Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Прот. Іаковъ Арсеньевъ († 1848 г.)
Слово въ день Тезоименитства Ея Императорскаго Величества Благочестивѣйшія Государыни Елисаветы Алексіевны.

Видѣнная Патріархомъ Іаковомъ отъ земли до небесъ лѣствица, по которой возходили и низходили Ангели Божіи, есть истинное изображеніе добродѣтелей, которыми благіе и вѣрные рабы возходятъ на небо. Въ числѣ которыхъ должны признаны быть празднуемые нынѣ Захарія и Елисаветъ. Ибо бѣста праведна оба предъ Богомъ, ходяще во всѣхъ заповѣдехъ и оправданіихъ Господнихъ безпорочна (Лук. 1, 6).

Сіи праведники и на земли узрѣли благая въ животѣ своемъ, и на небеси сподобилися неизреченныя славы Божія. И нашего бытія не таже ли цѣль должна быть? Такъ поистиннѣ.

Но не вѣсте ли, яко текущіи въ позорищи, вси текутъ, единъ же пріемлетъ почесть. Всѣ мы течемъ и подвизаемся на позорищѣ міра сего, но иные вѣнецъ истлѣненъ, иные не истлѣненъ пріемлютъ. Дабы всякій изъ насъ не безвѣстно теченіе совершалъ, или подвизался не яко воздухъ біяй (1 Кор. 9, 24-26), — въ сей день   В ы с о ч а й ш і я   Тезоименитой, которая и кротостію, и благочестіемъ и всѣми добродѣтелями, яко солнце блистаетъ, разсмотримъ истинное свойство добродѣтелей христіанина.

Многіе почитаютъ себя возшедшими на самую высшую степень добродѣтели за единственныя нѣкоторыя добрыя дѣйствія, какъ-то напримѣръ: за воздержаніе въ нѣкоторые дни отъ пищи, за хожденіе въ храмы, за раздаяніе убогимъ милостыни, за понесеніе отъ ближнихъ озлобленій и проч.

Отвергнуть сего не можно, что сіи дѣйствія похвальны: но тогда онѣ будутъ истинными добродѣтелями, когда при всякомъ случаѣ, во всякое время и съ душевнымъ расположеніемъ будутъ совершаемы. Конечно, постъ благопріятенъ Богу, но чтобъ всегда соединено было съ нимъ цѣломудріе, незлобіе и злыхъ страстей отчужденіе; молитвы Господу угодны, но тѣ, которыя и во дни печали и во дни радости изливаются съ равнымъ усердіемъ, съ равнымъ смиреніемъ и любовію къ Богу и ближнимъ; милостыня есть величайшая жертва предъ Богомъ, но когда подается безъ тщеславія, съ добрымъ сердцемъ.

Иначе творящіе сіи богоугодныя дѣла далеки отъ совершенства добродѣтелей. Не всѣ святы, которые въ церковь ходятъ; не всѣ благочестивы, которые двакраты или болѣе постятся въ недѣлю, или десятину отдаютъ всего, елико притяжутъ. Могутъ то творить лицемѣры, явѣ всякое добро творящіе, и въ тайнѣ всѣмъ порокамъ предающіеся, и за то отъ Бога осужденіе пріемлющіе. Не одинъ часъ, не одинъ случай, не одно доброе дѣйствіе, по нѣкоторымъ обстоятельствамъ произведенное, составляютъ добродѣтель.

Нѣтъ! къ сему потребна охота стремительная, наклонность неизмѣняемая, упражненіе всегдашнее, дѣятельность непрестанная; ибо добродѣтель есть навыкъ, или наклонность соображать всѣ дѣйствія съ законами Божіими.

Имя художника тотъ заслуживаетъ, кто снискалъ навыкъ скоро, во всемъ совершенствѣ, производить свое искуство: равно добродѣтельнымъ тотъ почесться можетъ, котораго мысль всегда устремлена, сердце пріобучено и воля наклонена не къ единому добру, и не въ единое время, а всегда и на вся благая.

А по сему, когда сего дня ближнему твоему, да еще и врагу, простилъ озлобленіе, нанесенное тебѣ: то и завтра и послѣ сердце твое да будетъ готово къ прощенію. Сего дня явилъ ты милость на судѣ, и истинну открылъ яко полудне; и во всякое другое время мздоимство, коварство и неправда предъ лицемъ твоимъ да не явятся; сего дня свѣтлымъ, милостивымъ и кроткимъ окомъ взиралъ на ближняго; и во все прочее время любовь и снисхожденіе, а паче къ бѣднымъ и нищимъ, да не оскудѣваютъ, — гнѣвъ, злоба, зависть, вражда и гордость да не водворяются; словомъ, будемъ на всякій часъ, на всякое время готовы къ благотворенію и общенію; всѣ чувства наши, мысли и сердце будемъ устремлять на благая. День и часъ потерянными да почитаемъ, которые не ознаменованы какими-либо благодѣтельными дѣяніями.

Вотъ свойства добродѣтели естественной! Но отъ христіанина требуются еще совершеннѣйшія.

Горести и бѣдствія сопровождаютъ насъ отъ младенчества до самаго гроба: то болѣзни удручаютъ насъ, то имѣній лишаемся, то потерю друзей и любимыхъ особъ чувствуемъ, то гоненіе отъ враговъ терпимъ. Здѣсь-то добродѣтель христіанина явится во всей силѣ; здѣсь-то она, яко злато искушенное въ горнилѣ возблистаетъ, когда покажетъ великодушіе и безропотное повиновеніе Промыслу Божію, вся управляющему, когда благословитъ десницу наказующую. Міръ ко уловленію сердецъ нашихъ яко сѣти разставляетъ богатства, прелести, забавы, удовольствія и почести: и здѣсь-то христіанинъ себя превыше всего сего поставляетъ; онъ чая обѣтованій небесныхъ, вся сія земная во уметы вмѣняетъ; землю, сіе мѣсто пришельствія своего, считаетъ не мѣстомъ покоя своего и всегдашняго пребыванія, но путемъ ко граду небесному; а по сему ни на что земное на пути семъ не засматривается, ни къ чему, сéрдца своего не пригвождаетъ, а на все прелестное смотритъ глазами безпристрастія. Его предметъ, его занятія, яко сподвижника Іисуса Христа, сына Новаго Завѣта, ученика Евангелія, — умерщвленіе плоти непрерывное, страданія необходимыя, терпѣніе непобѣдимое, презрѣніе міра и побѣда чувствъ сильнѣйшая; его предметъ и желаніе, печать и знаменіе, — крестъ, на коемъ сердце его всегда пригвождается.

У подножія сего креста научается быть кроткимъ и смиреннымъ; взирая на крестъ, прощаетъ враговъ, и проситъ имъ отпущенія грѣховъ; видя на крестѣ поруганна, изъязвленна Господа своего, самъ умираетъ грѣху и сраспинается, забавъ и прелестей міра удаляется. Словомъ: истаинный христіанинъ во всѣхъ дѣлахъ изображаетъ жизнь Іисуса Христа; и тѣ только добродѣтели истинны и совершенны, которыя основаны на любви ко Іисусу Христу.

Христіанинъ! на семъ твердомъ и краеугольномъ камени созидай храмъ всѣхъ добродѣтелей; ничто тлѣнное и разрушающееся, какъ то: самолюбіе, тщеславіе, здѣсь въ основаніе да не полагается.

Но, Господи! аще не Ты созиждеши домъ добродѣтелей, всуе труждаемся; укрѣпи силы наши, да вся во славу Твою и благоугожденіе всегда исполняемъ. Аминь.

Источникъ: Поучительныя слова, говоренныя въ Костромскомъ Успенскомъ Соборѣ и въ другихъ мѣстахъ, Костромскаго Успенскаго Собора Прото-Іереемъ и Кавалеромъ Іаковомъ Арсеньевымъ, бывшимъ въ Смоленскомъ Кадетскомъ Корпусѣ съ 1813 по 1-е Іюля 1824 года Учителемъ Закона, съ приложеніемъ нѣкоторыхъ Рѣчей. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1828. — С. 171-175.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0