Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова и поученія, произнесенныя въ 1904 году.

Слово въ недѣлю о мытарѣ и фарисеѣ.

Вошли въ церковь два человѣка помолиться: одинъ фарисей, а другой мытарь (Лук. 18, 10-14).

Нынѣшній воскресный день называется въ церковномъ порядкѣ недѣлею о мытарѣ и фарисеѣ; мытарь — символъ лихоимца и кающагося грѣшника, а фарисей — высокомѣрнаго ученаго, или надменнаго поклонника своего разума, презирающаго прочихъ людей. Замѣчательно, что оба они вошли въ церковь помолиться, и каждый по своему молился Богу. Молитва фарисея была похвальба своими добрыми дѣлами. Господи, говоритъ, благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе человѣки, грабители, обидчики, прелюбодѣи, или какъ этотъ мытарь. Пощусь два раза въ недѣлю, даю десятую часть изъ всего, что пріобрѣтаю. Мытарь же, стоя вдали, не смѣлъ даже поднять глазъ на небо, но ударяя себя въ грудь, говорилъ: Боже, буди милостивъ ко мнѣ грѣшнику (Лук. 18, 10-14)! Каковъ же былъ истинный, непогрѣшительный судъ Божій о томъ и другомъ? — Говорю вамъ, сказалъ Господь народу, слушавшему Его, что мытарь пришелъ въ домъ свой оправданнымъ больше чѣмъ фарисей. Ибо всякій, возвышающій себя, униженъ будетъ, а унижающій себя возвысится. Вотъ праведное сужденіе Испытующаго сердца и внутренности Господа, подобное тому, какое Онъ произнесъ въ другомъ случаѣ о людяхъ, клавшихъ свои приношенія въ церковный ящикъ, между коими была одна вдова, положившая въ него двѣ послѣднія свои полушки, которыя признаны большими многихъ рублей, положенныхъ богатыми. Фарисей погубилъ свои добродѣтели гордостью и бахвальствомъ, а мытарь угодилъ Богу своимъ смиреніемъ, покаяніемъ и сознаніемъ своей духовной бѣдности, своихъ многихъ грѣховъ. Несомнѣнно, что съ одной стороны Господь имѣлъ здѣсь ввиду извѣстныя отдѣльныя личности, а съ другой стороны какъ праведный всѣхъ Судія, имѣющій судить весь міръ, Онъ зрѣлъ сердца и согрѣшенія людей всѣхъ вѣковъ и всѣхъ мѣстъ изъ всѣхъ народовъ земного міра, и обо всѣхъ подобныхъ мытарю и фарисею — произнесъ Свой непогрѣшительный судъ. Какой отсюда урокъ всѣмъ намъ? Тотъ, что никто изъ насъ, кто бы онъ ни былъ, ученый или неученый, знатный или простой, богатый или бѣдный — ничѣмъ не долженъ возноситься, потому что нѣтъ у насъ ничего своего, какъ своей собственности, а все — Божіе — душа и тѣло, всѣ способности и всякія преимущества, а наши только безчисленные грѣхи и немощи, общія всѣмъ безъ различія, которыя мы должны всегда знать и помнить, и въ коихъ всегда каяться смиренно, творя плоды покаянія, никого не осуждая, и себя почитая хуже и ниже другихъ, и благодаря Бога за то, что Онъ не наказуетъ насъ праведно по грѣхамъ нашимъ и щадитъ насъ отечески.

Обратимъ вниманіе на то обстоятельство, что Господь, праведный нашъ Судія, застаетъ мытаря и фарисея въ церкви, того и другого молящимися; значитъ оба они уважали храмъ, вѣровали въ присутствіе Божіе въ немъ, какъ въ домѣ молитвы, и считали долгомъ быть въ немъ по временамъ и молиться вмѣстѣ съ другими. Это заслуживаетъ вниманія и похвалы. А въ наше время, — христіанское, когда храмъ имѣетъ особенно важное значеніе, несравненно большее чѣмъ во время ветхозавѣтное, такъ какъ въ немъ совершаются величайшія, преданныя Христомъ Богомъ таинства, многими людьми, особенно учеными и богатыми, онъ пренебрегается и оставляется. Явленіе весьма печальное. Храмъ-ли забывать, храмомъ-ли пренебрегать, этимъ святилищемъ Божіимъ, этимъ земнымъ небомъ, въ которомъ совершается животворящее таинство Тѣла и Крови Христовой, и бываетъ тѣснѣйшее единеніе Творца съ тварію разумною и обоженіе вѣрныхъ чадъ Его чрезъ причащеніе Божественныхъ Таинъ? По истинѣ люди бѣгаютъ отъ своего блаженства, отъ земного рая, отъ общенія со Своимъ Творцемъ. Но удаляющіе себя отъ Тебя, погибнутъ (Псал. 72, 27), говоритъ Духомъ Святымъ царь-пророкъ.

Что причиною такого удаленія? Гордый разумъ, лѣность, суетность и прелюбодѣйство мысли, сердца и воли, пристрастіе къ суетамъ житейскимъ, къ своей лѣнивой плоти, неразвитіе духовнаго вкуса при крайнемъ развитіи свѣтскаго вкуса къ легкому чтенію, невѣріе спасительной Тайнѣ, огрубѣніе и окамененіе сердечное, усыпленіе совѣсти; но сѣющій въ плоть свою отъ плоти ножнетъ истленіе, а сѣющій въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вѣчный (Гал. 6, 8).

Кто виновникъ такого превратнаго теченія и дѣйствія мысли, настроенія, глумленія надъ храмомъ, вѣрою святою, животворною, вопреки Божественному откровенію, попеченію о спасеніи людей, ихъ просвѣщенію, освященію, благу и блаженству?

Ослѣпленіе въ разумѣ и совѣсти современной интеллигенціи, т. е. нѣкотораго круга превратно ученыхъ, воспитавшихся на чтеніи однихъ свѣтскихъ писателей отрицательнаго характера, и особенно пресловущій графъ Левъ Толстой, поправшій своимъ суемудріемъ и бѣсовскою гордостію Христово Евангеліе, св. Церковь, богослуженіе и таинства.

Господи, просвѣти сердца людей Твоихъ зрѣть свѣтъ повелѣній Твоихъ, и научи всѣхъ высокотворному мытареву смиренію. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1904 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1905. — С 10-13.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0