Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Х

Еп. Хрисанѳъ (Ретивцевъ) († 1883 г.)
Слово въ день св. Пасхи.

Христосъ воскресе!

Что далѣе? Будетъ ли конецъ этому владычеству Воскресшаго надъ міромъ? Нѣтъ! Іисусъ Христосъ вчера и днесь, тойже и во вѣки (Евр. 13, 8).

Да! что бы ни произошло въ самомъ отдаленномъ будущемъ, какъ бы ни измѣнилась жизнь человѣка и человѣческихъ знаній, что бы ни говорила намъ на этотъ разъ та новая, мнимая мудрость, что не признаетъ никакихъ вѣчныхъ истинъ, что вѣритъ только въ силу человѣческаго ума, что не знаетъ инаго воскресенія, кромѣ обновленія жизни въ смыслѣ развитія этого ума и того, что зовутъ нынѣ цивилизаціей, — на вѣки — на всегда безъ вѣры въ Воскресшаго, безъ Его благодатной помощи человѣкъ останется жалкимъ, ничтожнымъ существомъ, и никакая сила міра — ни въ насъ, ни внѣ насъ не дастъ намъ того, что даровано намъ воскресшимъ Побѣдитедемъ смерти.

Будемъ, однакоже, разсуждать, какъ разсуждаетъ современная мудрость. Представимъ, что человѣческій умъ быстрыми шагами пойдетъ все впередъ по тому пути, на какой вступилъ онъ нынѣ... Пусть въ безмолвныхъ глубинахъ земли, съ ихъ бездушными, мертвыми обителями — наука найдетъ искомую ею нынѣ лѣтопись мірозданья, — пусть она прочтетъ донынѣ все еще темныя, какъ темны самыя глубины земныя, письмена этой предполагаемой лѣтописи, — пусть она до конца измѣритъ самое небо съ его громадными свѣтящимися шарами, плавающими въ безграничныхъ пространствахъ вселенной, — пусть жизнь этихъ отдаленныхъ міровъ будетъ для насъ также открыта, какъ жизнь нашей земли. Пусть наконецъ извѣданы будутъ всѣ законы, всѣ тайны бытія вселенной, хотя это совершенно невозможно, потому что по мѣрѣ открытія однѣхъ изъ силъ природы являются все новыя и новыя силы, еще неизвѣстныя, и только творческій умъ — только Божественная мысль можетъ обнять собою все неистощимое богатство этихъ силъ природы, только ей доступны всѣ тайны жизни міра. Но — повторяемъ — допустимъ все это. Что же изъ того? Развѣ объяснится чрезъ это тайна первоначальнаго возникновенія жизни во вселенной? Нѣтъ! Все изначальное, довременное, вѣчное для ограниченнаго ума покрыто непроницаемой завѣсой, и останется тайною на вѣки. Жизнь видимаго міра, какъ бы мы ни изучили ее, не откроетъ намъ цѣлей бытія, не уяснитъ нашихь собственныхъ судебъ. Въ самомъ дѣлѣ, что скажетъ намъ о насъ самихъ — эта бездушная природа? Что — кромѣ того, что мы ничтожная часть необъятной вселенной, что въ этой вселенной все подвержено круговороту, все движется, измѣняется, является на время, чтобъ изчезнуть на вѣки. Что скажетъ намъ о насъ это звѣздное небо, кромѣ того, какъ ничтожны дни и годы, которыми мы измѣряемъ свое краткое существованіе на землѣ, сравнительно съ пространствомъ времени, назначеннымъ для тѣхъ же измѣненій на другихъ — отдаленныхъ отъ насъ мірахъ? Выводъ одинъ только — о нашемъ ничтожествѣ. Не такъ ли именно и разсуждаетъ нынѣшняя наука о природѣ, обрекая человѣка вмѣстѣ съ неразумною тварью на одну общую участь смерти и тлѣнія? Какой печальный, подавляющій и мысль и чувство отвѣтъ на запросъ о нашей судьбѣ! Явись на время, чтобъ на вѣки потеряться въ необъятной вселенной... Умъ, чувство, нравственность — все одно ничтожество. Жизнь наша призракъ, сонъ, — пробужденіе отъ этого сна — полное небытіе — ничтожество... Цѣли, стремленія жизни все обращается въ какую-то мглу и сумракъ. Все, что называютъ развитіемъ человѣчества, — умственнымъ и нравственнымъ, блекнетъ, пропадаетъ, — все великое въ исторіи теряетъ цѣну. Жалокъ, смѣшонъ человѣческій трудъ!... Или настанетъ время, когда человѣкъ помирится съ этимъ, когда страхъ смерти утратитъ свою силу, какъ говорятъ представители современной мудрости, заявляя, что могильный мракъ, ужасы смерти — все это плодъ празднаго воображенія? Но развѣ настанетъ время, когда мы откажемся отъ своихъ существенныхъ, ничѣмъ незаглушимыхъ потребностей, когда потеряемъ чувство любви къ жизни и невольное сознаніе своихъ вѣчныхъ стремленій? Развѣ въ наше время смерть менѣе страшна, чѣмъ прежде? Развѣ этотъ исконный врагъ нашъ утратилъ свою силу для развитаго, цивилизованнаго человѣка? Но то ли говоритъ намъ наше чувство, особенно нынѣ, въ эти послѣдніе дни, когда изощренный мечъ ангела смерти простертъ надъ нашимъ городомъ, когда всѣ мы ощущаемъ его таинственное губительное шествіе среди насъ (Исх. 11, 4), когда наше вниманіе поглощено мыслію о язвѣ смертной — и притомъ не одной, а нѣсколькихъ, одинаково лютыхъ, одинаково страшныхъ?.. Нѣтъ — не настанетъ то время, когда человѣкъ перестанетъ видѣть въ смерти своего врага. Наоборотъ — по мѣрѣ развитія человѣка не должна ли возрастать и цѣна его жизни? Чѣмъ разумнѣе жизнь, тѣмъ она дороже, тѣмъ сильнѣе, томительнѣе чувство скорби при мысли о потерѣ навѣки этихъ высокихъ разумныхъ силъ и стремленій. Или наконецъ — вслѣдствіе своего развитія, сознавъ могущество своихъ духовныхъ силъ, человѣкъ убѣдится — твердо, несомнѣнно въ томъ, что онъ созданъ для иной — вѣчной жизни, и вмѣстѣ съ тѣмъ утратитъ и страхъ смерти? Но догадки ума, шаткія заключенія мысли развѣ могутъ когда либо получить видъ неизмѣнныхъ убѣжденій, взойти на степень осязательной истины? Нѣтъ, какъ ни разсуждайте, — безъ вѣры въ Воскресшаго — окаяннѣйши есмы (1 Кор. 15, 19), человѣкъ жалкое, несчастное существо — при всемъ развитіи своихъ умственныхъ силъ, — при всѣхъ усовершенствованіяхъ своей земной жизни.

Но, еслибъ даже человѣческій умъ постигъ все, что донынѣ тяготитъ нашу мысль, и тогда еще не конецъ смущеніямъ нашего сердца. Есть у насъ еще врагъ — не внѣ, а внутри насъ, — и врагъ для насъ также несокрушимый, есть еще смерть — не тѣлесная и видимая, а внутренняя, невидимая, которая произвела и ту первую, видимую, — смерть духовная. Разумѣемъ живущее въ насъ зло, причину нашихъ бѣдъ и скорбей. Гдѣ та сила, которая избавила бы насъ отъ этого нашего внутренняго врага? Кто, кромѣ самого Творца, — когда-либо могъ бы пересоздать нашу природу, въ которой глубоко вкоренились зло и страсти? А оно глубоко лежитъ въ нашемъ сердцѣ, — оно стало силою, которая управляетъ, движетъ нашею жизнію наравнѣ съ силою добра. Что такое вся жизнь человѣка и человѣческихъ обществъ, какъ не печальное, прискорбное зрѣлище борьбы добра со зломъ, и что такое самъ человѣкъ, какъ не игралище своихъ страстей? Изъ этой прискорбной борьбы человѣческихъ самолюбій, человѣческихъ страстей сложена и вся исторія человѣчества. Или и этотъ врагъ нашъ изчезнетъ вмѣстѣ съ временемъ, и по мѣрѣ нашего развитія земля изъ юдоли плача превратится въ Эдемъ — мѣсто всеобщаго мира и довольства? Кто скажетъ это и гдѣ основанія для подобной мечты? Развѣ не видимъ мы, что человѣкъ все тотъ же, и живущая въ немъ сила зла еще не потеряла своего господства надъ нами? Не мы ли свидѣтели брани, якова же не бысть отъ начала міра доселѣ, — самой ожесточенной борьбы между двумя образованнѣйшими изъ народовъ міра, пролившей рѣки и потоки крови? И вотъ, — едва затихли эти гласы крови, едва смолкли громовые звуки новыхъ убійственныхъ орудій, изобрѣтенныхъ человѣческимъ умомъ для истребленія человѣка, какъ открылось новое, еще болѣе скорбное зрѣлище братоубійственной, междоусобной войны у одного изъ тѣхъ же образованныхъ народовъ. И все это послѣ того уже, какъ давно проповѣдано міру воскресшимъ Господомъ ученіе любви и мира, послѣ того, какъ прошли вѣка со времени этой проповѣди, — все это въ то время, когда у всѣхъ на устахъ слова мира, любви, свободы, все это даже во имя этого мира и свободы... Нѣтъ, — аще не Христосъ воста, еще есмы во грѣсѣхъ (1 Кор. 15, 17).

Да! только свѣтъ отъ гроба Живодавца можетъ разсѣять мглу недоумѣній, облегающихъ нашъ умъ, только въ немъ — Побѣдителѣ смерти источникъ утѣшеній для нашего сердца. Онъ воскресъ — Господь нашъ, и ктому не умираетъ. Это значитъ: есть, дѣйствительно есть иная, загробная, вѣчная жизнь. Прочь всѣ сомнѣнія, всѣ колебанія мысли относительно нашей человѣческой судьбы. Отнынѣ это не догадка только ума, не вѣроятное заключеніе мысли, а истина осязательная, очевидная. Мы изъяты изъ общаго закона смерти и тлѣнія. Отнынѣ наше человѣческое достоинство утверждено, упрочено. Вотъ истина, которая не перестанетъ никогда возвышать нашу жизнь, и вотъ почему такъ радостно для міра воскресеніе Господа. Онъ воскресъ — нашъ Господь, — и воскресилъ съ Собою нашъ падшій духъ, наши умерщвленныя грѣхомъ силы. Нѣтъ болѣе и смерти духовной, сокрушено владычество зла и темныхъ силъ ада? Дарованы новыя силы для борьбы со зломъ и побѣды надъ нимъ, а борцамъ уготованы блаженныя обители въ небѣ. Вотъ почему такъ радостна вѣсть о воскресеніи Господа, — она есть вмѣстѣ съ тѣмъ вѣсть и о нашемъ воскресеніи духомъ, объ обновленіи жизни всего человѣчества...

Сюда — ко гробу Живодавца обратись и ты, горделивая, суетная человѣческая мудрость, теряющаяся въ догадкахъ о судьбахъ человѣка, томящаяся безплодными думами объ устройствѣ человѣческаго счастія. Повѣрь, нигдѣ не найдешь ты мира и покоя, если его не дастъ тебѣ Воскресшій, нигдѣ не отыщешь силы, которая бы помогла намь въ борьбѣ со зломъ и бѣдами, если не обратишься къ высшей, благодатной силѣ. Преклонись же предъ этимъ величайшимъ чудомъ не только божественнаго могущества, но и божественной любви. Но для того, чтобы понять силу этого чуда, отрѣшись напередъ отъ этого стихійнаго міра, поднимись надъ нимъ мыслію, обратись внутрь себя — къ голосу своего сердца — иначе скажемъ мы тебѣ — по подобію того, что сказалъ Воскресшій Маріи Магдалинѣ, — не прикасайся къ истинѣ воскресенія, иначе она останется для тебя, какъ и донынѣ, непонятною.

А ты, вѣрующая душа, — укрѣпись вѣрою въ Воскресшаго — среди треволненій жизни, отовсюду налегающихъ на насъ. Воскресшій Жизнодавецъ — вотъ твое неистощимое, незамѣнимое, вѣчное утѣшеніе. Съ Нимъ ничто не страшно: — ни смерть, ни скорби. Итакъ горѣ́ — къ небу обрати свой взоръ; — тамъ наше истинное отечество, тамъ ждетъ насъ любовь воскресшаго Господа...

Всего болѣе нуждаетесь въ этихъ утѣшеніяхъ вы, простыя души, — вы, труженики дня, которыхъ жизнь обречена на добываніе насущнаго хлѣба. Вамъ всего легче огрубѣть сердцемъ до забвенія всего высшаго, небеснаго, всего, что возвышаетъ человѣка надъ землею. Что же — знаете ли вы, что даровалъ вамъ воскресшій Господъ, — знаете ли, что Онъ воскресъ затѣмъ, чтобъ воскресить и васъ? Какъ воскресить? Не тѣломъ только въ послѣдній день, но и душою, еще здѣсь на землѣ. Онъ воскресъ за тѣмъ, чтобы искоренить въ насъ страсть и порокъ, чтобы обновить нашу душу стремленіями къ истинѣ, къ добру. Не забывайте же о томъ, къ чему обязываетъ васъ воспоминаніе о воскресеніи Спасителя. Возстаньте, пробудитесь отъ своего духовнаго сна, — отъ этого невѣдѣнія, которое тяготѣетъ надъ вами, — отъ этой нравственной безпечности, которая такъ свойственна вашему быту. Не забудьте объ этомъ, по крайней мѣрѣ во дни воспоминанія о воскресеніи Спасителя. Не для чувственныхъ радостей и наслажденій назначены предстоящіе св. дни, такъ часто обращаемые въ поводъ къ жизни, недостойной христіанина. Пусть ваша Пасха будетъ посвящена на благоговѣйное воспоминаніе о томъ, что́ совершено для насъ нашимъ Воскресшимъ Господомъ. Пусть она будетъ свѣтлымъ и мирнымъ праздникомъ для вашей души.

Самъ Воскресшій Господь да привлечетъ къ Себѣ сердца всѣхъ насъ. Онъ для того и восходилъ на крестъ... Аминь.

Архимандритъ Хрисанѳъ.       

28 марта 1871 года. С. Петербургъ.

Источникъ: Архимандритъ Хрисанѳъ. Слово на день Святой Пасхи. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб. Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1872. — Томъ II. — С. 86-93.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0