Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова, произнесенныя въ 1904 году.

Слово на день тезоименитства Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳеодоровны, 23-го апрѣля.

Кто отлучитъ насъ отъ любви Божіей: скорбь, или тѣснота, или гоненіе, или голодъ, или нагота, или опасность, или мечь? какъ написано: за Тебя умерщвляютъ насъ всякій день; считаютъ насъ за овецъ, обреченныхъ на закланіе (Псал. 48, 23; Рим. 8, 35-36).

Святая Церковь совершаетъ нынѣ память великомученика Георгія Побѣдоносца и мученицы царицы Александры, супруги Римскаго императора Діоклитіана, жившихъ и пострадавшихъ за исповѣданіе вѣры Христовой въ началѣ третьяго столѣтія по Рождествѣ Христовомъ; и сегодня же Церковь и Государство празднуютъ всенародною молитвою имянины Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Александры Ѳедоровны.

Св. Георгій былъ храбрый начальникъ отряда римскихъ войскъ. Императоръ язычникъ Діоклитіанъ сначала любилъ и уважалъ его; но, узнавъ, что Георгій христіанинъ, велѣлъ заключить его въ темницу.

А потомъ его колесовали; и когда Господь исцѣлилъ его отъ всѣхъ ранъ, его обули въ желѣзную, гвоздями вверхъ остріями набитую обувь, и гнали его съ мѣста на мѣсто; послѣ того, связавши его, зарыли на три дня въ негашеную известь; только тайная внутренняя молитва и помощь Божія спасла его отъ смерти. Въ это время явился какой-то волхвъ Аѳанасій съ своей услугой царю, и принесъ двѣ стклянки съ сильною отравою, и сказалъ государю: если хочешь, чтобы этотъ безумецъ во всемъ покорился тебѣ, пусть выпьетъ это питье, указывая на одну стклянку; если же хочешь, чтобы онъ умеръ, — пусть приметъ это, указывая на другую. Гергій выпилъ и то и другое, и оправдалъ слова Спасителя: вѣрующіе аще что и смертно испіютъ, не вредитъ ихъ (Марк. 16, 18). Тогда Аѳанасій исповѣдалъ Христа Богомъ, и былъ обезглавленъ, Георгій также. Царица Александра, видѣвшая страданія великомученика и чудеса, бывшія при его страданіяхъ, не разъ ходатайствовала за него предъ своимъ мужемъ. Но когда ходатайства ея остались безуспѣшны, она рѣшительно объявила, что и она христіанка: разгнѣванный Діоклитіанъ велѣлъ отсѣчь ей голову. Но промыслу Божію неугодно было, чтобы она скончалась отъ палача: на пути къ мѣсту смертной казни, она утомившись отъ пути, попросила стражей дозволить ей присѣсть, и въ этомъ положеніи предала душу Господу съ полною готовностію вкусить смерть отъ удара меча; Церковь справедливо называетъ ее мученицей.

Христіанскій писатель того времени, описывавшій страданія мучениковъ, говоритъ въ своемъ сочиненіи: если бы у меня была сотня устъ и желѣзная грудь, то и тогда я не могъ бы исчислить всѣ виды мученій, которые претерпѣли вѣрующіе; тысячей книгъ не достало бы для описанія ихъ. Жестокость доходила до того, что изувѣченныхъ лечили для того только, чтобы снова ихъ мучить. Твердость мучениковъ была изумительна: они съ радостью шли на мученія, какъ на торжество и на пиръ царскій, потому что предвидѣли и предвкушали вѣчную жизнь, уготованную имъ отъ Бога послѣ кратковременныхъ страданій. Мученики, какъ апостолъ Павелъ, говорили: кто отлучитъ насъ отъ любви Божіей: скорбь, или тѣснота, или гоненіе, или голодъ, или нагота, или опасность, или мечь? какъ написано: за Тебя умерщвляютъ насъ всякій день; считаютъ насъ за овецъ, обреченныхъ на закланіе. Столь были люты времена для христіанъ; такъ языческій міръ вооружился противъ нихъ и хотѣлъ истребить ихъ вовсе. Но, чѣмъ болѣе ихъ мучили и истребляли, тѣмъ болѣе они умножались, и на мѣсто замученныхъ являлись десятки и сотни тысячъ новыхъ христіанъ; этому содѣйствовали безчисленныя поразительныя чудеса при ихъ страданіяхъ, и явная непобѣдимая сила Божія, подкрѣплявшая ихъ, и видимыя явленія мученикамъ Самого Христа, всесильнаго Бога, подкрѣплявшаго ихъ Своимъ всерадостнымъ словомъ и лицезрѣніемъ и близостію блаженной кончины и вѣчнаго блаженства.

При всѣхъ видахъ мученій — страдальцы мученики испытывали въ сердцахъ необыкновенную радость, которую сообщалъ имъ Духъ Святый, Утѣшитель, Духъ Отца небеснаго, обитавшаго въ сердцахъ ихъ и облегчавшаго ихъ страданія такъ, что какъ бы не они страдали, а кто-то другой, въ нихъ обитавшій, т. е. Самъ Христосъ, пострадавшій за насъ.

Перейдемъ къ нашему времени. Мы живемъ во времена христіанскія, когда христіанская вѣра распространилась по всѣмъ частямъ свѣта, хотя полсвѣта людей и болѣе принадлежитъ еще къ языческому міру. Но современные христіане, въ томъ числѣ и многіе изъ русскихъ, стали не лучше, а хуже безбожниковъ, по духу отрицанія отъ истинной вѣры и церкви и кощунственнаго къ нимъ отношенія (Толстой и Толстовцы); а съ тѣмъ вмѣстѣ и отъ христіанской молитвы и покаянія; завѣты Христа многими попраны; Распятый Христосъ заповѣдалъ намъ самоотверженіе: кто хочетъ идти за Мною, говоритъ Онъ, да отвержется себя, отъ своего слѣпаго, плотскаго, растлѣннаго ума, отъ своихъ безумныхъ смертоносныхъ страстей, возметъ крестъ свой и идетъ въ слѣдъ Меня (Лук. 9, 23), а между тѣмъ многіе изъ соотечественниковъ поступили и поступаютъ совершенно обратно — отверглись не отъ себя, не отъ плоти и міра прелюбодѣйнаго, а отъ Самого Христа и Евангелія, отъ Церкви Божіей; свой разумъ и свою плоть обоготворили и удовлетвореніе плотскимъ, гибельнымъ страстямъ возвели въ догматъ своего рода, или, выражаясь современнымъ языкомъ ученыхъ, въ культъ плоти и ея страстей, а для этого сочли дозволительными всякія средства для удовлетворенія плоти и міру — растрату казенныхъ и общественныхъ суммъ, или наслѣдственнаго имущества, задержку и неуплату денегъ работникамъ и поставщикамъ ихъ, неплату за забранные товары, или кражу имущества церковнаго и частнаго; убійства изъ за похищенія; проѣданіе и пропиваніе своего или чужаго достоянія; проживаніе на чужой счетъ, лѣность къ труду умственному или физическому, непокорность родителямъ или учащихся и подчиненныхъ — своимъ начальникамъ, словомъ сказать: многіе обратили къ Богу свою спину, свои хребты, а не лице свое, не сердце свое, и не вѣру свою, а самое дерзкое невѣріе; породили въ себѣ не страхъ Божій, не благоговѣніе къ Богу Творцу, а безвѣріе и безстрашіе, гордость и неблагодарность, не смиреніе и сознаніе совершенной отъ Него зависимости и безчисленныхъ къ намъ благодѣяній Его. Вотъ характеръ поведенія нашей интеллигенціи и не интеллигенціи.

А за такую жизнь и за такое поведеніе праведный Господь и Судія даетъ намъ грозный урокъ — дерзко навязанную намъ войну и въ ней — потери многихъ вѣрныхъ сыновъ Россіи и нашихъ многомилліонныхъ военныхъ судовъ. Еще только начинается война: и что будетъ впереди — одному Богу извѣстно; сколько будетъ жертвъ, сколько потерь. Нужно для Россіи немедленное покаяніе всѣхъ сословій; исправленіе нравовъ, отрѣшеніе отъ безумнаго безбожія; смиреніе и благоговѣніе къ заповѣдямъ Божіимъ и тщательное исполненіе ихъ; обращеніе искреннее къ породившей и воспитавшей ихъ матери своей Церкви святой; почтеніе дѣтей къ родителямъ и воспитывающихся къ своимъ воспитателямъ; справедливость, честность, воздержаніе, цѣломудріе, твердость и постоянство брачныхъ союзовъ; милосердіе и состраданіе къ обиженнымъ и бѣднымъ. Если такъ поведемъ себя, — что подай Боже, — тогда Господь легко покоритъ враговъ подъ ноги наши, какъ въ прежніе годы, прославитъ правое оружіе наше. Не будемъ же сами вызывать праведный гнѣвъ Божій противъ насъ и надѣяться только на силу и мужество воиновъ и силу браннаго оружія.

Богомъ сотворимъ силу — и Онъ, одинъ Онъ уничижитъ враговъ нашихъ (Псал. 59, 14). Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1904 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1905. — С 35-39.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0