Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣды о Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ міра.

А) О Богѣ — Пресвятой Троицѣ.
Бесѣда вторая.

Въ Троицѣ единаго Бога славлю: Отца, Сына, и Духа; Единицу про́стую, Троицу честну́ю, Начало предначальное (Троиченъ, «Постная Тріодь», л. 212).

По особенной важности ученія о Пресвятой Троицѣ для каждаго христіанина, имя трехъ Лицъ Божественныхъ: Отца и Сына и Святаго Духа у потребляется Церковію, — и въ храмѣ при Богослуженіи, и даже въ домахъ вѣрующихъ при совершеніи разныхъ молитвословій — очень часто, какъ часто употреляется имя царя между его подданными, какъ сынъ весьма часто называетъ своего отца; облагодѣтельствованный — своего благодѣтеля; другъ — имя друга; рабъ — имя своего господина. И Богъ нашъ, въ Троицѣ покланяемый, въ преимущественномъ и высшемъ смыслѣ, точно, братія, есть для насъ и Царь, и Отець, и Благодѣтель (Мал. 1, 6. 14). Поэтому не знать и не чтить, какъ должно, Пребожественной Троицы со стороны христіанина было бы и безумною дерзостью, и неблагодарностыо. Всякій подданный знаетъ, хотя по имени, своего царя; знаетъ о его державѣ, власти и силѣ, благоговѣетъ предъ священною его особою; облагодѣтельствованный часто и съ удовольствіемъ вспоминаетъ и говоритъ о своемъ благодѣтелѣ. Даже волъ знаетъ владѣющаго имъ, и оселъ — ясли господина своего (Ис. 1, 3). Какъ же намъ не знать, что надъ всѣми людьми и надъ всѣмъ міромъ — держава, царство, сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа? Какъ человѣку, получившему отъ Святой Троицы всѣ дары, начиная съ жизни до струи воздуха имъ вдыхаемаго, не вспоминать часто и съ должнымъ благоговѣніемъ о тріединомъ Благодѣтелѣ своемъ? О Немъ бо, говоритъ св. апостолъ о Богѣ, живемъ и движемся и есмы (Дѣян. 17, 28).

Такъ, братія, каждому изъ насъ непремѣнно нужно и правильно знать и благоговѣйнымъ поклоненіемъ чтить царственную и живоначальную Троицу. И вы давно уже знакомы съ великимъ и вѣчно покланяемымъ именемъ Отца и Сына и Святаго Духа, потому что, — какъ мы сказали, — святая Церковь весьма часто и въ храмѣ и даже въ домахъ вашихъ, оглашаетъ васъ этимъ славнымъ Именемъ. Нужно преподать только изъясненіе того, чтó мы слышимъ о тріединомъ Богѣ въ церкви или въ домахъ.

Мы особенно часто слышимъ въ церкви и въ домахъ краткія молитвы и краткія славословія Святой Троицѣ. Именно мы очень часто слышимъ молитвы: прежде всего къ Духу Святому: Царю Небесный, Утѣшителю, Душе истины. Такъ какъ третіе Лице Святой Троицы, т. е. Духъ Святый, учитъ насъ достойно молиться Богу (Рим. 8, 26), укрѣпляетъ насъ въ служеніи Ему [5], и вообще «возращаетъ, восперяетъ, устрояетъ горѣ» [6] служащихъ достойно Богу людей и такимъ образомъ содѣлываетъ наше спасеніе, пріобрѣтенное намъ Сыномъ Божіимъ; то св. Церковь при началѣ всякой службы, всякаго молитвословія, призываетъ Его, всемогущаго Освятителя; потомъ — молитву ко всѣмъ Лицамъ Святыя Троицы вмѣстѣ: Святый Боже, Святый Крѣпкій, Святый Безсмертный, помилуй насъ. Эту трисвятую пѣснь — иногда отдѣльно, но бóльшею частію вмѣстѣ съ молитвою: Пресвятая Троице, помилуй насъ — мы слышимъ нѣсколько разъ при всѣхъ богослуженіяхъ. Св. Церковь особенно часто любитъ повторять ее, подражая немолчному взыванію къ Богу небесныхъ силъ: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ. Произнеся молитву: — Царю небесный — мы приготовляемся къ достойной молитвѣ Господу Богу, прося Духа Всесвятаго вселиться въ насъ и очистить отъ всякой скверны; а говоря дальнѣйшія молитвы къ Пресвятой Троицѣ, мы уже молимся самымъ дѣломъ, чествуя боголѣпнымъ поклоненіемъ и Святаго Утѣшителя Духа, Котораго просили вселиться въ насъ и очистить отъ скверны для достойной молитвы тріединому Богу. Послѣ этого читается молитва къ первому лицу Святыя Троицы — по заповѣди Спасителя, Который заповѣдалъ намъ: сице убо молитеся вы: Отче нашъ... (Матѳ. 6, 9). и пр.; въ концѣ молитвы священникъ произноситъ славословіе Святой Троицѣ для показанія, что и Отецъ, и Сынъ и Духъ Святый суть едино существо, и царство, сила и слава одинаково принадлежатъ тремъ Лицамъ. Нерѣдко также мы слышимъ приглашеніе къ поклоненію Царю и Богу нашему Іисусу Христу: пріидите поклонимся Цареви нашему Богу, или, какъ далѣе: пріидите поклонимся и припадемъ Христу Цареви, нашему Богу. Кромѣ того, священникъ и чтецъ часто возсылаютъ отъ лицá св. Церкви единую славу Отцу и Сыну и Святому Духу съ общимъ для трехъ Лицъ именемъ: одно имя означаетъ, что у трехъ Лицъ едино существо.

Такимъ образомъ св. Церковь при каждой службѣ приглашаетъ насъ къ молитвѣ и поклоненію тремъ Лицамъ Святыя Троицы — то вмѣстѣ, какъ единочестнымъ, — то отдѣльно для испрошенія потребныхъ благъ у того или другого Лицá.

И такъ, когда мы слышимъ повторенія однѣхъ и тѣхъ же молитвъ къ Пресвятой Троицѣ, произносимыхъ священникомъ или чтецомъ, или сѵмвола вѣры, не будемъ пропускать ихъ безъ вниманія, тѣмъ болѣе — скучать, когда читаютъ или поютъ ихъ. Св. Церковь, — у которой постоянно предъ глазами трисвятый Владыка живота нашего, Судія и Богъ нашъ — повторяетъ ихъ весьма часто съ тѣмъ, чтобы вкоренить въ мысляхъ и сердцáхъ нашихъ имя живоначальной Троицы, чтобы мы постоянно дышали и жили молитвою, славословіемъ и благодареніемъ Ей. Будемъ же въ слѣдъ за св. Церковію произносить эти молитвы, славословіе или благодареніе всесодержащей Троицѣ.

Воздавая подобающее поклоненіе Отцу и Сыну и Святому Духу, тремъ Лицамъ во единомъ существѣ, постараемся, во славу тріединаго Бога, и сами соединяться между собою во едино мыслями, желаніями и дѣлами добрыми, — чего желалъ и просилъ Спаситель въ послѣдней молитвѣ Своей къ Отцу Своему: не о сихъ (апостолахъ) молю токмо, но и о вѣрующихъ словесе ихъ ради въ Мя: да вси едино будутъ, якоже Ты, Отче, во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан. 17, 20-21). Къ этому единству призываетъ насъ и вѣра наша, основанная на любви къ Господу, и единство нашей природы, единство житейскихъ нуждъ и духовныхъ потребностей. Даже — можно сказать — вся окружающая природа, весь прекрасный міръ Божій призываетъ людей къ тѣснѣйшему, взаимному соединенію. Вы видите, какъ онъ строенъ въ своемъ теченіи и жизни и, при всемъ различіи своихъ частей, составляетъ одно согласное цѣлое. Такъ должны быть согласны въ своей жизни люди, и — при различіи своихъ силъ и способностей, составлять одно, красующееся и вѣрою и любовію цѣлое. Будетъ время, или — лучше сказать — вѣчность, когда все несмѣтное множество праведннковъ, отшедшихъ изъ этой жизни и еще имѣющихъ отойти изъ ней въ вѣчность, соединится въ будущемъ вѣкѣ совершеннѣйшимъ единствомъ мыслей, чувствъ и стремленій для славы Божіей и собственнаго блаженства. Еще здѣсь на землѣ св. Церковь старается приготовить насъ къ этому соединенію единствомъ вѣры, надежды и любви. Да сподобимся всѣ мы достигнуть блаженнаго единства во славу Тріединаго Бога. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Огласит. поученіе 7-е, стр. 132.
[2] Символъ вѣры св. Григорія Чудотворца.
[3] Изъ символа св. Аѳанасія.
[4] Троиченъ, «Постная Тріодь», л. 29.
[5] См. молитву въ литургіи Василія Великаго предъ освященіемъ св. Даровъ.
[6] [«Октоихъ»] Степенны, гл. 6, «Слава».

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 5-10.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0