Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ († 1908 г.)

Святый праведный Іоаннъ Кронштадтскій Чудотворецъ, родился 19 октября 1829 года въ селѣ Сура Пинежскаго уѣзда Архангельской губерніи — на далекомъ сѣверѣ Россіи, въ семьѣ бѣднаго сельскаго дьячка Иліи Сергіева и жены его Ѳеодоры. Новорожденный казался столь слабымъ и болѣзненнымъ, что родители поспѣшили тотчасъ же окрестить его, причемъ нарекли его Іоанномъ, въ честь преподобнаго Іоанна Рыльскаго, въ тотъ день св. Церковью празднуемаго. Вскорѣ послѣ крещенія младенецъ Іоаннъ сталъ замѣтно поправляться. Благочестивые родители, приписавъ это благодатному дѣйствію св. таинства крещенія, стали съ особою ревностью направлять его мысль и чувство къ Богу, пріучая его къ усердной домашней и церковной молитвѣ. Отецъ съ ранняго дѣтства постоянно бралъ его въ церковь и тѣмъ воспиталъ въ немъ особенную любовь къ богослуженію. На шестомъ году отрокъ Іоаннъ, при помощи отца, началъ учиться грамотѣ. Но грамота вначалѣ плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячія молитвы къ Богу о помощи. Когда отецъ его, собравъ послѣднія средства отъ скудости своей, отвезъ его въ Архангельское приходское училище, онъ, особенно остро почувствовавъ тамъ свое одиночество и безпомощность, все утѣшеніе свое находилъ только въ молитвѣ… далѣе>>

Слова и рѣчи

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Бесѣды о Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ міра.

А) О Богѣ — Пресвятой Троицѣ.
Бесѣда первая. (Вступительная).

Шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19).

И такъ для всѣхъ необходимо нужно — ученіе о Богѣ. Поэтому мы и будемъ говорить такъ, какъ будто бы здѣсь всѣ были равны по степени знанія. Но прежде чѣмъ будемъ излагать рѣчь о начальной, царственной и блаженной Троицѣ, мы скажемъ, братія, нѣсколько словъ о важности и непостижимости этого ученія и о смиренной простотѣ вѣры, съ какою нужно слушать его.

Ученіе о Пресвятой Троицѣ такъ важно, что въ вѣрѣ христіанской нѣтъ важнѣе и возвышеннѣе этого ученія; а всѣ другія знанія человѣческія, относящіяся къ земной жизни нашей и не касающіяся вѣры, если взять ихъ вмѣстѣ, — въ сравненіи съ познаніемъ единаго Бога, въ Троицѣ покланяемаго, — тоже, что едва замѣтная точка: потому что Богъ есть Источникъ всякой премудрости и знанія, и — познаніе Бога во Св. Троицѣ есть жизнь вѣчная для разумныхъ тварей. Безъ исповѣданія Пресвятыя Троицы нѣтъ христіанства. Мы называемся христіанами, какъ всякій знаетъ, отъ вѣры во Христа, Сына Божія Единороднаго, а всякъ исповѣдаяй Сына, и Отца имать, по словамъ Св. Іоанна Богослова (1 Іоан. 2, 23), имѣетъ и Духа Святаго, о Которомъ Господь сказалъ: Духъ Господень на Мнѣ (Лук. 4, 18). Значитъ, кто вѣруетъ во Христа, тотъ непремѣнно вѣруетъ во Св. Троицу: въ Отца и Сына и Св. Духа. Безъ исповѣданія Пресвятой Троицы у насъ не было бы ни Церкви, воспитывающей насъ для неба, ни таинствъ, которыми она освящаетъ, подкрѣпляетъ и руководитъ насъ въ страну безсмертія; безъ ученія о Св. Троицѣ — страшный судъ, воскресеніе мертвыхъ, воздаяніе каждому по дѣламъ въ будущей жизни были бы для насъ пустыми словами. Все это необходимо допускается только тогда, когда мы вѣруемъ въ Бога Отца, Который есть предвѣчная Любовь и Правда; — въ Бога Сына, какъ Искупителя человѣковъ, и — въ Бога Духа Святаго, какъ Освятителя и Утѣшителя вѣрующихъ. Такъ важно это ученіе.

Но оно есть вмѣстѣ и самое непостижимое. Только по снисхожденію къ нашей немощи Богъ благоволилъ открыть таинство Пресвятыя Троицы подъ именемъ Отца и Сына и Св. Духа, а потому мы не должны принимать сіе Имя (т. е. Отца и Сына и Св. Духа) въ томъ смыслѣ, въ какомъ принимаемъ о людяхъ. Такъ, Сынъ Божій называется еще Словомъ Божіимъ и Премудростію: а о людяхъ сказать этого нельзя [2]. Что же касается того, какъ во единомъ Богѣ три Лица, какъ и Отецъ есть Богъ, и Сынъ есть Богъ, и Св. Духъ есть Богъ, то это выше всякаго разумѣнія. Троичность лицъ Божества есть величайшая тайна, сокрытая даже отъ многоочитыхъ Херувимовъ, которые непрестанно приникаютъ въ непостижимый свѣтъ Божества и оттолѣ почерпаютъ для себя всякое вѣдѣніе и блажежство. «Но гдѣ тайна», говоритъ Св. Златоустъ, «тамъ великое молчаніе; гдѣ тайна, тамъ умъ призываетъ къ себѣ вѣру» [3]. Такъ, братія, разумъ нашъ необходимо долженъ смириться и умолкнуть предъ тайною Тріипостаснаго Божества, и, чувствуя свое безсиліе постигнуть ее, призвать себѣ на помощь вѣру.

Смиренная простота вѣры необходима каждому изъ насъ. Гдѣ нѣтъ тайнъ? Человѣкъ самъ для себя — и въ своей душѣ и въ своемъ тѣлѣ — есть тайна. Кто удовлетворительно объяснилъ, наприм., какъ соединена душа человѣческая съ тѣломъ, какъ онѣ взаимно дѣйствуютъ другъ на друга; какъ сонъ возстановляетъ силы человѣка и пр.? Значитъ, прежде всего человѣкъ долженъ вѣрить своимъ собственнымъ тайнамъ. Есть безчисленное множество тайнъ и въ окружающей насъ природѣ: человѣкъ такъ мало знаетъ въ сравненіи съ тѣмъ, чего еще не знаетъ — не смотря на успѣхи естественныхъ наукъ — что каждый изъ насъ смиренно долженъ сознаться съ однимъ изъ древнихъ мудрецовъ [4] въ томъ, что мы знаемъ лишь только то, что ничего не знаемъ. Св. Писаніе свидѣтельствуетъ, что мы едва разумѣваемъ, яже на земли, и яже въ рукахъ обрѣтаемъ съ трудомъ, и за этимъ прибавляетъ, а яже на небесѣхъ, кто изслѣди (Прем. 9, 16)?

И такъ, если есть тайны въ насъ самихъ и въ окружающей насъ природѣ, и мы должны принимать ихъ вѣрою, не постигая разумомъ, то не тѣмъ-ли больше должны вѣрить тайнамъ небеснымъ и особенно высочайшей тайнѣ Тріипостаснаго Божества? Твари-ли постигнуть Творца? «Я говорю теперь (слова Св. Кирилла Іерусалимскаго), и всѣ говорятъ въ свое время; по какъ говоримъ, сего не можемъ сказать: какъ же можно мнѣ изречь Даровавшаго слово? Я имѣю душу и не могу изъяснить свойствъ ея, какъ же могу изречь Даровавшаго душу? Для благочестія довольно намъ знать только, что мы имѣемъ Бога» [5] и смиренно сознавать, что Божія никтоже вѣсть, точію Духъ Божій (1 Кор. 2, 11).

И такъ, братія, во имя Отца и Сына и Св. Духа просимъ у васъ на будущее время вашего вниманія ученію о величайшемъ таинствѣ христіанской вѣры. Будемъ помнить, что отъ правильнаго познанія Трисіятельнаго Божества зависитъ наша вѣчная судьба. Се есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ-Христа (Іоан. 17, 3). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Перв. слово о Богословіи.
[2] Изъясн. Воскресныхъ и праздничныхъ Евангелій. СПб, 1806 г. стр. 6.
[3] Златоустъ. Бесѣда 54-я.
[4] Сократъ.
[5] Огл. поученіе 6-е, стр. 102, изд. 1824 г.

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 1-5.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0