Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Прот. Іаковъ Арсеньевъ († 1848 г.)
Слово въ день Крещенія Господня.
О средствахъ къ обрѣтенію Божественнаго свѣта.

Людіе, сѣдящіи во тьмѣ, видѣша свѣтъ велій (Ис. 9, 2).

Что это за тьма, и что за свѣтъ велій, о которыхъ возвѣщаетъ Богодухновенный Пророкъ? Не та ли тьма, которая покрывши весь Египетъ, воспящала жителямъ видѣть другъ друга? И не тотъ ли свѣтъ, который нощію освѣщалъ пути шествовавшаго въ пустынѣ Израиля?

Нѣтъ! тьма сія не отъ лишенія солнечнаго свѣта происходила, но отъ лишенія Божественнаго свѣта, которымъ сіяла нѣкогда душа первозданнаго человѣка. Это помраченный и униженный грѣхомъ разумъ, который скитался въ области міра безъ свѣта истиннаго и безъ руководства надежнаго. Свѣтъ же есть праведное наше Солнце — Хрістосъ, Который былъ и есть Свѣтъ въ царствѣ благодати, Руководитель на стезяхъ вѣры, Учитель той внутренней и сокровенной въ Богѣ жизни, которая есть не отъ міра, не отъ духа естественнаго, но отъ владычества, дарованнаго Ему Отцемъ, и дѣйствій Святаго Духа.

Озарялъ сей свѣтъ Праотцевъ и Пророковъ, но онъ былъ на подобіе зари, проявляющей токмо истинное сіяніе. Но когда Богъ Отецъ услышанъ былъ во гласѣ, Сынъ явился во плоти, и Духъ Святый въ видѣ голубинѣ: тогда людіе, сѣдящіи во тьмѣ, видѣша свѣтъ велій. И се вина настоящаго торжества!

Благочестивые Хрістіане! мы въ купели крещенія озарились симъ свѣтомъ, получивъ духовное возрожденіе. Но если и послѣ того (что нерѣдко случается) живемъ въ себѣ самихъ, въ нашихъ страстяхъ, если порабощены грѣху и влеченіямъ плоти: то носимъ образъ земнаго человѣка, и тотъ свѣтъ Божественный еще во тьмѣ свѣтится.

При случаѣ настоящаго торжества изыщемъ нѣкоторыя средства къ обрѣтенію паки сего свѣта.

Человѣкъ уклонивъ волю свою отъ союза Божественнаго все потерялъ, что ни имѣлъ блистательнаго. Разумъ, воля, память и всѣ чувства пришли въ совершенное разстройство и безпорядокъ.

Но Богъ, Коего благость никогда неистощима, при всемъ заблужденіи человѣка, не оставилъ его безъ помощи: оставилъ въ немъ искры низшаго свѣта, то есть, различныя способности познанія, посредствомъ коихъ онъ могъ восходить къ познанію Творца, и по мѣрѣ онаго быть благополучнымъ.

Но по ослѣпленію и гордости человѣческой нерѣдко происходило то, что люди, собравши нѣкоторыя познанія о вещахъ, ихъ окружающихъ, и устроивши нѣкоторый внѣшній порядокъ въ жизни, считали себя совершенными, и думали, что все имъ открыто; а потому вмѣсто приближенія къ истинному свѣту погружалися въ глубочайшую тьму, и тѣмъ доказали, что наружное сіе просвѣщеніе не можетъ никогда произвести въ душѣ нашей возрожденія. Ибо часто самые развратные люди имѣютъ блистательныя познанія. Сколько было въ разныя времена мудрецовъ, философовъ и учителей, славившихся своими дарованіями! но какъ они не имѣли того свѣта, который единъ есть истинный, то предались безбожію, невѣрію и разнымъ неистовствамъ. И для того мудрые сіи объюродѣша, премудрость премудрыхъ погублена, и разумъ разумныхъ сихъ отвергнутъ (1 Кор. 1, 19). Кто же содѣлался блаженнымъ? Нищіи духомъ (Матѳ. 5, 3). Кто обрѣлъ мудрость и свѣтъ истинный? Буіи міра сего (1 Кор. 1, 27).

Изъ сего слѣдуетъ, что умозрительныя свѣденія легко могутъ сдѣлать человѣка философомъ, но не истиннымъ Хрістіаниномъ, котораго свойство есть кротость, чистѣйшая любовь, яже есть союзъ всякаго совершенства (Кол. 3, 14), и истинное подражаніе Іисусу Хрісту, коими приобрѣтаемъ свѣтъ непостижимый, который есть въ Богѣ, по слову Пророка: во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ (Псал. 35, 10).

Сей свѣтъ истинно узримъ, когда разумъ нашъ, который яко невѣрный и любопытный рабъ въ сокровищахъ вѣры иное повреждаетъ, а иное похищаетъ, плѣнимъ въ послушаніе вѣры, заставимъ его умолкнуть, отрещися отъ собственныхъ видовъ, отъ своихъ предразсудковъ, и достигнемъ Того Духа, Который преобразуетъ насъ обновленіемъ ума нашего (Рим. 12, 2). Тогда-то Солнце правды возсіяетъ въ сердцахъ нашихъ, тогда востокъ свыше посѣтитъ насъ, и тьма, покрывающая насъ, изчезнетъ. А къ сему отверзаетъ двери Божественная вѣра. — Вѣра, превосходящая разумъ, научаетъ, по слову Премудраго, стяжать истину (Прит. 23, 23), а не отвергать ее; вѣра научаетъ внимать сей истинѣ, искать ее, воздыхать о ней, привлекать Духъ истины, предать себя его сужденію, обличенію; вѣра научаетъ умерщвлять духъ вреднаго любопытства, который любитъ себя выставлять и блистать въ бесѣдахъ; вѣра наконецъ учитъ при подножіи креста отвергать все земное и мірское, умерщвлять желаніе, все постигать и все разумѣть.

О! да умолкнетъ здѣсь слѣпый нашъ разумъ! Ничего больше не будемъ желать, какъ токмо въ чистѣйшихъ нѣдрахъ вѣры и въ униженіи своего ума созерцать свѣтъ безконечный, свѣтъ блистательнѣйшій, нежели свѣтъ всякаго солнца. О вѣра! даръ Отца свѣтовъ! Твой мракъ для вѣрныхъ есть свѣтъ самаго полудня.

Хрістіанинъ! принеси сюда въ жертву твой разумъ, положи сей вѣнецъ предъ Престоломъ Агнца (Апок. 4, 10), Которыи просвѣтитъ и научитъ тебя въ одно мгновеніе болѣе, нежели мудрецы всего міра совокупно въ многіе вѣки.

Но жизнь, полученная нами отъ Адама и отъ нашего плотскаго рожденія, есть жизнь еще грѣха и источникъ страстей, гордости, самолюбія, лукавства, которыя воюютъ на духъ нашъ и ополчаются противу вѣры. Дабы сія не оскудѣла, должно неослабно вооружаться противу страстей и изсушать ихъ даже источники или начала.

Итакъ ежели внутренняя гордость располагаетъ нашею жизнію и нашими дѣяніями; ежели сей ядовитѣйшій всѣхъ корень пускаетъ въ душѣ нашей отрасли: то духъ смиренія да исторгнетъ самое сѣмя сего злаго порожденія. Ежели зависть возбуждаетъ насъ ревнивымъ окомъ желать достоянія, намъ непринадлежащаго: то молитва, воздыханіе, устремленное къ небу, святое размышленіе о тщетѣ благъ міра сего, да умертвятъ сіе желаніе. Ежели огнь неистовыхъ вожделѣній и помысловъ въ сердцахъ нашихъ возгарается: то строгое надзираніе за нашею внутренностію и совершенство цѣломудрія да угасятъ пламень сихъ страстныхъ похотѣній.

Устремимъ токмо искренно къ сему желанія свои; Благодать Божія поспѣшитъ на помощь. Она подастъ силу и крѣпость; она умертвитъ ветхаго человѣка и его похотѣнія, допуститъ въ сердцахъ нашихъ возсіять свѣту Хрістову. И будетъ тебѣ Господь свѣтъ вѣчный, и Богъ слава твоя (Ис. 60, 19).

Хрістіанинъ! всѣ желанія, всѣ движенія соедини въ единомъ Богѣ, всю волю твою покори Его волѣ, посредствомъ совлеченія ветхаго Адама содѣлайся сообразнымъ образу Іисуса Хріста (Рим. 8, 29). Хрістосъ Спаситель, Ходатай твой даруетъ тебѣ Свой духъ, Свой животъ и возродитъ въ тебѣ новаго человѣка, созданнаго по Богу въ правдѣ п преподобіи истины (Ефес. 4, 24). Чрезъ что самое пріидешь изъ царства тьмы въ чудный свѣтъ (1 Петр. 2, 9), и сбудется реченное Пророкомъ глаголющимъ: людіе, сѣдящіи во тьмѣ, видѣша свѣтъ велій. Аминь.

Источникъ: Поучительныя слова, говоренныя въ Костромскомъ Успенскомъ Соборѣ и въ другихъ мѣстахъ, Костромскаго Успенскаго Собора Прото-Іереемъ и Кавалеромъ Іаковомъ Арсеньевымъ, бывшимъ въ Смоленскомъ Кадетскомъ Корпусѣ съ 1813 по 1-е Іюля 1824 года Учителемъ Закона, съ приложеніемъ нѣкоторыхъ Рѣчей. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1828. — С. 8-13.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0