Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣды о Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ міра.

А) О Богѣ — Пресвятой Троицѣ.
Бесѣда третья.

Не три Бога славимъ, но едино Божество; три же воистину Ѵпостаси чтимъ: Отца нерожденна, и рожденна Сына отъ Отца, и исходна отъ Отца Святаго Духа (Троиченъ «Постн. Тріодь», л. 224 на об.).

Въ чемъ же состоитъ личное различіе Отца отъ Сына и Святаго Духа, равно какъ Сына отъ Отца и Святаго Духа, и Святаго Духа отъ Отца и Сына?

Богъ Отецъ различается отъ Сына и Святаго Духа тѣмъ, что онъ имѣетъ бытіе, жизнь Самъ отъ Себя, или, какъ говоритъ св. Писаніе, имать животъ въ Себѣ (Іоан. 5, 26), т. е. Онъ ни отъ кого не сотворенъ, не рожденъ и не исходитъ, а Самъ раждаетъ, или — лучше сказатъ — родилъ прежде всѣхъ вѣковъ Сына, и производитъ Духа Святаго. Потому-то Богъ Отецъ въ порядкѣ Божескихъ Лицъ и занимаетъ, обыкновенно, первое мѣсто и называется первымъ Лицемъ Св. Троицы.

Когда мы представляемъ, братія, что Богъ Отецъ раждаетъ Сына: то этого рожденія не надобно представлять подобнымъ нашему человѣческому рожденію. Насъ раждаютъ матери въ болѣзняхъ, и мы при рожденіи обыкновенно отдѣляемся отъ матери. Божественное рожденіе со всѣмъ не таково. Богъ есть Духъ; въ Немъ нѣтъ и не можетъ быть никакихъ частей, какія есть у человѣка: нѣтъ у Него ни главы, ни рукъ, ни ногъ, словомъ, ничего такого, чтó есть у человѣка. Потому и при рожденіи Божіемъ не можетъ быть ни страданія, ни отдѣленія какого-либо. Какъ Духъ, Богъ и раждаетъ духовно, непостижимо для насъ, какъ то знаетъ Онъ Самъ, Сынъ и Духъ Святый; Богъ раждаетъ или родилъ Сына прежде всѣхъ вѣковъ, вѣчно; не было времени, когда бы Отецъ не былъ Отцемъ Сына, какъ не было времени, когда бы Онъ не былъ Богомъ. «Когда ты слышишь о Богѣ раждающемъ», говоритъ св. Кириллъ Іерусалимскій, «не впади въ помышленія плотскія, не разумѣй рожденія тлѣннаго, дабы не сдѣлаться нечестивымъ. Богъ есть Духъ, и рожденіе духовное. Отъ тѣлъ тѣлá и раждаются, и для рожденія тѣлеснаго потребно извѣстное продолженіе времени. Напротивъ рожденіе Сына отъ Отца — безъ посредства времени. При томъ, раждаемое у людей раждается несовершеннымъ; но Сынъ Божій родился совершеннымъ. Ибо что Онъ теперь есть, тѣмъ отъ начала есть, бывъ рожденъ безначально. Мы, раждаясь, изъ состоянія младенческаго неразумѣнія переходимъ въ состояніе разсудка. Рожденіе твое, человѣкъ, несовершенно. Возстаніе твое бываетъ постепенно. Но о томъ рожденіи (Божіемъ) не думай такъ и не обвиняй Родившаго въ слабости. Сынъ Божій родился во всемъ подобнымъ Родившему Его; родился — какъ Жизнь отъ Жизни, Свѣтъ отъ Свѣта, Истина отъ Истины, Премудрость отъ Премудрости, Царь отъ Царя, Богъ отъ Бога. При томъ Богъ Отецъ родилъ Премудрость, но Самъ не остался безъ Премудрости, родилъ Силу, но не изнемогъ; родилъ Бога, но Самъ не лишился Божества и ничего не потерялъ, не умалился, не измѣнился; равно и Рожденный не имѣетъ никакого недостатка: совершенъ Родившій, совершенно и Рожденное; Родившій Богъ, Богъ и Рожденный. Говорить, что Богъ Отецъ, по размышленіи, во времени сдѣлался Отцемъ, есть величайшее нечестіе. Ибо Богъ прежде не былъ безъ Сына и не сдѣлался Отцемъ послѣ — во времени, но всегда имѣетъ Сына, родивши Его такъ какъ Самъ Одинъ зналъ, прежде всѣхъ вѣковъ, родивши несравненно скорѣе, нежели какъ у насъ раждаются словá и мысли. Ибо мы, произнося словá во времени, употребляемъ на это время; но рожденіе силою Божіею совершаемое не имѣетъ времени. Богъ не привелъ Сына Своего изъ небытія въ бытіе (какъ напр. Ангеловъ), не принялъ въ усыновленіе такое лице, которое не было сыномъ, но бывъ вѣчнымъ Отцемъ, вѣчно и неизреченно родилъ единаго только Сына, Который не имѣетъ брата. Не два начала, но одно Начало — Отецъ — Глава Сына» [1].

Таково рожденіе Сына отъ Отца и таково Ихъ различіе. Отецъ родилъ Сына и далъ Ему Самому животъ имѣти въ Себѣ (Іоан. 5, 26). Сынъ родился, получилъ жизнь отъ Отца прежде всѣхъ вѣковъ, не разлучившись отъ Его существа.

Когда же мы слышимъ, что Богъ Отецъ, родивши прежде всѣхъ вѣковъ Сына, производитъ и Духа Святаго: то и это произведеніе или — лучше — исхожденіе должны представлять не чувственно, т. е. не по человѣчески, а — духовно, какъ одинъ Богъ знаетъ, равно какъ должны признавать Его отличнымъ отъ рожденія, хотя мы и не знаемъ, чѣмъ различается рожденіе отъ исхожденія. Духъ Святый также вѣчно исходитъ отъ Отца, какъ и Сынъ вѣчно родился отъ Отца; — исходитъ, но никогда не отдѣляется отъ Отца. Егда же пріидетъ Утѣшитель, говоритъ Спаситель, утѣшая учениковъ Своихъ въ приближавшейся съ Нимъ разлукѣ, Егоже Азъ послю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Иже отъ Отца исходитъ, Той свидѣтельствуетъ о Мнѣ (Іоан. 15, 26). Такъ ясно учитъ св. Писаніе объ исхожденіи Святаго Духа Бога отъ Бога Отца, — и только отъ Него единаго, а не отъ Сына вмѣстѣ, какъ учатъ нѣкоторые. Въ сѵмволѣ вѣры нашей о Духѣ Святомъ мы читаемъ: (вѣрую) и въ Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже отъ Отца исходящаго. И здѣсь тоже нѣтъ слова: «и отъ Сына». А этотъ сѵмволъ вѣры древнѣе всѣхъ нововведеній, допущенныхъ неправославными въ ученіе вѣры, и въ важнѣйшихъ мѣстахъ своихъ заимствованъ почти слово въ слово изъ св. Писанія; весь же вообще — основанъ на св. Писаніи.

Итакъ, братія, будемъ вѣровать въ Духа Святаго, Господа животворящаго, отъ Отца исходящаго. Кто прибавитъ «и отъ Сына», тотъ будетъ еретикомъ, неправославнымъ. Такъ должны мы вѣровать на томъ основаніи, что въ св. Писаніи нигдѣ нѣтъ ни одного слóва о вѣчномъ исхожденіи Духа Святаго «и отъ Сына», хотя есть нѣсколько мѣстъ, въ которыхъ говорится о временномъ посольствѣ Его въ міръ «чрезъ Сына» Божія. Слыша же, что Духъ Святый называется животворящимъ, мы должны представлять себѣ, что Богъ Духъ Святый вмѣстѣ съ Богомъ Отцомъ и Сыномъ даетъ жизнь всякой твари — разумной и неразумной, одушевленной и неодушевленной: небесныя и земныя твари получили жизнь отъ Него, особенно же Ангелы и человѣки своею духовною жизнію и преспѣяніемъ въ ней обязаны животворящему Духу Божію. Святымъ Духомъ всяка душа живится и чистотою возвышается [2].

Таково различіе Святаго Духа отъ Отца и Сына. Духъ Святый исходитъ, но не раждается отъ Отца, — исходитъ прежде всѣхъ вѣковъ, какъ Сынъ родился прежде всѣхъ вѣковъ. Не было времени, когда бы у Отца не было Духа, отъ Него исходящаго. Хотя исхожденіе Святаго Духа отлично отъ рожденія Сына, но въ чемъ состоитъ это различіе, — мы не знаемъ, потому что св. Писаніе этого не открыло. Св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: Отецъ есть Источникъ и вина Сына и Святаго Духа, но единаго только Сына — Отецъ, Духа же Святаго Производитель [3].

Въ заключеніе нашей бесѣды не излишне напомнить, что Богъ Отецъ, отъ вѣчности родившій Сына, и также отъ вѣчности производящій Духа Святаго, благоволитъ называться и нашимъ Отцомъ. Сынъ его единородный говоритъ намъ: Отца не зовите себѣ на земли: единъ бо есть Отецъ вашъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 23, 9), и далъ намъ самую молитву, въ которой повелѣлъ всѣмъ намъ называть Бога Отца, Иже есть на небесѣхъ, нашимъ Отцемъ. Не посрамимъ же себя дѣлами противными Ему. Будемъ послушны во всемъ Отцу Господа нашего Іисуса Христа, и Отцу нашему по благодати; будемъ молиться, чтобы и на землѣ было царство Его, царство мира и любви, чтобы и на землѣ была воля Его, какъ на небѣ. Будемъ стараться жить въ любви, какъ чада одного Отца небеснаго и тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла, и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Дѣти пусть чаще вспоминаютъ о Сынѣ Божіемъ, Который не знаетъ другой воли, кромѣ воли Отца (Іоан. 5, 19. 30); пусть и они научатся во всемъ повиноваться родителямъ — если воля родителей законна — и всегда почитать ихъ, какъ посредниковъ нашихъ въ божественномъ дарѣ жизни. Всѣ же, и отцы и дѣти, мужи и жены, старцы и юноши будемъ покланяться Тріѵпостасному Божеству: Сыну во Отцѣ со Святымъ Духомъ, Духу отъ Отца исходящему и въ Сынѣ почивающему [4]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Огласит. поученіе 11-е, стр. 190, 188, 200, 191, 196 и 197.
[2] [«Октоихъ»], Антифонъ 4-го гласа.
[3] Богородиченъ св. Іоанна Дамаскина въ рус. пер. стр. 41 и 42.
[4] Стихиры на вел. вечерни въ Пятьдесятницу, гласъ 2, стих. 9.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 11-16.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0