Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣды о Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ міра.

Б) О Богѣ — Творцѣ міра.
Бесѣда пятая.

Тѣмъ (Сыномъ Божіимъ) создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствія, аще начала, аще власти: всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16).

О Богѣ — Творцѣ міра.

Когда говорится, братія, что Богъ сотворилъ міръ; то разумѣется чрезъ это, что а) его сотворилъ Богъ, во Святой Троицѣ покланяемый, т. е. Отецъ, Сынъ и Святый Духъ. Такъ, въ самомъ сѵмволѣ вѣры Богъ Отецъ называется Творцемъ, о Сынѣ Божіемъ говорится, что чрезъ Него все стало — Имже вся быша — а Духъ Святый называется Животворящимъ; — б) сотворилъ однимъ словомъ или повелѣніемъ: Той рече, и быша: Той повелѣ, и создашася (Псал. 32, 9; 148, 5); — в) сотворилъ, или иначе привелъ его изъ совершеннаго небытія въ бытіе; — г) сотворилъ по одной благости Своей, но отнюдь не по нуждѣ какой-либо, потому что вседовольный и всеблаженный Богъ ни въ комъ и ни въ чемъ не нуждается; — д) что со времени творенія началось время или теченіе, послѣдованіе вещей однихъ за другими, а до сотворенія міра не было времени; дотолѣ была только вѣчность всегда постоянная, ни начала ни конца не имѣющая, или лучше сказать, — былъ только вѣчный Богъ во Святой Троицѣ.

Богъ прежде всего сотворилъ міръ духовный, — умныя и словесныя Силы небесныя, или Ангельскіе чины; потомъ — видимый нами міръ и наконецъ человѣка, который по душѣ принадлежитъ къ міру духовному, а по тѣлу — къ міру вещественному; почему и называется малымъ міромъ. Прежде всего, поэтому, мы и будемъ говорить, братія, о сотвореніи Ангеловъ, и именно скажемъ о томъ, что они дѣйствительно есть и сотворены прежде міра видимаго; о ихъ природѣ, числѣ и степеняхъ.

Есть ли Ангелы? Есть люди, которые имѣютъ несчастіе отвергать міръ невидимый, цѣлый міръ духовъ, вопреки яснымъ свидѣтельствамъ Свящ. Писанія и свидѣтельствамъ св. мужей, которые сами на землѣ уподобились, по святости жизни и любви къ Богу, небеснымъ Силамъ и были въ содружествѣ съ ними. Кому же больше надобно вѣрить? Какъ во всякомъ другомъ, такъ особенно въ этомъ дѣлѣ, конечно, Свящ. Писанію и святымъ Божіимъ. Что Ангелы есть, это выше всякаго сомнѣнія.

Вникнемъ, — отчего нѣкоторые люди говорятъ, что нѣтъ Ангеловъ. Оттого, что они не видятъ доказательствъ ихъ бытія; а вѣрить просто — не хотятъ: имъ хочется все видѣть, осязать словомъ — испытать: между тѣмъ они не видятъ, ни осязаютъ ихъ. Это — люди, руководствующіеся даже и въ вѣрѣ низшею своею природою — чувствами. Но въ этомъ случаѣ самая слѣпота такихъ людей нѣкоторымъ образомъ доказываетъ то, что Ангелы на самомъ дѣлѣ есть. Такъ, слѣпецъ не видитъ солнца, луны и звѣздъ, украшающихъ небо и освѣщающихъ землю, но это невидѣніе доказываетъ только то, что онъ — слѣпъ. Свѣтила сіяютъ независимо отъ того, видитъ онъ ихъ или нѣтъ. Также и бытіе ангеловъ не зависитъ, конечно, отъ того, видимъ ли мы ихъ окомъ вѣры, или, — такъ какъ мы не хотимъ возвыситься надъ перстію, изъ которой созданы, и не видимъ ничего дальше земли, — потому самому не примѣчаемъ слѣдовъ бытія не только свѣтлыхъ духовъ, но и можетъ быть, — многаго другаго; есть до того потемнѣвшія душевныя очи у нѣкоторыхъ людей, что они не вѣрятъ даже въ духовное Солнце, все просвѣщающее и оживотворяющее. Но это, братія, тяжкая болѣзнь души, слѣпота духовная. Спросимъ объ Ангелахъ людей святыхъ и благочестивыхъ: и они докажутъ намъ ясно, какъ день, бытіе міра духовнаго.

Впрочемъ, кто хочетъ и изъ видимаго увѣриться въ невидимомъ мірѣ духовъ, тотъ и съ этой стороны не останется безъ увѣренія: нужно только вниманіе. Начиная съ человѣка до былинки — все свидѣтельствуетъ о невидимомъ. То, что въ насъ мыслитъ, чувствуетъ, есть невидимое. И вообще все, что мы называемъ жизнью видимыхъ тварей, животныхъ и растеній, есть именно невидимое; потому что видимое вянетъ, сохнетъ, тлѣетъ, разрушается, когда невидимое оставляетъ его. Если же невидимое, духовное составляетъ жизнь всего даже у насъ на землѣ; то станемъ ли мы думать, что нѣтъ особаго, обширнѣйшаго міра невидимаго, чисто духовнаго?

Священ. Писаніе рѣшительно удостовѣряетъ насъ, братія, въ существованіи особаго міра духовъ. Кто читалъ или слушалъ книги Ветхаго и Новаго Завѣта, тотъ можетъ имѣть вѣрное и ясное понятіе объ Ангелахъ, какъ слугахъ Царя Небеснаго. Укажемъ нѣсколько примѣровъ. Напримѣръ: Ангелы вмѣстѣ съ Господомъ гостятъ у Авраама (Быт. гл. 18); Ангелы спасаютъ Лота изъ погибающаго Содома (Быт. гл. 19); Патріархъ Іаковъ наяву встрѣчается на пути съ полками Ангеловъ и во снѣ видитъ ихъ восходящихъ на небо и нисходящихъ на землю (Быт. гл. 28); Архистратигъ силы Господней является Іисусу Навину и распоряжаетъ чудесное завоеваніе Іерихона (Нав. 5, 14 и дал.); Исаія видитъ Серафимовъ, окружающихъ престолъ Господень, и отъ одного изъ нихъ принимаетъ огненное очищеніе (Ис. гл. 6); Даніилъ пророкъ видитъ тысящи тысящъ служащихъ Ветхому денми и тмы темъ предстоящихъ Ему (Дан. 7, 10). Ангелъ возвѣщаетъ безсѣменное зачатіе Спасителя (Лук. 1, 35); цѣлое воинство Ангеловъ воспѣваютъ рождество Спасителя (Лук. 2, 13) и т. д. Такъ несомнѣнно бытіе Ангеловъ.

Когда же сотворены Ангелы? Они сотворены прежде видимаго міра: на это есть указаніе въ книгѣ Іова. Въ ней говорится, что тогда, какъ сотворены были звѣзды, уже хвалили Бога — Его Ангелы, значитъ были уже до сотворенія міра. Егда сотворены быша звѣзды, говоритъ Господь, восхвалиша Мя гласомъ веліимъ вси Ангели Мои (Іов. 38, 7). Творецъ Ангеловъ есть Сынъ Божій, чрезъ Котораго все сотворено. Объ этомъ свидѣтельствуетъ св. апостолъ Павелъ. Тѣмъ, т. е. Сыномъ Божіимъ, говоритъ онъ, создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствія, аще начала, аще власти, т. е. всѣ чины Ангельскіе, — всяческая Тѣмъ и о Немъ (чрезъ Него) создашася (Кол. 1, 16).

Что касается природы Ангеловъ: то они, какъ мы сказали уже отчасти выше, — духи, чисто безплотные, крѣпостію и силою большіе насъ (Псал. 102, 20; 2 Петр. 2, 11). Такъ, напр. одинъ Ангелъ въ одну ночь избилъ нѣкогда сто восемьдесятъ пять тысячь Ассирійскаго войска (4 Цар. 19, 35); равно также — умомъ и волею они совершеннѣе насъ, потому что постоянно ходятъ во свѣтѣ лица Божія. Если Ангелы представляются на иконахъ крылатыми мужами, то это, братія, потому, что они мужами являлись на землѣ людямъ, чтобы люди не боялись ихъ, видя въ нихъ свою природу, свой видъ; на самомъ же дѣлѣ они не имѣютъ плоти, и, значитъ, никакихъ членовъ тѣлесныхъ: ни головы, ни языка, ни крыльевъ, ни рукъ, ни ногъ, ничего тѣлеснаго; почему и называются въ Свящ. Писаніи вездѣ духами — также, какъ и Господь Богъ называется Духомъ, хотя Онъ есть Духъ совершеннѣйшій всякаго сотвореннаго духа. Если въ Свящ. Писаніи говорится о языкѣ Ангеловъ, о ихъ славословіи Господа; то это говорится по человѣчески, чтобы намъ понимать сколько-нибудь ангельское славословіе. На самомъ же дѣлѣ они славословятъ Бога не голосомъ, не языкомъ какъ мы, а духовно, умнымъ образомъ. Св. Церковь говоритъ объ ихъ славословіи такъ: «безтѣлесными устнами и умными усты ангельстіи чини непрестанное пѣніе приносятъ Твоему неприступному Божеству, Господи» [1]. На нынѣшній разъ довольно объ Ангелахъ.

Прославимъ и возблагодаримъ Господа, сотворившаго весь міръ, а въ томъ числѣ и насъ единственно по благости Своей, и научимся никогда не забываться въ жизни, памятуя, что мы призваны къ жизни изъ совершеннаго ничтожества, и не имѣемъ ничего ни въ себѣ, ни около себя своего, а все — Божіе. Иногда люди дерзаютъ отвергать ту или другую, открытую въ Свящ. Писаніи истину, то или другое правило вѣры и жизни христіанской. Ахъ! если бы они помнили, что они сами такъ недавно вызваны изъ ничтожества. Напримѣръ говорятъ; «я существую, живу, а Ангелы не существуютъ». Но исчислимъ лѣта своей жизни и спросимъ себя: что мы были прежде, чѣмъ начали сначала другіе считать дни, мѣсяцы и годы, а потомъ уже мы сами — годы нашей жизни? Мы были ничто, или лучше: насъ не было. Чѣмъ мы будемъ послѣ, когда тѣло наше разлучится съ душею? Тѣло обратится въ землю, т. е. для чувствъ опять будетъ ничѣмъ, а душа будетъ въ невидимомъ мѣстѣ духовъ отшедшихъ изъ этой жизни людей. Что же значитъ наша земная жизнь? За нѣсколько лѣтъ насъ не было и черезъ нѣсколько лѣтъ опять насъ не будетъ. Это — мимолетная тѣнь жизни. Вотъ тамъ — на небѣ — будетъ жизнь наша. Нѣтъ, удобнѣе согласиться, что мы не существуемъ на землѣ, или ходимъ на ней подобно призраку (Псал. 38, 7), чѣмъ согласиться, что Ангелы не существуютъ. Мы въ самой жизни своей, отъ грѣховъ нашихъ тлѣемъ духовно [2] и тѣлесно: а можно ли назвать тлѣніе жизнію? Между тѣмъ Ангелы, какъ чистые духи, по природѣ своей — нетлѣнны и безсмертны. Объ нихъ-то именно, послѣ Господа Бога, и слѣдуетъ сказать, что они живутъ. Да, они живутъ, безъ всякаго сомнѣнія, и немолчно славословятъ своего Творца, Котораго не умѣемъ по достоинству славословить мы. А и они и мы имѣемъ одинаковое назначеніе — славословить Творца.

Поучимся же у нихъ приносить постоянную славу и благодареніе Создателю міра за Его безконечную благость къ Своимъ тварямъ, за приведеніе ихъ къ жизни и блаженству. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Служба 8 ноября безплотнымъ силамъ, на литіи стихира, гласъ 2.
[2] «Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Христе, страстей море укроти...».

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 22-28.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0