Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова и поученія, произнесенныя въ 1902 году.

Слово на Срѣтеніе Господне 2 февраля.

Нынѣ отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ (Лук. 2, 29).

Когда воплощенному Сыну Божію, имже вся быша, пришло время явиться на землѣ, тогда Провидѣніемъ Божіимъ утотованы были нѣкоторые избранные изъ человѣковъ — встрѣтить Его чудесное всеспасительное явленіе, и возвѣстить его міру, — и во первыхъ Виѳлеемскіе пастыри безсловесныхъ стадъ, освѣдомленные о томъ отъ Ангеловъ небесныхъ, засвидѣтельствовавшихъ громко Божество и человѣчество рождшагося Христа; потомъ — исполненный Духа Святаго старецъ священный Сѵмеонъ, которому было обѣщано отъ Бога, что онъ не умретъ до тѣхъ поръ, пока не увидитъ Христа Господня. Это срѣтеніе Сѵмеономъ и празднуетъ ежегодно св. Православная Церковь, а встрѣчную пѣснь его Спасителю міра повторяетъ ежедневно за вечернимъ Богослуженіемъ. Ее вы всѣ знаете, — она начинается словами: Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему съ миромъ, яко видѣстѣ очи мои спасеніе Твое.

Праведный старецъ благословилъ Бого-младенца и Матерь Его, и сказалъ Ей: се, лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили, и въ знаменіе прерѣкаемо: и Тебѣ же Самой душу пройдетъ оружіе: яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 34-35). Вотъ какое событіе ежегодно воспоминаетъ и празднуетъ Церковь святая въ назиданіе и спасеніе наше.

Чему учитъ насъ праздникъ Срѣтенія Господня? — Прежде всего той истинѣ, что Богъ вѣренъ во всѣхъ словахъ и обѣщаніяхъ Своихъ (Псал. 144, 13). Онъ обѣщалъ еще Адаму и Евѣ, всеродно падшимъ въ раю прародителямъ нашимъ, что Онъ пошлетъ на землю Спасителя имъ и всему роду человѣческому, именно благословенное Сѣмя Жены, которое сотретъ главу змія человѣкоубійцы, что и исполнилось, исполняется ежедневно и будетъ исполняться до самаго скончанія міра, доколѣ будутъ рождаться и жить на землѣ люди вѣрные и вѣрующіе въ Бога и Христа Его, ибо чрезъ нихъ Онъ, Христосъ, попираетъ и стираетъ главу змія. — Таковы были патріархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и всѣ святые, — таковые есть и нынѣ между правовѣрными, побѣждающіе древняго змія, обольщающаго всю вселенную (Апок. 12, 9).

Во вторыхъ праздникъ Срѣтенія научаетъ насъ тому, что Господь Самъ идетъ на встрѣчу только къ дѣлающимъ правду, или алчущимъ и жаждущимъ правды, — какъ старецъ Сѵмеонъ, — потому что Онъ пришелъ на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Матѳ. 3, 15) Божію и насъ научить творить правду и избавить насъ отъ всякой неправды, отъ всякаго беззаконія и даровать намъ покаяніе съ плодами спасительными.

Господь подался и почилъ на рукахъ праведнаго Сѵмеона, а на руки грѣшнаго человѣка Онъ не подался бы и не возмогъ бы на нихъ носиться; ибо какое общеніе правды съ беззаконіемъ, свѣта со тъмою, — Христа съ веліаромъ (2 Кор. 6, 15)? Такъ и нынѣ Христосъ не можетъ обитать въ сердцѣ и въ тѣлѣ, повинномъ грѣху и страстямъ, и если хотимъ имѣть въ сердцахъ своихъ Христа, мы должны покаяться и возненавидѣть грѣхъ, возлюбивъ правду и добродѣтель.

Торжественныхъ срѣтеній или встрѣчь Христа Бога, кромѣ Сѵмеоновой, было еще нѣсколько, при жизни Христа на землѣ. Такъ Его встрѣтили волхвы, восточные мудрецы съ дарами — златомъ, ливаномъ и смирною; встрѣтилъ и провозвѣстилъ Его громогласно при Іорданѣ рѣкѣ Іоаннъ Предтеча, крестившій безгрѣшнаго Владыку твари, освятившаго для насъ крещеніемъ Своимъ воды, — Его встрѣтилъ торжественно при входѣ въ Іерусалимъ съ ваіями и вѣтвями древесными народъ Еврейскій, при пѣніи: благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9). Встрѣтилъ Самъ Христосъ Богъ св. женъ мѵроносицъ по Своемъ воскресеніи изъ мертвыхъ: и се Іисусъ, срѣте ихъ, глаголя: радуйтеся (Матѳ. 28, 9); встрѣтилъ на пути двухъ учениковъ, шедшихъ въ Еммаусъ и шелъ съ ними до селенія. — Встрѣчаемъ Его ежедневно во время Литургіи и мы, когда въ концѣ ея появляются въ открытыхъ царскихъ дверяхъ св. Тайны Тѣла и Крови Христовой, и хоръ поетъ: благословенъ грядый во имя Господне, Богъ Господь и явися намъ.

Кромѣ того, бываютъ ежедневно у вѣрующихъ и благочестиво живущихъ христіанъ внутреннія, тайныя срѣтенія, т. е. встрѣчи Господа въ душахъ во время молитвы, тайной или явной, при усердномъ покаяніи, когда къ кающейся душѣ приходитъ Христосъ тайно и утѣшаетъ ее, отечески объемлетъ ее, примиряется съ нею, вселяется въ нее, особенно при искреннемъ причащеніи св. Христовыхъ Тайнъ Тѣла и Крови Его. Но бываетъ и жалкая, плачевная разлука человѣка со Христомъ, когда душа христіанская впадаетъ въ вольные или невольные грѣхи, напр. въ скверные, невѣрные, лукавые, хульные помыслы, или въ гордость, самолюбіе, невѣріе истинѣ Евангельской, когда въ невѣріи отвергаетъ Бога и совсѣмъ отступаетъ отъ Него, хулитъ Его, какъ сталось это съ богохульникомъ графомъ Толстымъ и многочисленными послѣдователями его, Толстого. На нихъ сбылось пророчество Сѵмеона Богопріимца, изрекшаго Пресвятой Дѣвѣ достопамятныя слова: се, лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили; сбылось относительно паденія ихъ и востанія нѣкоторыхъ изъ нихъ, но не Толстого. — Но это прежде всего сказано о тогдашнихъ книжникахъ, фарисеяхъ и саддукеяхъ, а затѣмъ и о нынѣшнихъ ложно ученыхъ, именующихся христіанами. Христосъ для Толстого сдѣлался камнемъ преткновенія.

Далѣе, всякій разъ бываетъ жалкая, несмысленная разлука наша съ Богомъ при паденіи въ разные грѣхи — блуда, прелюбодѣйства, злобы, зависти, невоздержанія, пьянства, неповиновенія, своеволія, буйства, ругательства и сквернословія; корыстолюбія и сребролюбія, и въ разные другіе грѣхи; — и если человѣкъ умираетъ во грѣхахъ нераскаянно, — онъ навѣки разлучается со Христомъ и сочетавается съ діаволомъ, коему уподоблялся и окончательно уподобился въ жизни, — и наслѣдуетъ одинаковую съ нимъ участь — муку вѣчную.

Послѣднее срѣтеніе Господа будетъ во второе и страшное Его пришествіе, когда Онъ пріидетъ въ страшной славѣ Своей и Отца небеснаго со всѣми ангельскими силами: и узритъ Его всякое око и тѣ, которые пронзили Его, и когда возрыдаютъ предь Нимъ всѣ племена земныя (Апок. 1, 7).

Апостолъ Павелъ къ Солунянамъ писалъ. «Самъ Господь при возвѣщеніи, при гласѣ Архангела и трубѣ Божіей, сойдетъ съ неба, и мертвые во Христѣ воскреснутъ прежде; потомъ мы, оставшіеся въ живыхъ, вмѣстѣ съ ними восхищены будемъ на облакахъ, въ срѣтеніе Господу на воздухѣ, и такъ всегда съ Господомъ будемъ (1 Сол. 4, 16-17).

Будемъ же встрѣчать Господа здѣсь, на землѣ, доколѣ живы, въ покаяніи и добродѣтели душами чистыми и нескверными, пребывая во взаимной любви и дѣланіи всякой правды, чтобы и во второе пришествіе Его встрѣтить въ радости и водвориться на вѣки въ царствіи Его. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1902 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1903. — С 8-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0