Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова, произнесенныя въ 1904 году.

Слово на день памяти святаго, славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго.

Проходя близъ моря Галилейскаго, Іисусъ увидѣлъ двухъ братьевъ, Симона, называемаго Петромъ, и Андрея, брата его, закидывающихъ сѣти въ море; ибо они были рыболовы. И говоритъ имъ: идите за Мною, и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ (Матѳ. 4, 18-19).

Божественному взору Христа представлялось ясно печальное зрѣлище міра, именно — какъ безплотный ловецъ-діаволъ съ безчисленнымъ своимъ воинствомъ злыхъ духовъ ловитъ человѣческій родъ по всей землѣ, или правильнѣе сказать — уже уловилъ его въ свои пагубныя сѣти и покрылъ его смертною тѣнью; Его всевидящему оку ясно представлялось все человѣчество, погруженное въ пагубу идолопоклонства, все его растлѣніе безчисленными пороками; видѣлъ Онъ словесныхъ Своихъ тварей погибающими отъ мысленнаго волка, ныряющими въ глубинѣ погибели, — и пришелъ взыскать ихъ, извлечь ихъ изъ сѣтей вражіихъ, какъ драгоцѣнную ловитву, принести ихъ Отцу Небесному — просвѣщенными, очищенными, возрожденными банею крещенія и покаянія, освященными, и почтенными даромъ обоженія и вѣчной жизни.

Для этого величайшаго дѣла Господь-Сердцевѣдецъ избралъ простыхъ, неученыхъ рыбарей, немудрствующихъ лукаво, добрыхъ сердцемъ и преданныхъ Ему всецѣло, людей, коихъ Самъ научилъ великому дѣлу ловитвы, Самъ умудрилъ ихъ совершить это великое дѣло, Самъ возродилъ, сдѣлавъ ихъ изъ ветхихъ мѣховъ, мѣхами новыми и изъ ветхой одежды новою, какъ Онъ Самъ говорилъ въ притчѣ (Матѳ. 9, 16; Марк. 2, 21; Лук. 5, 36-38). Самъ далъ имъ даръ слова и разума и сдѣлалъ ихъ способными пронести Евангеліе Царствія небеснаго во всѣ концы міра, чтобы столь великое дѣло, — какъ спасеніе человѣческаго рода — не было приписано искусству или силѣ людей, но, какъ и во истинѣ — силѣ Божіей, и чтобы никакая плоть не похвалилась предъ Богомъ (1 Кор. 1, 29). Теперь понятны слова Небесной Премудрости: идите за Мною — и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ, т. е. будьте, какъ Я, безстрастны для міра, нестяжательны, оставьте ради Меня домъ, семью, промыслъ земной, какъ Я оставилъ ради спасенія людей — небо и престолъ Отца Моего Небеснаго и пришелъ къ вамъ на землю, полную смрада грѣховнаго, въ эту юдоль смертную, къ отчужденножу отъ Меня грѣхомъ человѣчеству, ибо Я пришелъ во Своя, къ Своимъ людямъ, Мною сотвореннымъ и воспитаннымъ и Свои Меня не приняли (Іудеи) (Іоан. 1, 11). Идите за Мною, будьте странниками и пришельцами на землѣ, какъ и Я сдѣлался, ради васъ Странникомъ, ищите неба, этого древняго, утраченнаго грѣхомъ отечества и всѣхъ влеките къ нему, ловите людей изъ глубины погибели въ страну вѣчно-живыхъ.

Человѣку-христіанину, свѣдущему въ св. писаніи и исторіи церковной, хорошо извѣстно, какимъ дивнымъ успѣхомъ благословилъ Господь апостольскую проповѣдь, привлекши людей отъ идолопоклонства къ богопознанію, — какъ измѣнили они нравы людей и принесли Христу Богу великую ловитву спасенныхъ, обративъ ихъ изъ области сатаны къ Богу.

При этомъ мнѣ пришло на мысль слѣдующее какъ бы недоумѣніе. Почему безначальный, всемогущій Богъ, безконечно премудрый и праведный, Который могъ бы въ одно мгновеніе предать вѣчной мукѣ гордаго, лукавнѣйшаго и злѣйшаго отступника-сатану, лишить его всякой силы вредить людямъ, и избавить такимъ образомъ отъ его пагубныхъ сѣтей родъ человѣческій, имъ прельщенный и прельщаемый непрестанно, — почему Онъ доселѣ попускаетъ ему искушать и прельщать людей, и губить ихъ и производить въ мірѣ безчисленныя бѣдствія со всеродною смертію рода человѣческаго, и иногда приводить самую природу въ смятеніе?

И, что всего удивительнѣе, Самъ этотъ безначальный и всемогущій Творецъ вмѣсто того, чтобы покарать злодѣя совершенно, благоволилъ для спасенія человѣка отъ сѣтей вражіихъ, крайне уничижить Самого Себя, принять видъ раба и быть человѣкомъ, пребывая Богомъ, пострадать и умереть самою поносною, мучительною смертію по человѣческому естеству, чтобы страданіями Своими за насъ искупить насъ отъ грѣха, отъ діавола, проклятія и смерти! Какой безмѣрной цѣны выкупъ! И такъ почему же Господь попустилъ врагу имѣть свободу — искушать и губить людей; отъ чего онъ не связанъ окончательно, и продолжаетъ сильно пакостить въ родѣ человѣческомъ, а къ концу міра видимаго получитъ такую власть и силу, что едва не вся земля будетъ служить сатанѣ въ лицѣ антихриста, такъ что когда придетъ Христосъ, то обрящетъ-ли Себѣ вѣру на земли (Лук. 18, 8)? — Въ попущеніи врагу искусительно дѣйствовать въ мірѣ до втораго пришествія Христова заключается премудрость, долготерпѣніе — правда и милость Божія. Сатана и царство его не связаны, но дѣйствуютъ въ мірѣ въ извѣстной степени для того, чтобы люди, вѣрующіе и вѣрные борясь съ грѣхомъ и съ врагами и находясь въ горнилѣ искушеній и бѣдъ, чрезъ то очищались и укрѣплялись въ вѣрѣ, терпѣніи, надеждѣ и любви и всецѣлой преданности Богу, побѣждали благодатію Божіею враговъ спасенія, посрамляя ихъ, были достойны Его святыни и получили тѣмъ — большее блаженство въ будущей жизни, чѣмъ больше здѣсь были искушены и пострадали и укрѣпились въ любви къ Богу; извѣстно, что человѣкъ неиспытанный въ горнилѣ бѣдъ и напастей, бываетъ слабъ въ вѣрѣ и любви, не благонадеженъ и непостояненъ, а прошедшій это горнило, бываетъ твердъ, какъ наковальня. Съ другой стороны злымъ духамъ попущено искушать людей невѣрующихъ, гордыхъ, сребролюбивыхъ, сладострастныхъ, лѣнивыхъ и увлекать ихъ въ разные пороки для того, чтобы эти люди получили праведное возмездіе за свое лукавство, невѣріе, за свою гордость, пристрастіе къ суетѣ, корыстолюбіе и лѣность и за небреженіе своею душею и попеченіемъ Божіимъ о ихъ спасеніи. Неправедный да творитъ неправду еще, и скверный да оскверняется еще. А творяй правду, да творитъ правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро и мзда Моя со Мною воздати комуждо по дѣломъ его (Откр. 22, 11-12), говоритъ Господь.

Къ этому надо присовокупить еще то, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ чрезъ Свое воплощеніе, ученіе, чудеса, страданія и смерть за родъ человѣческій, примиривъ насъ съ Отцомъ Небеснымъ, и снявъ съ насъ тяготѣвшее проклятіе, исходатайствовалъ намъ благословеніе и далъ человѣческой природѣ всѣ благодатныя силы къ животу и благочестію, и сдѣлалъ ее способною чрезъ вѣру и усердіе ко всякой добродѣтели и совершенству христіанскому и къ совершенной побѣдѣ надъ діаволомъ и посрамленію его, — и потому ожидаетъ отъ всѣхъ насъ соотвѣтствующихъ плодовъ добродѣтели и совершенства житія, чтобы наградить насъ возможно большимъ блаженствомъ, и чтобы мы могли опытомъ познать сколь благо прилѣпляться къ Богу и жить по Его заповѣдямъ. А потому да вѣдаютъ и помнятъ всегда христіане, что діаволу попущено искушать насъ или для нашего блага, чтобы мы не дремали, а бодрствовали и трудились для своего спасенія, или для нашего наказанія за лѣность и нерадѣніе о спасеніи своемъ и за житейскія наши пристрастія; самому же діаволу всѣ его пакости послужатъ къ невообразимому увеличенію его вѣчныхъ мученій.

Извѣстно, что нынѣ нравы христіанъ чрезвычайно разслабѣли и растлились такъ, что для многихъ нѣтъ ничего святаго. Къ такому состоянію нравовъ привела нашу интеллигенцію и отчасти простой народъ разнузданная печать, особенно подпольная. Долго она домогалась полной свободы, и наконецъ достучалась. И прежде она была нерѣдко безпутна, а теперь больше, — и какъ быстро распространяется и въ какомъ множествѣ! Она вытѣсняетъ слово Божіе и овладѣваетъ умами и сердцами, подстрекая русскій народъ ко всякому безпутству. Гдѣ у насъ духъ Христовъ, духъ апостольскій, духъ повиновенія властямъ? Гдѣ христіанскія добродѣтели? Гдѣ стремленіе къ горнему отечеству? Господь съ небесе призрѣ на сыны человѣческія, видѣти, аще есть разумѣваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонились вкупѣ, нѣсть творяй благостыню, нѣсть даже до единаго (Псал. 13, 2-3).

На Дальнемъ Востокѣ острый серпъ Божій пожинаетъ безчисленные, разумные колосья, т. е. нашихъ дорогихъ братьевъ-воиновъ. Такъ или иначе этотъ серпъ пожнетъ и насъ. А потомъ куда пойдетъ это жниво? — Праведный Судія опредѣлилъ поступить съ нами по правдѣ и милости прежде сложенія міра. Страшный Судъ ждетъ человѣчество: грядетъ судити вселеннѣй въ правду и людемъ правостію (Псал. 97, 9). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1904 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1905. — С 108-113.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0