Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Прот. Іаковъ Арсеньевъ († 1848 г.)
Слово въ день Пасхи. О радости.

Пусть Іудей соблазняется, пусть Еллинъ называетъ безуміемъ крестъ и Воскресеніе Ходатая нашего; но мы, Христіане! Смерть Его почитая выше всѣхъ сокровищъ на земли, а Воскресеніе полагая основаніемъ своего безсмертія, вѣры и всѣхъ грядущихъ благъ, благоговѣйно чтимъ и покланяемся оному, и въ сей день общаго веселія поемъ пѣснь побѣдную Господу, Побѣдителю ада и смерти. Сіе едино чувствіе можетъ радость возвысить, торжество и велехваленія наши содѣлать блистательнѣйшими въ сей день.

Но откроемъ, какія собственно въ нашей душѣ и жизни могутъ быть причины духовнаго веселія.

Хотя смерть Богочеловѣка Іисуса была довольною жертвою за грѣхи всего міра; но и со стороны человѣка потребно, чтобы онъ на сію безцѣнную заслугу подалъ согласіе, принялъ оную съ чистымъ сердцемъ и показалъ вѣру свою отъ дѣлъ.

Слѣдовательно, когда онъ исполняяся благодарныхъ чувствованій къ благодѣтелю своему Христу, всѣ дѣла и помышленія будетъ соображать съ Его жизнію, волею и ученіемъ, когда любовь къ Ходатаю своему поставитъ превыше любви къ міру и его мгновеннымъ прелестямъ, когда въ жизни всѣ огорченія, напасти, ради пострадавшаго Сына Божія снесетъ безъ роптанія съ благодареніемъ, и плоть свою распнетъ со страстьми и похотьми; тогда будетъ имѣть радость исполненну въ себѣ. Кто общникъ есть страстемъ, тотъ общникъ и утѣшенію (2 Кор. 1, 7), по свидѣтельству Апостола Павла.

Теперь обратимъ безпристрастные на самихъ себя взоры, проникнемъ во глубину души нашея мыслями своими; есть ли въ оной зрѣлый плодъ вѣры и любви къ Воскресшему Избавителю, чтобъ могла она исполниться истинною радостію?

Убѣдительнымъ гласомъ вѣщала Церковь не умолчно: покайтеся, измыйтеся, и чисти будете (Ис. 1, 16). Когда мы, Христіане! гласу сему внимая съ сокрушеннымъ сердцемъ беззаконія свои, ихъ же нѣсть числа, открыли: то примиренная съ нами совѣсть изліетъ въ сердца наши сладчайшее утѣшеніе.

Дни передъ симъ текли къ Богослуженію удобные, храмы сіи къ приношенію моленій нашихъ всегда были отверзты; Пастыри гласомъ Господа возвѣщали пути, ведущіе къ Сіону Святому; когда мы въ сіе время не спали, когда не подавляли насъ суеты міра, но со гласомъ Церкви гласъ сердца не умолкалъ предъ Господемъ и слово Божіе живо было и дѣйственно въ душахъ нашихъ: то не лишены будемъ мзды, яко дѣлатели винограда Христова, но пріимемъ динаріи духовнаго веселія.

Было время благопріятное облегчить душу нашу постомъ и воздержаніемъ; когда мы отринули не столько снѣди, сколько грѣховныя склонности и плотскія стремленія; имѣемъ право, яко побѣдители грѣха, свѣтло торжествовать дни сіи.

Имѣли случай угнѣтеннымъ нищетою и бѣдствіями простерть утѣшительную десницу и исполнить при нынѣшнихъ обстоятельствахъ сіе Господне велѣніе: Аще братъ отъ братіи твоея будетъ тебѣ недостаточенъ въ единомъ отъ градовъ твоихъ, въ земли, юже Господь Богъ даетъ тебѣ, да не отвратиши сердца, ниже сожмеши руки твоея предъ братомъ твоимъ требующимъ: отверзая отверзеши руку твою ему, и взаимъ да даси ему, елико проситъ, и елико ему не достанетъ (Втор. 15, 7-8).

Когда и ближняго и страннаго подъ кровъ свой пріяли, алчущаго исполнили благъ своихъ и горестнаго отерли слезы: то сіи благодѣтельныя дѣянія сами по себѣ составляютъ свѣтлый праздникъ и торжество.

Наконецъ ежели когда, то во дни страданія и смерти Іисуса Христа, неумолчно возбуждаемы были мы къ любленію ближняго, къ прощенію обидъ врагамъ и досадителямъ нашимъ, къ отложенію всякаго мщенія по примѣру Господа нашего, Который на крестѣ просилъ отпущенія грѣховъ распеншимъ Его.

Если мы Христіане! разрушивъ всякую вражду и распри, возлюбимъ ненавидящихъ насъ, если простивъ вся Воскресеніемъ, объимемъ другъ друга искренно, поздравимъ не устами, а чистымъ сердцемъ и нелестно; то сладчайшая пѣснь сія: Христосъ Воскресе! не человѣческими, но Ангельскими устами воспѣваема будетъ.

Что же? Если кто паче чаянія, празднуя Воскресеніе Христово, самъ не воскреснетъ ни отъ лѣности, ни отъ худыхъ склонностей, ни отъ гнѣва, ни отъ злобы и мщенія, и ни отъ всякаго лукавства и лицемѣрія; свѣтлый день сей будетъ для того мрачнымъ и скорбнымъ.

Благословенные Христіане! мы не можемъ изобрѣсти что-либо такое, чтобы достойно было вознаградить любовь Искупителя, явленную въ страданіи и смерти Его. Изъ всѣхъ даровъ наипріятнѣйшій Ему есть чистою любовію оживотворенное сердце. Къ сему Онъ возбуждалъ учениковъ Своихъ вступая въ славный подвигъ страданія, о семъ Онъ молилъ при разлученіи Своемъ съ ними.

Такъ! когда дѣти свято соблюдаютъ родительскія завѣщанія: то мы ли сыны Вышняго, купленные Кровію Христовою, не исполнимъ сей Его заповѣди, чтобъ любить другъ друга, яко же Онъ насъ возлюбилъ, когда только по сему единому можемъ познаны быть Его учениками?

Да разрушатся убо всѣ вражды и нестроенія, а вмѣсто того при сіяніи свѣтлаго торжества сего да возсіяютъ во всемъ величіи любовь и единодушіе, которымъ непремѣнно спослѣдствуетъ всѣми искомое, всѣми желаемое спокойствіе и радость. Аминь.

Источникъ: Поучительныя слова, говоренныя въ Костромскомъ Успенскомъ Соборѣ и въ другихъ мѣстахъ, Костромскаго Успенскаго Собора Прото-Іереемъ и Кавалеромъ Іаковомъ Арсеньевымъ, бывшимъ въ Смоленскомъ Кадетскомъ Корпусѣ съ 1813 по 1-е Іюля 1824 года Учителемъ Закона, съ приложеніемъ нѣкоторыхъ Рѣчей. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1828. — С. 47-51.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0