Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

І

Митр. Іоанникій Рудневъ († 1900 г.)
Слово при вступленіи въ управленіе Кіевскою паствою, произнесенное при первомъ священно-служеніи въ Кіево-Софійскомъ Соборѣ, 15 Декабря 1891 года.

Верховный Пастыреначальникъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, посылая учениковъ своихъ съ благовѣстіемъ спасенія, далъ имъ заповѣдь, входя въ городъ или домъ, прежде всего глаголати: миръ граду или дому сему. Въ силу сей заповѣди и я, недостойный преемникъ великаго апостольскаю служенія, вступая въ управленіе новою ввѣренною мнѣ паствою Кіевскою, привѣтствую васъ миромъ отъ Господа. Миръ вамъ, возлюбленные о Господѣ; миръ граду вашему, а отнынѣ и нашему; миръ всѣмъ градамъ и весямъ области сей; миръ всей паствѣ Кіевской. Размышленіе о семъ мирѣ да будетъ первымъ общеніемъ въ словѣ между пастыремъ и паствою, и первымъ назиданіемъ и для паствы, и для пастыря.

Богъ бѣ во Христѣ, міръ примиряя Себѣ, такъ выражаетъ св. Апостолъ сущность Христовой вѣры. Невелико по-видимому было преступленіе прародителей нашихъ, но какія ужасныя послѣдствія произвело оно не только для нихъ самихъ, но и для всего ихъ потомства, и какая безмѣрно великая жертва нужна была для того, чтобы загладить сіе преступленіе; для сего потребовалась крестная смерть единороднаго Сына Божія. Примиренные съ Богомъ столь безмѣрно великою цѣною, потщимся, братіе, всѣми силами соблюсти возстановленный миръ цѣлымъ и ненарушимымъ, не поставляя себя, самопроизвольнымъ уклоненіемъ отъ воли Божіей, снова во вражду съ Богомъ. Это значило бы оскорблять безконечную любовь къ намъ Бога Отца, не пощадившаго для нашего спасенія единороднаго Сына своего, и платить за такую любовь самою черною неблагодарностію; это значило бы уничижать безконечныя заслуги Сына Божія, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія сшедшаго съ небесъ, истощившаго себя до рабія зрака, претерпѣвшаго за насъ оплеванія, и заушенія, и біенія, и наконецъ позорную крестную смерть, пренебрегать кровію Его, изліянною на крестѣ для нашего возрожденія и спасенія; это значило бы укорять Духа благодати, которымъ мы запечатлѣны для нашего обновленія и освященія, и отъ котораго получаемъ вся божественныя силы, яже къ животу и благочестію. По Христѣ убо молимъ, дерзаю сказать словами святаго Апостола, яко Богу молящу нами, потщитеся миръ имѣть съ Богомъ, не нарушать оный произвольными грѣхопаденіями и закосненіемъ въ оныхъ; а если, по немощи человѣческой и по навѣтамъ врага Бога и людей, случится кому либо впасть въ нѣкое прегрѣшеніе, не замедляйте прибѣгать къ богодарованнымъ средствамъ для возстановленія нарушеннаго мира съ Богомъ. Аще исповѣдаемъ грѣхи наши, вѣренъ есть и праведенъ Господь, да оставитъ намъ грѣхи наша, говоритъ возлюбленный ученикъ Христовъ.

Миръ имѣйте со св. Церковію, которую стяжалъ Господь Іисусъ Христосъ кровію своею, и въ которой, какъ богатой сокровищницѣ, положилъ все, что необходимо для нашего оправданія, освященія и спасенія. Исполняйте съ любовію, какъ послушныя и благопокорливыя дѣти, всѣ правила, постановленія и распоряженія ея. Къ какимъ несчастнымъ послѣдствіямъ можетъ привести уклоненіе отъ постановленій ея, показываетъ горькій опытъ братій нашихъ по духу и плоти, удалившихся отъ единенія со св. Церковію, блуждающихъ во мракѣ суевѣрій и предразсудковъ, и тѣмъ самопроизвольно отчуждающихъ себя отъ упованія вѣчной жизни.

Миръ имѣйте съ своею совѣстію, еяже ничтоже въ мірѣ нужнѣйше есть. Никакія выгоды, какъ бы велики онѣ ни были, никакой успѣхъ въ дѣлахъ и предпріятіяхъ, какъ бы значителенъ ни казался онъ, не принесутъ отрады и утѣшенія душѣ, если они достигаются съ оскорбленіемъ совѣсти, этого голоса Божія въ насъ, осуждающаго или оправдывающаго наши поступки. Нѣсть радоватися нечестивымъ и въ сей жизни, говоритъ Пророкъ Божій, не говоря уже о жизни будущей.

Мирствуйте съ предержащею верховною властію, безпрекословно, съ благоговѣніемъ исполняя всѣ ея узаконенія и распоряженія, содѣйствуя, каждый въ кругѣ предоставленной ему закономъ власти, осуществленію и исполненію благихъ ея предначертаній къ славѣ и благоденствію отечества, и вознося молитвы къ Богу за Царя и царствующій домъ, да тихое и безмолвное житіе поживемъ подъ осѣненіемъ сей власти. Это прежде всего есть священный долгъ нашъ, возлагаемый на насъ святою вѣрою нашею. Бога бойтеся, Царя чтите, заповѣдуетъ св. Апостолъ. Почему? Зане тако есть воля Божія, говоритъ онъ. Молю прежде всего творити молитвы, моленія, прошенія, благодаренія за вся человѣки, за Царя и за всѣхъ, иже во власти суть, заповѣдуетъ другой св. Апостолъ. Почему? Сіе бо добро и пріятно предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ. Того же требуетъ и благоденствіе отечества, и собственное благополучіе каждаго сына отечества. Опыты всѣхъ временъ и народовъ непререкаемо увѣряютъ, что истинное величіе и слава, благоденствіе и счастіе народовъ возможны только дотолѣ, доколѣ въ умахъ и сердцахъ народовъ сохраняется безпрекословное повиновеніе и благоговѣйная преданность верховной власти. Господи, спаси Царя, усердная молитва о семъ да не престанетъ обращаться и въ устахъ и въ сердцахъ нашихъ, въ особенности среди неустойчивости и расшатанности всѣхъ основныхъ понятій въ наше смутное время.

Мирствуйте со своими пастырями, которыхъ Духъ Святый поставилъ пасти церковь Господа и Бога, повинуясь, по заповѣди св. Апостола, и покоряясь наставленіямъ ихъ. Видишь ли пастыря молящагося во храмѣ, участвуй съ нимъ въ молитвѣ не однимъ повтореніемъ за нимъ словъ молитвы или отвѣтомъ на нихъ, но возгрѣвай въ сердцѣ своемъ молитвенное расположеніе и изъ храма общественной молитвы переноси духъ молитвы и въ твой собственный домъ, который долженъ быть у христіанина домашнею церковію. Присутствуешъ ли при совершеніи пастыремъ безкровной жертвы Богу, слагай въ сердцѣ духъ и смыслъ совершаемаго священнодѣйствія и поучайся приносить самого себя въ жертву живу, святу, благоугодну Богови. Услышишь ли изъ устъ пастыря слово назиданія, принимай его не аки слово человѣческое, но якоже есть воистину, слово Божіе: ибо не отъ себя и не свое проповѣдуютъ истинные, Богомъ поставленные пастыри, но глаголы Божіи возвѣщаютъ. Да не будетъ для тебя голосъ пастыря, возвѣщающаго слово истины и спасенія, яко гласъ пѣснивца сладкогласнаго благосличнаго, котораго можно слушать изъ любопытства, какъ слово доброглаголиваго витіи, не для того, чтобы усвоить и обратить въ духъ и жизнь возвѣщаемыя истины, а чтобы судить и подвергать пересудамъ, какъ проповѣдуетъ пастырь. Это и у пастыря отнимаетъ дерзновеніе возвѣщать небоязненно слово спасенія, вынуждая его нерѣдко прикрашивать живое и дѣйственное само въ себѣ слово Божіе изобрѣтеніями человѣческой мудрости, лишаетъ и пасомыхъ благодатной пользы отъ слова, и проповѣдуемаго не отъ сердца, и пріемлемаго не сердцемъ. Коснется ли лично тебя, или только дойдетъ до твоего слуха то или другое распоряженіе пастыря по управленію, не прекословь ему съ упорствомъ, не подвергай его пересудамъ, извращая и перетолковывая, во всемъ видя одну дурную сторону и вездѣ подозрѣвая злой умыселъ; но еслибъ и дѣйствительно послѣдовало отъ пастыря какое либо распоряженіе не вполнѣ соразмѣренное съ временемъ и мѣстомъ, и съ обстоятельствами случайными, которыя трудно, а иногда и совсѣмъ невозможно предвидѣть, покрой недостатки пастыря благоснисходительною любовію, памятуя слова Писанія, яко много согрѣшаемъ вси; моли Господа о вразумленіи пастыря, и если можешь, раскрой предъ нимъ дѣло съ кротостію и любовію, да тако другъ друга тяготы носяще, исполнимъ законъ Христовъ.

Да мирствуютъ и пастыри съ своими пасомыми, посѣщающе ихъ не нуждею, но волею, ниже неправедными прибытки, но усердно, не яко обладая причту, но образи бывая стаду.

Да водворяется миръ въ семействахъ вашихъ, чрезъ точное и неуклонное исполненіе всѣми членами семейства тѣхъ обязанностей, которыя возлагаются на нихъ и закономъ естественнымъ и закономъ Божественнымъ. Мужіе, любите своя жены, по заповѣди Апостола, и яко немощнѣйшу сосуду воздавайте имъ приличную честь; жены, повинуйтесь своимъ мужьямъ, не увлекаясь разрушительнымъ ученіемъ о равенствѣ съ мужьями или даже превосходствѣ предъ ними, такъ какъ и по первоначальному созданію мужу предоставлена главная дѣятельность, а жена создана быть помощницею мужу. Родители не раздражайте чадъ своихъ, но воспитывайте ихъ въ наказаніи и ученіи Господни, подавая имъ въ себѣ самихъ живой примѣръ истинно благочестивой христіанской жизни; дѣти во всемъ повинуйтеся родителямъ своимъ и почитайте ихъ: ибо только благословеніе отчее утверждаетъ домы чадъ, клятва же матерня испровергаетъ ихъ до основанія.

Царь и Пророкъ Давидъ говоритъ о себѣ, что онъ и съ ненавидящими мира былъ миренъ. Итакъ, поколику сіе возможно, миръ имѣйте и съ тѣми, которые ненавидятъ васъ, оскорбляютъ и проносятъ имя ваше яко зло. Аще любите любящія васъ, говоритъ Самъ Господь, кая вамъ благодать есть? Ибо и грѣшницы любящія ихъ любятъ. И аще добро творите благотворящимъ вамъ, кая вамъ благодать есть? Не и грѣшницы ли такожде творятъ? Обаче любите враги ваша, добро творите ненавидящимъ васъ, и молитеся за творящія вамъ напасть. Вѣрнѣйшее средство, какъ жить въ мирѣ и съ ненавидящими мира, указываетъ св. Апостолъ, когда говоритъ: аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его, ащели жаждетъ, напой его: сіе бо творя угліе огненное собираеши на главу его.

Миръ имѣйте со всѣми, воздавая, по заповѣди св. Апостола, всѣмъ должная; емуже убо урокъ-урокъ, и емуже дань-дань, и емуже страхъ-страхъ, и честію другъ друга больша себе творяще.

Послѣ сихъ общихъ и для пастырей, и для пасомыхъ благожеланій и наставленій, обращаюсь къ вамъ, отцы и братіе, ближайшимъ моимъ сотрудникамъ и помощникамъ въ дѣлѣ общаго ввѣреннаго намъ служенія св. Церкви.

Тридцать одинъ годъ прошелъ съ того времени, когда я выбилъ изъ богоспасаемаго града Кіева. Съ сердечною радостію усматриваю среди васъ такихъ, которые были уже служителями алтаря Господня во время пребыванія моего здѣсь; которые знаютъ меня, которыхъ и я знаю. Это первый случай въ немаловременной моей служебной дѣятельности; въ другихъ мѣстахъ я являлся обыкновенно незнаемый никѣмъ и незнающій никого. Можно надѣяться, что при знакомствѣ по крайней мѣрѣ съ нѣкоторыми изъ васъ, мы легко и скоро можемъ настолько сблизиться и понять другъ друга, чтобы общими силами трудиться ко благу церкви и отечества.

Жизнь человѣческая вообще не можеть стоять неподвижно, а идетъ постоянно или впередъ, или назадъ, въ добрую или худую сторону. Безъ сомнѣнія, не мало перемѣнъ совершилось и въ кіевской паствѣ въ продолженіе слишкомъ 30 лѣтъ. Каковъ характеръ сихъ перемѣнъ? Къ лучшему-ли привели они паству, или къ худшему?

Святая православная вѣра прежде всего возсіяла на горахъ кіевскихъ при равноапостольномъ князѣ Владимірѣ, и отсюда распространилась по всей землѣ русской. Послѣ 900 лѣтняго водворенія ея въ колыбели христіанства — Кіевѣ и его области, стали-ли вѣрующіе въ болѣе сознательное отношеніе къ воспринятой ими вѣрѣ; вѣруютъ-ли не умомъ только, но и сердцемъ въ правду, принесенную на землю Христомъ Спасителемъ, съ готовностію, когда потребуется сіе, исповѣдывать ее и усты во спасеніе? Или доселѣ остаются при одномъ неопредѣленномъ чувствѣ вѣры, сами не зная, во что вѣруютъ? Не потеряно-ли у иныхъ и самое чувство вѣры, и, по приточному выраженію Спасителя, спящимъ человѣкомъ, врагъ не сѣетъ-ли безпрепятственно плевелы среди пшеницы, которые, возрастая, подавляютъ собою и доброе посѣянное сѣмя?

Богослуженіе, первоначально такъ глубоко поразившее нашихъ предковъ, еще язычниковъ, что они не могли понять, на землѣ-ли стоятъ они или на небѣ, вездѣ-ли, всѣми-ли совершается такъ благообразно и съ такимъ благоговѣніемъ, что невольно привлекаетъ въ храмы Божіи и людей холодныхъ къ молитвѣ; или напротивъ — чрезъ небрежное и явно неблагочинное отправленіе церковныхъ службъ, а иногда и совершенное опущеніе ихъ, не угасаетъ-ли и у усердныхъ молитвенниковъ сердечное расположеніе къ нимъ, не возбуждается-ли въ нихъ недовольство, осужденіе, а иногда и открытое возстаніе противъ безпечныхъ, неблагоговѣйныхъ и неблагочинныхъ совершителей ихъ?

Соблюдаются ли съ надлежащею точностію постановленія и каноны церковные, установленные св. отцами для поддержанія и развитія въ вѣрующихъ жизни церковной, для устройства и домашней, и общественной жизни согласно съ духомъ Христовой вѣры? Развивается-ли въ умахъ и сердцахъ вѣрующихъ любовь и уваженіе къ нимъ и посильная заботливость устроить свою частную жизнь по ихъ указанію? Или, напротивъ, усиливается невниманіе и небрежное отношеніе къ нимъ, какъ маловажнымъ, и безбоязненное, не смущаемое совѣстію нарушеніе ихъ, сначала подъ предлогомъ нужды, а затѣмъ и безъ всякой нужды? Сами тѣ, которымъ поручено блюсти каноны и проводить ихъ въ жизнь народную, всегда-ли подаютъ своею жизнію живой примѣръ точнаго соблюденія ихъ, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, не подавая собою никакого повода къ соблазну меньшихъ братій о Господѣ, за которыхъ взыщется съ нихъ отвѣтъ на страшномъ судѣ Христовомъ?

На сіи и подобные вопросы я желалъ бы получить отъ васъ опредѣленные, а главное — правдивые отвѣты, чтобы общими усиліями обсудить и привесть въ исполненіе мѣропріятія для поддержанія и развитія того, что само по себѣ хорошо и вполнѣ согласно съ духомъ вѣры, для восполненія и утвержденія того, что недостаточно и непрочно поставлено, для измѣненія того, что требуетъ исправленія.

А какъ всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ свыше есть сходяй отъ Отца свѣтовъ, то прошу молитвъ и пастырей и пасомыхъ, да не безплодно будетъ служеніе мое въ новой ввѣренной мнѣ наствѣ кіевской.

Источникъ: Слово при вступленіи въ управленіе Кіевскою паствою, произнесенное Высокопреосвященнѣйшимъ Іоанникіемъ, Митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ, при первомъ священно-служеніи въ Кіево-Софійскомъ Соборѣ, 15 Декабря 1891 года. // «Странникъ», духовный журналъ. — СПб., 1892. — Томъ I. — С. 23-29.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0