Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣды о Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ міра.

А) О Богѣ — Пресвятой Троицѣ.
Бесѣда четвертая.

Равна Отцу Сына и Святаго Духа вѣровахомъ быти, Святую Троицу въ Божествѣ единомъ (Троиченъ, «Постн. Тріодь», л. 54).

Св. Кириллъ Іерусалимскій говоритъ въ одномъ изъ своихъ поученій: «не иную славу имѣетъ Отецъ, не иную и Сынъ: но одну и туже, равно какъ и Святый Духъ»; въ другомъ: «Сынъ всегда имѣетъ царственное достоинство, сѣдитъ вмѣстѣ со Отцемъ, есть Богъ и Премудрость и сила»; и еще въ иномъ: Духъ Святый почтенъ равною славою Божества «со Отцемъ и Сыномъ: въ немъ имѣютъ нужду Престолы и Господства, Начала и Власти», — т. е. прибавимъ отъ себя, всѣ чины ангельскіе. «Ибо единъ есть Богъ, Отецъ Христа, и единъ Господь Іисусъ Христосъ, единородный Сынъ единаго Бога; единъ и Духъ Святый, все освящающій и боготворящій, говорившій въ законѣ и пророкахъ, въ Ветхомъ Завѣтѣ и въ Новомъ» [3].

И такъ, братія, три Лицá единаго Бога совершенно равны между Собою — и вы слышали свидѣтельства о Ихъ равенствѣ изъ Божественнаго Писанія и изъ ученія св. отца Церкви. Но эти свидѣтельства вы можете забыть, какъ забывается часто вообще все, что чрезъ повтореніе не утверждается болѣе и болѣе въ нашей памяти. Поэтому указываемъ вамъ на свидѣтельства или на ученіе объ этомъ предметѣ, которое вы можете слышать и сами повторять очень часто. Въ церкви Божіей во время всякаго богослуженія каждый можетъ слышать сѵмволъ вѣры православной, въ которомъ мы исповѣдуемъ Сына Божія единороднаго, какъ Бога истинна отъ Бога истинна, единосущна Отцу, Имже вся быша, т. е. все сотворено, — и Духа Святаго, какъ Господа животворящаго, со Отцемъ и Сыномъ спокланяема и сславима — и этими словами признаемъ совершенное равенство Ихъ между Собою. Кромѣ того, всѣ предстоящіе въ храмѣ слышатъ, какъ священникъ въ своихъ возгласахъ, или чтецъ въ краткихъ славословіяхъ и окончаніяхъ молитвъ, отъ лицá всей Церкви часто возсылаютъ единую славу и честь Отцу и Сыну и Святому Духу. Особенно въ возгласахъ священника ясно показано и единосущіе и равенство Лицъ Божественныхъ. Какъ единый Богъ въ трехъ Лицахъ, Отецъ, Сынъ и Святый Духъ всегда упоминаются вмѣстѣ, съ возношеніемъ общей ихъ державы, царства, силы и славы, напримѣръ: «яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа»; или: «яко Ты еси Богъ нашъ, и Тебѣ славу возсылаемъ: Отцу и Сыну и Святому Духу»; или еще: «Ты бо еси Царь мира и Спасъ душъ нашихъ, и Тебѣ славу возсылаемъ: Отцу и Сыну и Святому Духу» и проч. [4].

Будемъ же, братія, всегда чтить одинаковымъ и нераздѣльнымъ поклоненіемъ Отца и Сына и Святаго Духа, — Божество единоцарственное и сопрестольное. Если будемъ молиться Отцу небесному, приведемъ себѣ на память въ тоже время и Сына Его единороднаго и единосущнаго, и равночестнаго Отцу Духа Святаго, отъ Отца исходящаго, и поклонимся тремъ Ли́цамъ во единомъ существѣ. Если будемъ приносить молитву Сыну Божію: то, испрашивая у Него потребныхъ благъ, или принесши Ему благодареніе за Его благодѣянія къ намъ, возшлемъ вмѣстѣ съ Нимъ славу безначальному Его Отцу съ Пресвятымъ и благимъ и животворящимъ Его Духомъ. А когда будемъ испрашивать благъ у Духа Божія: тогда опять прославимъ имя Его со Отцемъ и единороднымъ Его Сыномъ. Всѣ три Лицá Пресвятыя Троицы, какъ самостоятельныя, даруютъ намъ — кромѣ общихъ всѣмъ Имъ — особенныя блага, но, какъ Ли́ца единосущныя, Они участвуютъ и въ дарованіи благъ, ниспосылаемыхъ отъ того или другаго Лицá порознь, такъ какъ у Нихъ одна воля и одно хотѣніе.

Каждый разъ, во всякой молитвѣ, «Отца прославимъ, Сына превознесемъ, Божественному Духу вѣрно поклонимся, Троицѣ нераздѣльнѣй, Единицѣ по существу, яко Свѣту и Свѣтомъ, и Животу и Животомъ» [5].

«Тріѵпостасная Единице, Отче, Сыне и Ду́ше Живый, едино Божество, едино царство, Тебе хвалятъ незаходимаго Свѣта ангельская воинства, и мы, сущіи на земли, поемъ, благословимъ и превозносимъ во вся вѣки» [6]. Этою бесѣдою заключаемъ ученіе о Пресвятой Троицѣ, или о Богѣ, каковъ Онъ въ Себѣ Самомъ. Въ слѣдующихъ бесѣдахъ будемъ говорить о Богѣ, какъ о Творцѣ міра. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Изъ сѵмвола св. Аѳанасія.
[2] Сѵмволъ св. Григорія Чудотворца.
[3] Огласит. поученіе 6-е, стр. 91; 4-е, стр. 62; 16-е, стр. 348.
[4] См. послѣдованіе утрени.
[5] «Постная Тріодь», стр. 13 на обор. Троиченъ.
[6] Стр. 213 тамъ же.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 17-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0