Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова на Высокоторжественные дни.

Слово во вторую недѣлю поста, по поводу наглаго и дерзкаго убійства злодѣями Благочестивѣйшаго Государя Императора Александра Николаевича, 1-го марта 1881 года.

Азъ есмь Пастырь добрый: пастырь добрый душу Свою полагаетъ за овцы (Іоан. 10, 11).

Возлюбленные братія и сестры! Нестало у насъ добраго, державнаго Пастыря всей Россіи, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА. Злодѣи, крамольники, исчадія ада, предтечи антихриста, лишили насъ нашего солнца свѣтлаго: и вотъ вся Россія покрылась мракомъ скорби и печали. Вся Россія плачетъ, молится и плачетъ. Молились и плакали и мы съ вами. Но, братія и сестры, всему должна быть своя мѣра, мѣра должна быть и нашей скорби, хотя потеря наша и всей Россіи такъ велика и чувствительна, несчастіе такъ поразительно, злодѣйство столь нагло, что и хотѣлъ-бы, да не можешь оставить сѣтованія и скорби, воздыханій и слезъ. Какъ — думаешь — могло случиться среди бѣлаго дня такое страшное убійство — Царя столь добраго, могущественнаго, славнаго своими дѣлами и любовію къ Россіи и народу! Отчего, о Боже, — мы говорили въ себѣ, — и на сей разъ Ты не избавилъ Его, какъ избавлялъ уже многократно, дабы и на сей разъ вся Россія воспѣла Тебѣ благодарственный и хвалебный гимнъ! Зачѣмъ Ты допустилъ торжествовать врагамъ Царя и Россіи, поднявшимъ нынѣ свою бровь? Зачѣмъ попустилъ Ты этимъ злымъ коршунамъ напасть на нашего незлобиваго Голубя и растерзать Его такъ страшно? Но прости, о Боже, Боже нашъ, что мы дерзаемъ, такимъ образомъ, какъ бы состязаться съ Тобою и требовать какъ бы отчета въ премудрыхъ, благостныхъ и неиспытанныхъ судьбахъ Твоихъ. Подавляющая сердца наши скорбь побуждаетъ такъ вопить и вопрошать.

Чѣмъ же можемъ мы утѣшиться съ вами въ невыразимой скорби нашей по убіенномъ возлюбленномъ Царѣ и Отцѣ нашемъ? — Утѣшимся, во первыхъ, тѣмъ, что покойный ГОСУДАРЬ въ смерти своей сдѣлался подражателемъ Самаго Господа нашего Іисуса Христа; ибо, какъ Господь положилъ жизнь Свою за насъ, бывъ преданъ Іудою и убитъ руками беззаконниковъ, пригвожденный ко кресту, такъ и Царь нашъ, преданный и убитый отъ своихъ же подданныхъ, положилъ жизнь свою за насъ, за величайшія благодѣянія Его, оказанныя намъ въ мудрое Его царствованіе, — за любовь къ намъ и самыя искреннія и широкія желанія добра и благоденствія всѣмъ намъ и самимъ врагамъ и злодѣямъ Его. Онъ истинно, какъ пастырь добрый, полагалъ и положилъ всю жизнь свою за овецъ своихъ, между коими были и козлища смердящіе, — и въ самый день и часъ насильственнаго убіенія отъ убійцъ Онъ хотѣлъ спасти отъ смерти отрока, сдѣлавшагося злополучною жертвою покушенія на Его царскую Особу. Если бы Онъ, слѣдуя отеческому движенію сердца, не вышелъ изъ своей кареты, чтобы принять участіе въ положеніи раненаго отрока, и поѣхалъ впередъ, — то, можетъ быть, и не сдѣлался бы жертвою смерти, а враги были бы пойманы.

Впрочемъ, видно пришелъ часъ Его; ибо державные земли находятся подъ особымъ Промысломъ Божіимъ, и сердце царево въ руцѣ Божіей (Прит. 21, 1), по Писанію. Да будетъ воля Господня!

Во вторыхъ, умѣримъ скорбь нашу тѣмъ размышленіемъ, что Господь прекратилъ столь дорогіе для насъ дни Его не въ цвѣтѣ лѣтъ, не въ зрѣломъ возрастѣ, но на склонѣ къ западу дней Его, когда Онъ уже сталъ ощущать нѣкоторые недуги приближающейся старости, — а вѣдь надобно же непремѣнно умереть всѣмъ намъ; — пресѣкъ дни Его послѣ четверти вѣка Его благодѣтельнаго царствованія. Въ третьихъ, утѣшимся тѣмъ, что Господь благоволилъ призвать Его къ Себѣ въ свѣтломъ и прекрасномъ вѣнцѣ Мученика, — болѣе блистательномъ, чѣмъ вѣнецъ Его царскій, — и въ нетлѣнной багряницѣ Страстотерпца, несравненно болѣе драгой и прекрасной, чѣмъ Его царская багряница, — въ багряницѣ, обагренной Его собственною кровію, смѣшанною съ животворящею кровію Господа, причастія которой Онъ сподобился предъ смертію своею; утѣшимся — добавлю — тѣмъ, что Господь призвалъ Его въ Свое нетлѣнное, непоколебимое во вѣки безконечное царство Свое, гдѣ нѣтъ враговъ, завистниковъ и злодѣевъ и гдѣ царствуетъ во вѣки любовь святѣйшая, правда и миръ и радость въ Духѣ Святомъ (Рим. 14, 17). Въ четвертыхъ, угѣшимся тѣмъ, что Онъ оставилъ намъ послѣ Себя мудраго, добраго и испытаннаго въ горнилѣ житейскаго опыта, Наслѣдника въ лѣтахъ зрѣлаго мужества, который обѣщалъ уже державнымъ словомъ Своимъ — идти по слѣдамъ Своего Родителя — Царя-Мученика, и въ которомъ мы можемъ созерцать образъ почившаго. Въ пятыхъ, утѣшимся тѣмъ, что всеблагій, всевидящій, бодрый, премудрый и всемогущій Промыслъ непопуститъ впредь на насъ подобнаго несчастія, ибо Онъ не попускаетъ искушенія сверхъ силъ, но при искушеніяхъ оставляетъ избытокъ, чтобы мы могли перенести (1 Кор. 10, 13).

Но, при христіанскомъ утѣшеніи въ нечаянной и ужасной смерти ГОСУДАРЯ не забудемъ, что таковая кончина Его — для насъ всѣхъ есть громовой, обличительный голосъ — Отца небеснаго, свидѣтельствующій о томъ, что — по нашимъ нравамъ — мы стали недостойны такого ГОСУДАРЯ, и потому Господь взялъ Его отъ насъ къ Себѣ, да почіетъ отъ трудовъ своихъ и избѣжитъ новыхъ ковъ злобы, и что если съ зеленѣющимъ деревомъ такъ поступлено, то что будетъ съ сухими деревами (Лук. 23, 31), т. е. съ нами грѣшными, не приносящими плодовъ покаянія? — Мы должны исправиться, если желаемъ, чтобы Цари наши долго и благополучно царствовали. У Іудеевъ въ одно время, именно предъ плѣномъ Вавилонскимъ, былъ весьма благочестивый царь Іосія, явившій пламенную ревность къ истинной вѣрѣ и истребившій идолопоклонство въ Іудейской землѣ. Но іудеи въ это время были крайне развращены, и потому лишены были благочестиваго царя, убитаго въ сраженіи 39 лѣтъ отъ рожденія. — Осмотримся хорошенько, что у насъ не хорошо, неугодно и противно Богу. О, много, много въ насъ недобраго, неугоднаго для Бога! Вотъ, напримѣръ, теперь постъ, а между тѣмъ многіе и забыли, что нынѣ постъ. Общественныя увеселенія или театры были и въ постъ, и всякія другія грѣшныя, нечистыя удовольствія для многострастной плоти, болѣе и болѣе разжигающія ея страсти тоже были и въ постъ, есть и нынѣ — разумѣю извѣстные дома, — и многихъ, многихъ людей недопускаютъ нимало позаботиться о спасеніи души, тогда какъ посты именно для того и установлены. И что же въ самомъ дѣлѣ, неужели это такъ всегда и будетъ? Да развѣ недорого для Бога спасеніе душъ человѣческихъ? Развѣ Онъ не купилъ ихъ цѣною пречистой Своей Крови? Развѣ Онъ опять отдастъ ихъ во власть дьявола? Впрочемъ, люди сами отдаются во власть сатаны чрезъ грѣхи и нераскаянность, и, если погибнутъ, то сами виноваты будутъ въ своей погибели, ибо погубили готовое спасеніе. — И вотъ для страшно развившейся язвы грѣха на насъ попускаются страшные удары, разящіе небесные громы: то не урожай, и оттого краяняя дороговизна жизненныхъ потребностей, то повальныя болѣзни, то наводненія и бури, то пожары истребятельные, и въ довершеніе ко всему прочему вотъ и еще намъ ударъ! Теперь всѣ очнулись, пробудились, встрепенулись! Всѣ плачутъ; всѣ восклицаютъ: ахъ, какое злодѣйство! какое варварство, ехидство! Но это ли только нужно отъ насъ? Нужно нравственное очищеніе, всенародное глубокое покаяніе, перемѣна нравовъ языческихъ на христіанскія. Омоемся слезами покаянія, очистимся, примиримся съ Богомъ и Онъ примирится съ нами, и, какъ мякину развѣетъ и уничтожитъ всѣхъ враговъ Царя и народа. Се не воздремлетъ, ниже уснетъ храняй Израиля (Псал. 120, 4)! Попечемся другъ о другѣ — богатые о бѣдныхъ; сильные и знатные о незнатныхъ и простыхъ и немощныхъ; будемъ утирать слезы у вдовъ и сиротъ, стонущихъ въ своей безъисходной бѣдности и нерѣдко проклинающихъ участь свою, доходящихъ до отчаянія, а вѣдь ихъ не мало, и ихъ вопли доходятъ до Бога. Бросимъ роскошь, которая есть врагъ и бичь милосердія и къ которой мы такъ охотно привыкаемъ. Подѣлимся охотно съ неимущими, нуждающимися въ кускѣ хлѣба, въ одеждѣ, въ пристанищѣ. Простите мнѣ, что я часто напоминаю вамъ объ этомъ: мой долгъ — будить во всѣхъ чувство милосердія; ибо только милостивые помилованы будутъ. Мы всѣ во Христѣ члены другъ другу, а въ тѣлѣ если страдаетъ одинъ членъ, съ нимъ страдаютъ всѣ (Матѳ. 5, 7; 1 Кор. 12, 26). Покойный ГОСУДАРЬ заботился о всѣхъ насъ, какъ добрый Пастырь всей Русской земли и за насъ положилъ жизнь Свою. Мы попечемся другъ о другѣ; никто не сторонись отъ милосердія, если хочешь быть Христовымъ и по праву называться христіаниномъ, — а если будешь немилостивъ, то и самъ не получишь милости отъ Бога. Какою мѣрою мѣрите, такою, сказано, возмѣрится вамъ (Лук. 6, 38). Аминь.

Источникъ: Слова на Высокоторжественные дни Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева, произнесенныя въ разное время въ Кронштадтскомъ Андреевскомъ Соборѣ. — Изданіе Кронштадтскаго Андреевскаго Приходскаго Попечительства. Выпускъ VII. (изданіе 1-е). — Кронштадтъ: Печатано въ Типо-Литографіи Д. М. Комарова, 1888. — С 71-77.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0