такъ торжественно пришелъ въ Іерусалимъ на страсть Свою вольную, и такъ уничижилъ Себя, и такъ добровольно пострадалъ. Весь тогдашній міръ іудейскій и отчасти языческій долженствовалъ быть свидѣтелемъ этихъ ужасныхъ, всеискупительныхъ страданій и смерти Его, — чтобы во исполненіе пророчества, распинатели при второмъ пришествіи Христовомъ воззрѣли на Того, Кого они пронзили. Воззрятъ нань Его же прободоша (Зах. 12, 10). Не чаялъ сатана, что Христосъ пострадавшій и умершій побѣдитъ его и разрушитъ его царство; не думали и распинатели, что Распятый побѣдитъ смерть и адъ; напротивъ и сатана думалъ уже торжествовать свою полную побѣду надъ Христомъ и первосвященники съ книжниками мечтали торжествовать свою побѣду, и что же? Когда праведная душа Христова отдѣлилась отъ тѣла и сошла во адъ — вмѣстѣ съ Божествомъ Его, сатана увидѣлъ всю свою ошибку и полную побѣду надъ нимъ Распятаго, сломившаго вѣчныя вереи адовы, разрушившаго адскую темницу и восхитившаго все его (сатаны) многочеловѣчное богатство, изведшаго всѣ души изъ ада (отъ ада вся свобождша).

Смертію Распятаго смерть наша побѣждена; воскресшіе изъ гробовъ мертвые въ Іерусалимѣ, и явившіеся многимъ воочію доказали совершившуюся славную побѣду надъ смертію. Никогда міръ не видѣлъ болѣе торжественной, славной, всесильной побѣды. Слава Тебѣ, Христе, Побѣдителю ада и смерти. И мы Тебѣ, Христе, Побѣдителю смерти вопіемъ: осанна въ вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне.

Чѣмъ же теперь стала смерть въ очахъ истиннаго христіанина? — Сномъ. Самъ Господь, предвидя совершенную побѣду Свою надъ смертію, сказалъ о смерти Лазаря, друга Своего, что онъ уснулъ. Лазарь, другъ нашъ уснулъ, но Я иду разбудить его (Іоан. 11, 11); подъ сномъ Онъ разумѣлъ смерть. Радуйтесь же, вѣрующіе и добрые христіане! Теперь нѣтъ смерти, Христосъ разрушилъ смерть.

Поля Ниппона и Манджуріи, скрывшія тѣла нашихъ соотечественниковъ, православныхъ русскихъ воиновъ! Не назову васъ полями смерти или могилами мертвыхъ, но полями жизни, сокровищницами безсмертія, — ибо всѣ тѣла убіенныхъ воиновъ востанутъ нетлѣнными и процвѣтутъ безсмертіемъ. Послушайте, какое чудное изображеніе воскресенія мертвыхъ даетъ намъ пророкъ Божій Іезекіиль въ богодухновенной книгѣ своихъ пророчествъ. Была на мнѣ рука Господа, говоритъ онъ, и Господь вывелъ меня духомъ, и поставилъ меня среди поля, и оно было полно костей, и обвелъ меня кругомъ около нихъ, и вотъ весьма много ихъ на поверхности поля, и вотъ онѣ весьма сухи. И сказалъ мнѣ: сынъ человѣческій! оживутъ ли кости сіи? Я сказалъ: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказалъ мнѣ: изреки пророчество на кости сіи, и скажи имъ: кости сухія! слушайте слово Господне. Такъ говоритъ Господь Богъ костямъ симъ: вотъ, Я введу духъ въ васъ, и оживете. И обложу васъ жилами, и вырощу на васъ плоть, и покрою васъ кожею, и введу въ васъ духъ и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрекъ пророчество, какъ повелѣно было мнѣ, и когда я пророчествовалъ, произошелъ шумъ, и вотъ движеніе, и стали сближаться кости, кость съ костью своею. И видѣлъ я, и вотъ жилы были на нихъ, и плоть выросла и кожа покрыла ихъ сверху, а духа не было въ нихъ. Тогда сказалъ Онъ мнѣ: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сынъ человѣческій, и скажи духу: такъ говоритъ Господь Богъ: отъ четырехъ вѣтровъ пріиди духъ, и дохни на этихъ убитыхъ, и они оживутъ. И я изрекъ пророчество, какъ Онъ повелѣлъ мнѣ, и вошелъ въ нихъ духъ, и они ожили и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Іез. 37, 1-10).

Вотъ наглядное изображеніе воскресенія мертвыхъ, — воскресенія, которое даровалъ намъ пострадавшій и воскресшій изъ мертвыхъ Христосъ Богъ, Побѣдитель смерти, нашъ кроткій Давидъ, исшедшій на Голіафа духовнаго — сатану, внесшаго смерть въ родъ человѣческій.

Но толстовцы наши не вѣрятъ въ воскресеніе; Толстой измыслилъ новое ученіе, новую вѣру, и ей учитъ и ей научилъ многихъ легкомысленно повѣрившихъ ему, — отвергъ Христово Божество и всѣ Евангельскія истины; учитъ, что не нужны ни для кого страданія Христа, что не будетъ воскресенія мертвыхъ, страшнаго суда, вѣчной жизни и вѣчнаго мученія, и всѣхъ учитъ не каяться, не причащаться, не воевать, не повиноваться начальству, — словомъ: хочетъ ниспровергнуть всякій строй церковный и гражданскій. — И вотъ плоды его безбожнаго ученія: безвѣріе, — непочтеніе дѣтей къ родителямъ, гордость, неповиновеніе и самочиніе юношества, неподчиненіе начальству, слабость и приниженность самого начальства, словомъ: религіозный и политическій хаосъ.

За то пылаетъ гнѣвъ Господа на народъ Его — скажу словами пророка — и простеръ Онъ руку Свою на него, и поразилъ его, такъ что содрогнулись горы, и трупы ихъ стали какъ пометъ на улицахъ. И при всемъ этомъ гнѣвъ Его не отвратился, и рука Его еще простерта (Ис. 5, 25).

Но, даруй Боже, всѣмъ вѣру и покаяніе нелицемѣрное; будь милостивъ къ отечеству нашему и Отцу отечества, къ святѣйшему Синоду и ко всѣмъ вѣдущимъ и чтущимъ Тебя искреннимъ сердцемъ, — къ нищимъ людямъ Твоимъ, къ младенцамъ, о коихъ пророкъ говоритъ: изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Псал. 8, 3), и даруй скорую побѣду и одолѣніе христольобивому воинству нашему надъ врагами хитрыми и пронырливыми, невѣдущими Тебя. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1905 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1906. — С 32-37.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0