Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова, произнесенныя въ 1897 году.

Слово на день памяти св. славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго.

Погублю мудрость мудрецовъ и разумъ разумныхъ отвергну. Гдѣ мудрецъ? Гдѣ книжникъ? Гдѣ совопросникъ вѣка сего? Не обратилъ-ли Богъ мудрость міра сего въ безуміе? (Ис. 29, 14; 33, 18; 1 Кор. 1, 19-20).

Близъ двухъ тысячъ лѣтъ назадъ тому, небо и земля были свидѣтелями чрезвычайнаго, единственнаго, чудеснаго, всеспасительнаго событія: на землѣ явилась во плоти Сама Ѵпостасная Премудрость Божія, Само воплощенное Слово Божіе, Имже вся быша (Іоан. 1, 3), Имже и вѣки сотворены (Евр. 1, 2), — явился Богъ во плоти (1 Тим. 3, 16), Богъ и человѣкъ Христосъ Іисусъ, — чтобы просвѣтить омраченное адскою тьмою естество человѣческое, возсоздать и обновить растлѣвшее, очистить и освятить оскверненное всякими грѣхами, избавить отъ проклятія и смерти вѣчной, на которую оно обречено было вѣчною правдою Божіей, — и обрадовать примиреніемъ и благословеніемъ Отца небеснаго чрезъ принесеніе въ жертву примиренія Себя Самого на крестѣ проклятія по писанному: проклятъ всякъ, висяй на древѣ (Гал. 3, 13). Служителями Себѣ въ великомъ дѣлѣ спасенія человѣчества Ѵпостасная Премудрость избрала не мудрыхъ и не книжныхъ людей вѣка сего, а — простыхъ, смиренныхъ, неученыхъ, бѣдныхъ рыбарей, коихъ все достояніе на землѣ заключалось въ рыбачьихъ лодкахъ и сѣтяхъ, да въ убогихъ хижинахъ.

Въ число служителей Своихъ Господь призвалъ, и притомъ — первымъ, рыбаря Андрея, брата Петрова, который потому и называется Первозваннымъ. Святую память его Церковь нынѣ торжественно празднуетъ псалмами и пѣснями священными по всей христіанской вселенной, и въ семъ храмѣ, посвященномъ его имени.

Вникнемъ въ причины, почему Богъ Слово избралъ Себѣ въ служители неискусныхъ въ словѣ, немудрыхъ и книжныхъ людей, а простыхъ и неученыхъ.

Причина во-первыхъ та, чтобы все дѣло спасенія человѣческаго было приписано, по справедливости, одному Богу, а не мудрости или искусству человѣческому, или чьей-либо силѣ, кромѣ Бога. Ибо, скажите, что могли сдѣлать сами по себѣ въ такомъ дѣлѣ, какъ просвѣщеніе и обновленіе человѣчества, — простые, неученые рыбари? — Ничего. Вся мудрость, вся сила, вся способность къ столь важному дѣлу должна была дароваться имъ отъ Бога, а чтобы удостоиться человѣку получить отъ Него такую благодать, такую премудрость и силу, нужна была способность къ воспринятію этихъ даровъ Божіихъ, — должна была простая, вѣрующая, смиренная, послушная, неиспорченная лукавствомъ и всякими житейскими страстями, цѣльная душа, способная быть носительницей благодати Божіей, сверхъестественной премудрости и силы Божіей. Таковыми именно и найдены души простыхъ некнижныхъ людей: и они-то удостоились быть носителями и служителями дѣла спасенія человѣческаго и сотрудниками Самого Бога — Слова. Всею своею жизнію, совершеннымъ послушаніемъ Господу и всѣми дѣлами своими они оправдали Божественное избраніе, кромѣ Іуды Искаріотскаго, сына погибели (Іоан. 17, 12), который несомнѣнно могъ быть такимъ-же вѣрнымъ служителемъ Господа и ловцомъ человѣковъ, небеснымъ гражданиномъ и сопрестольникомъ Апостоловъ, если-бы по нерадѣнію не далъ уловить себя діаволу и не запутался въ сѣтяхъ сребролюбія.

Съ другой стороны (вторая причина): что было-бы, если-бы Господь обратился — говорю по человѣчески, ибо Сердцевѣдецъ не сдѣлалъ-бы того — что было-бы если-бы Господь обратился съ призваніемъ слѣдовать за Собою къ тогдашнимъ ученымъ книжникамъ и фарисеямъ, къ князьямъ іудейскимъ и вообще къ ученымъ людямъ? Пошли-ли бы они за Нимъ? — Нѣтъ, они-бы только посмѣялись Ему, по своей гордости, корыстолюбію, лукавству, зависти, ненависти къ Назаретскому Учителю, и съ перваго раза отреклись-бы идти за Нимъ, какъ и случилось это съ однимъ богатымъ начальникомъ, спрашивавшимъ Господа, что ему дѣлать, чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную? На совѣтъ ему Господа продать, для спасенія души, имѣніе и раздать его нищимъ и слѣдовать за Нимъ, онъ тотчасъ ушелъ отъ Небеснаго Учителя со скорбію въ душѣ, ибо имѣлъ большое имѣніе (Лук. 18, 18-23). Тоже было-бы и съ фарисеями — сребролюбцами и честолюбцами: ни одинъ изъ нихъ не пошелъ-бы за обнищавшимъ насъ ради Господомъ и неимѣвшимъ гдѣ главу приклонить. Они были прямо неспособны и недостойны столь великаго дѣла, дѣла спасенія погибающаго человѣчества. Они были слишкомъ низки для столь великаго дѣла — земны, душевны, а не духовны. Для дѣла Христова нужны были люди ума и сердца возвышеннаго, самоотверженные, чуждые житейскихъ пристрастій. Таковы и были Апостолы, особенно по сошествіи на нихъ Святаго Духа.

Что было-бы, если-бы Господь — допустимъ такъ, для примѣра — явился нынѣ на землѣ и сталъ-бы звать гордыхъ ученыхъ и богатыхъ вѣка сего, преданныхъ всей душой міру — слѣдовать за Собою? Они посмѣялись-бы этому зову и никто не пошелъ-бы на дѣло Божіе. Но Господь и нынѣ Тотъ-же, пребывая съ нами во вѣкъ, хотя невидимо; и нынѣ Евангельское слово Его обращается ко всѣмъ; заповѣди Его, повелѣнія и совѣты возвѣщаются и нынѣ въ Церкви: но кто изъ ученыхъ и богатыхъ и вообще сыновъ вѣка сего слушаетъ и исполняетъ заповѣди эти? Мало, мало — кто; а иные глумятся надъ ними, считаютъ невозможными для исполненія; иные превратно, наперекоръ здравому смыслу, толкуютъ ихъ (какъ извѣстный писатель Ясной Поляны).

Отсюда становится для всѣхъ понятнымъ, почему Господь избралъ въ служители и соработники Себѣ людей простыхъ, смиренныхъ, неученыхъ, но искреннихъ, вѣрныхъ и твердыхъ до конца жизни въ великомъ дѣлѣ своего Учителя и Господа. Ученіе и дѣла ихъ свидѣтельствуютъ, что они вполнѣ оправдали свое избраніе: ибо они покорили Христу Богу ученіемъ и чудесами всю вселенную, сильныхъ, великихъ, мудрыхъ, царей и царства. Да, это сдѣлала все простота проповѣди; это все сдѣлала сила Божія, дѣйствовавшая въ нихъ и чрезъ нихъ, — сила истины, сила вѣры въ Господа и Его всемогущество, сила исцѣлять всякія болѣзни, воскрешать мертвыхъ, изгонять бѣсовъ.

Грозный, праведный гласъ Господа Вседержителя гремитъ и нынѣ надъ тѣми учеными, которые не хотятъ вѣдать Христа и Церкви Его: погублю мудрость мудрецовъ, и разумъ разумныхъ отвергну. Мы видимъ всегда и вездѣ — и у насъ, и заграницей, — что ученыхъ, невѣрующихъ во Христа оставляетъ свѣтъ Божій — и они не знаютъ сами, что говорятъ и дѣлаютъ, бродятъ во тьмѣ и ощупью, предаются съ ненасытимостію всякой страсти плотской и оправдываютъ себя въ томъ требованіемъ природы, развращаются сами и развращаютъ другихъ. Мірская ученость, и наша отчасти, и особенно западная вооружается противъ Бога и Церкви, св. Евангеліе ставитъ на ряду съ произведеніями человѣческаго ума; установленіями церковными пренебрегаетъ; св. Таинства считаетъ ненужными, какъ и богослуженіе, и священнослужителей (Толстовцы, Пашковцы, Штундисты, Раскольники); истину воскресенія мертвыхъ и страшнаго Суда Божія отвергаютъ.

И такъ погубитъ Господь всю мудрость мудрецовъ и ихъ самихъ и разумъ разумныхъ отвергнетъ — и они наслѣдуютъ страшную мучительную пустоту и темноту, и вѣчную муку отъ лица Божія. Гдѣ мудрецъ? Гдѣ книжникъ? Гдѣ совопросникъ вѣка сего? Не обратилъ-ли Богъ мудрость міра сего въ безуміе?

Держитесь-же, возлюбленные братія и сестры, боголюбезной простоты, смиренія, незлобія, послушанія, чистоты; будьте искренними учениками и ученицами Христа и св. Его Церкви, — и вы будете проводить здѣсь — на землѣ мирное и благопоспѣшное со здравіемъ житіе и сподобитесь отпущенія грѣховъ, а на небесахъ получите вѣчное наслѣдіе Христово — блаженную жизнь со всѣми святыми. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Слова и поученія, произнесенныя въ 1897 году, съ приложеніями. — Изданіе первое, подъ редакціею автора. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1898. — С 75-80.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0