Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа.

Слово въ недѣлю по Просвѣщеніи.

Нынѣшній воскресный день называется недѣлею по Просвѣщеніи, или недѣльнымъ днемъ, въ который не должно заниматься обычными житейскими дѣлами мірскими, земными, а дѣлать дѣла спасенія души своей, — по просвѣщеніи, т. е. по крещеніи, которое и прежде и нынѣ называлось и называется просвѣщеніемъ, потому что чрезъ крещеніе подается отъ Бога духовный свѣтъ душамъ нашимъ, свѣтъ богопознанія и благочестія, знакомъ чего служатъ доселѣ свѣтильники или восковыя свѣчи при купели возжигаемыя, а также зажженныя свѣчи въ рукахъ воспріемника и воспріемницы. Свѣтъ этотъ духовный, нетлѣнный, вѣчный, сообщаемый душамъ нашимъ — есть Самъ Христосъ Богъ нашъ, Свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка приходящаго въ міръ; тьма же духовная — есть грѣхъ, или виновникъ и начальникъ грѣха князь тьмы, діаволъ, омрачающій и прельщающій человѣческій родъ грѣхомъ, научающій всякому грѣху и влекущій человѣка въ вѣчную погибель. Сообразно такому значенію нынѣшняго воскреснаго дня, читается и евангеліе за обѣдней о пришествіи Іисуса Христа изъ города Назарета, гдѣ Онъ жилъ и былъ воспитанъ, — въ языческую Галилею, къ людямъ, сѣдящимъ во тьмѣ въ странѣ и тѣни смертнѣй, и о просвѣщеніи ихъ, какъ предсказалъ пророкъ Исаія за 700 лѣтъ до пришествія Христа на землю, говоря: земля Завулонова и земля Нефѳалимова, на пути приморскомъ, за Іорданомъ, Галилея языческая, народъ сѣдящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ великій, и сѣдящимъ въ странѣ и тѣни смертной возсіялъ свѣтъ (Матѳ. 4, 15-16; Ис. 9, 1-2). А. какъ просвѣщеніе духовное совершается чрезъ искреннее покаяніе во грѣхахъ, которые — настоящая тьма, тьма вѣчная и мука вѣчная, — то Господь, поселившійся въ этой странѣ тьмы и тѣни смертной, началъ проповѣдывать и говорилъ: покайтесь, ибо приблизилось царствіе небесное (Матѳ. 4, 17). И такъ, истинное покаяніе прогоняетъ грѣховную тьму, грѣхъ и виновника грѣха діавола, живущаго и царствующаго въ сердцахъ грѣшниковъ, и водворяетъ въ сердцѣ вѣрующаго и покаявшагося царство небесное, царство правды, мира и радости въ Духѣ Святомъ, царство Христово. Вотъ содержаніе и смыслъ нынѣшняго евангелія; въ немъ говорится о духовномъ просвѣщеніи нашемъ, о покаяяіи во грѣхахъ, о близости къ намъ теперь, съ пришествіемъ Христа Бога на землю, — царства небеснаго, царства благодати, которое есть Церковъ Его, это благодатное на землѣ царство, — въ которомъ подаются намъ вся Божественныя силы къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3): потому и слово сегодня должно быть о просвѣщеніи христіанскомъ. — Всѣ ли мы просвѣщенные христіане? Всѣ ли живемъ во всегдашнемъ, искреннемъ покаяніи, какъ всегдашніе грѣшники, повинные суду Божію, или прилагаемъ грѣхи ко грѣхамъ? стараемся ли усердно дѣлать дѣла благія, для коихъ мы и созданы; или мы осуетились, измельчали и гоняемся за мечтами своего сердца? Эти вопросы я задалъ себѣ и вамъ — для того, чтобы показать, что истинное христіанское просвѣщеніе состоитъ въ познаніи себя или того: кто — мы, и для чего — мы? чѣмъ мы были въ началѣ, когда сотворены Богомъ; чѣмъ мы стали по учиненіи грѣха, и чѣмъ непремѣнно быть должны; далѣе, истинное христіанское просвѣщеніе состоитъ въ искреннемъ, дѣятельномъ, а не пустомъ, формальномъ, фальшивомъ покаяніи, отбываемомъ многими изъ насъ всякій годъ въ указанные дни и несопровождаемомъ въ послѣдствіи плодами покаянія — исправною жизнію, дѣлами правды, милости, воздержанія, чистоты и святости, ревностнымъ стремленіемъ къ совершенству христіанскому, по писанію: будьте вы совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ небесный (Матѳ. 5, 48), — далѣе, для того, чтобы показать — что истинное, христіанское просвѣщеніе состоитъ не въ грамотности только, или изученіи разныхъ наукъ, касающихся до земли и того что на землѣ, или до неба и небесной механики, — и даже не въ изученіи собственно христіанской науки богопознанія, — потому что можно быть и грамотнымъ и богословомъ и не имѣть въ душѣ истиннаго просвѣщенія, можно даже быть, какъ и бываетъ на дѣлѣ, человѣкомъ совершенно омраченнымъ тьмою страстей; а оно, т. е. христіанское просвѣщеніе состоитъ въ просвѣщеніи сердечныхъ очей свѣтомъ Евангелія Христова, въ удаленіи съ помощію благодати Христовой чрезъ покаяніе и молитву отъ всякой тьмы страстей, въ удаленіи отъ себя лукавства, невѣрія, самолюбія, самомнѣнія, злобы, гордости, гнѣва, ненависти, зависти, осужденія другихъ, жестокосердія и корыстолюбія, въ удаленіи отъ праздности и суетности, или отъ пагубнаго искусства коротать и убивать время, напримѣръ въ картежной игрѣ и разныхъ зрѣлищахъ въ родѣ театровъ и цирковъ; отъ неправды и лихоимства, — отъ нечистой прелюбодѣйной жизни, отъ чтенія пустыхъ книгъ, можетъ быть заключающихъ въ себѣ искустную хитроумную ткань и игру словъ и искусство владѣнія языкомъ, но въ существѣ своемъ не заключающихъ въ себѣ никакого назиданія и оставляющихъ только сожалѣніе о потраченномъ на нихъ времени. И такъ христіанское просвѣщеніе, возлюбленные братія и сестры, состоитъ въ искренней вѣрѣ во Христа, въ познаніи себя, въ нелицемѣрномъ покаяніи и удаленіи отъ зла и во всегдашнемъ стремленіи къ христіанской добродѣтели и совершенству ради вѣчнаго блаженства въ Богѣ и съ Богомъ. Если ты позналъ, что ты персть и прахъ, что ты смрадъ грѣха, что ты грѣшникъ, всегда достойный Божіяго наказанія; если ты незлобивъ и простосердеченъ, кротокъ, смиренъ сердцемъ, миренъ и миролюбивъ, терпѣливъ и самоотверженъ, любишь правду, стоишь за нее и презираешь неправду; если ты искренно доброжелателенъ, милостивъ и сострадателенъ; если ты воздерженъ, чистосердеченъ, уважаешь чистоту и непорочность, ненавидишь праздность и праздныя забавы, а день и ночь поучаешься въ исполненіи Евангелія, — этой премудрой, животворной, праведной, вѣчной науки наукъ; то ты обладаешь нетлѣннымъ христіанскимъ, а не призрачнымъ мірскимъ, исчезающимъ, подобно метеору, просвѣщеніемъ, и ты недакеко отъ царствія Божія, — или царствіе Божіе уже внутрь тебе есть (Лук. 17, 21); съ чѣмъ дай Богъ намъ и поздравить себя нѣкогда. Аминь.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 328-332.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0