Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Х

Еп. Хрисанѳъ (Ретивцевъ) († 1883 г.)
Слово на день Святой Пасхи.

Взорамъ вѣры нашей открыто нынѣ величайшее изъ событій въ земной жизни нашего Спасителя, — Его воскресеніе, составляющее основаніе нашего спасенія и нашихъ надеждъ на жизнь вѣчную. Все въ церковныхъ священнодѣйствіяхъ напоминаетъ намъ нынѣ объ этомъ великомъ событіи. Утру глубоку — подобно женамъ-мѵроносицамъ — мы ходили ко гробу Воскресшаго, чтобы, подобно имъ, услышать радостное: воста, нѣсть здѣ (Матѳ. 28, 6). Радостныя «пѣсни воскресенія» съ того времени не перестаютъ оглашать нашъ слухъ. Въ настоящія минуты, — слыша вѣсть Евангелія о явленіи Воскресшаго Апостоламъ, — мы какбы присутствуемъ вмѣстѣ съ ними при этомъ явленіи. И къ намъ, какъ нѣкогда къ нимъ, обращено Его божественное: миръ вамъ (Іоан. 20, 19).

Драгоцѣнное воспоминаніе для укрѣпленія нашей вѣры! Здѣсь — у гроба Спасителя — разрѣшены всѣ недоумѣнія, отъ вѣка томившія человѣческій умъ, спѣдавшія человѣческое сердце. Здѣсь разрѣшенъ томительный, вѣковый вопросъ о злѣ нравственномъ, живущемъ въ человѣкѣ, о бѣдахъ жизни. Это зло побѣждено воскресшимъ Искупителемъ. Здѣсь разрѣшенъ и мучительный вопросъ о томъ, чтó ожидаетъ насъ за тѣмъ страшнымъ могильнымъ мракомъ, въ который снисходитъ человѣкъ по смерти. И какъ разрѣшенъ! Не въ гаданіяхъ человѣческой мысли, всегда болѣе или менѣе шаткихъ, не въ заключеніяхъ человѣческаго ума о нашемъ будущемъ, всегда болѣе или менѣе нерѣшительныхъ; нѣтъ — истина вѣчной жизни и нашего воскресенія открыта намъ въ самомъ событіи воскресенія — въ лицѣ воскресшаго Господа, въ Его побѣдѣ надъ смертію. Въ лицѣ воскресшаго Спасителя мы видимъ самое живое, осязательное доказательство истины безсмертія, — какбы созерцаемъ ее не умомъ только, но и самымъ чувствомъ, — всѣмъ существомъ своимъ...

Но воспоминаніе о воскресеніи Спасителя не только питаетъ и укрѣпляетъ нашу вѣру во спасеніе и жизнь вѣчную, а и возбуждаетъ насъ къ жизни по вѣрѣ, — къ нравственному обновленію. Образъ, воскресшаго Господа долженъ быть образомъ, т. е., подобіемъ нашего собственнаго воскресенія, — воскресенія не тѣломъ, а духомъ, не въ будущей, а въ настоящей жизни. По словамъ Апостола, мы должны быть сообразни подобію воскресенія Христова (Рим. 6, 5). Якоже воста Христосъ отъ мертвыхъ, сице и мы во обновленіи жизни ходити начнемъ (Рим. 6, 4).

Итакъ, воскресеніе Спасителя есть символъ, образъ, подобіе нашего собственнаго воскресенія, нашего нравственнаго обновленія, нашего духовнаго оживотворенія.

Христосъ воскресъ. Воскресли ли, воскресаемъ ли мы — своею душою, обновляемся ли своею мыслію, своимъ чувствомъ, всею своею жизнію?

Христосъ воскресъ, — воскресъ воистину. Гробъ отверстъ, пелены, которыми обвитъ былъ Умершій, болѣе не связываютъ Его, камень отваленъ отъ гроба. Возстали ли мы отъ гроба? А у насъ есть свой гробъ. Этотъ гробъ, нашъ ветхій человѣкъ, — наша плоть, наша страсть, которая убиваетъ, мертвитъ нашу душу. Духъ нашъ, находясь подъ ея вліяніемъ, въ оковахъ, въ заключеніи, во мракѣ, — какбы въ могильномъ мракѣ. Живя по плоти, имамы умрети (Рим. 8, 13). Есть пелены, которыми связана наша душа, — это узы тѣхъ же страстныхъ влеченій, нечистыхъ, корыстныхъ желаній. Есть камень, которымъ закрыто и подавлено наше сердце, и камень велій зѣло — это наше самолюбіе, которое закрываетъ наше чувство отъ истины, правды, добра, которое заключаетъ насъ въ себѣ самихъ. Что же, отверстъ ли нашъ гробъ? Кончилось ли наше заключеніе въ немъ? Разрѣшены ли узы, связывающія нашу душу? Отваленъ ли камень отъ дверей жестокаго сердца нашего? Мертвы ли мы грѣху, живы ли Богу (Рим. 6, 11)? Если нѣтъ, — безплодно для насъ воскресеніе Спасителя.

Христосъ воскресъ и явилъ доказательства своего воскресенія другимъ. Онъ являлся Апостоламъ по воскресеніи въ продолженіи 40 дней, невѣровавшему Ѳомѣ далъ осязать язвы гвоздиныя, вложить перстъ въ Его прободенныя ребра. Есть ли въ насъ доказательство нашего духовнаго воскресенія, настолько ли оно живо и дѣйственно въ насъ, чтобы видимо было и осязаемо другими? Настолько ли жива наша вѣра, совершенна наша жизнь, чтобы по нимъ можно было судить о величіи вѣры и жизни христіанской, — свѣтится ли свѣтъ нашъ предъ человѣки? О, если бы можно было и намъ, указывая на жизнь нашего христіанскаго общества, сказать невѣрующему: вложи перстъ твой въ ребра, и не буди невѣренъ, но вѣренъ, — «посмотри на самую жизнь вѣрующихъ, и не сомнѣвайся болѣе. Это не та жизнь, какою жилъ человѣкъ до Христа и какою живутъ донынѣ тѣ, которые не знаютъ Его, — это жизнь духа, жизнь правды, любви, мира, — жизнь несравнимая съ жизнію естественною». А этихъ невѣрующихъ немало, и нынѣ, какъ прежде — еще во дни Апостоловъ, они спрашиваютъ: гдѣ есть обѣтованіе Его пришествія? вся тако пребываютъ отъ начала созданія (2 Петр. 3, 4); «гдѣ признаки новой благодатной жизни, — ничто не измѣнилось, тѣ же страсти, тѣ же пороки, что и прежде?»

Христосъ воскресъ, и ктому не умираетъ: смерть Имъ ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9). Побѣда Его надъ смертію совершенная, вѣчная. Такъ же ли совершенно, полно наше духовное воскресеніе? Единою ли мы умерли грѣху, и затѣмъ уже живемъ только для Бога (Рим. 6, 10)? Однажды ли навсегда отказались мы отъ своихъ страстныхъ влеченій, или только на время освобождаемся отъ нихъ? Затѣмъ ли мы говоримъ нынѣ: «братья», простираемъ свои объятія другъ къ другу, даемъ лобзаніе мира, чтобы потомъ забыть объ этомъ и снова открыть вражду другъ къ другу? Если такъ, то мы не сообразны воскресенію нашего Спасителя и Господа.

Христосъ воскресъ и облекся силою свыше, чтобы проявить свое царственное могущество, создать Церковь, которой во вѣки не одолѣютъ и силы ада. Воскресеніе Его было началомъ Его вѣчнаго царственнаго могущества. Есть ли въ насъ благодатная сила, есть ли въ насъ духовно-нравственное могущество? Настолько ли сильна наша вѣра, чтобы поражать невѣріе, чтобы ревновать о распространеніи вѣры? Живетъ ли въ насъ духъ Отца, воскресившаго Христа отъ мертвыхъ? Какимъ духомъ проникнута наша наука, наше стремленіе къ знанію, наша жизнь? Среди своихъ напряженныхъ стремленій къ образованію — думаемъ ли мы о вѣчныхъ цѣляхъ жизни? Само образованіе — сама наука указываетъ ли намъ въ природѣ вѣчную мудрость небеснаго Отца, въ судьбахъ человѣческой жизни, Его провидящую силу, или она не возводитъ нашу мысль далѣе мертвыхъ законовъ природы и случайнаго сцѣпленія событій? Среди своихъ усиленныхъ стремленій къ обновленію гражданской жизни, думаемъ ли мы о необходимости инаго, внутренняго, духовнаго обновленія? Съ такою же ли ревностію относимся мы къ дѣлу вѣры, какъ къ тому, что зовемъ прогрессомъ общественной жизни? А какъ нужна намъ эта святая ревность! Цѣлыя области нашего обширнаго государства еще пребываютъ во мракѣ язычества, и ждутъ просвѣщенія свѣтомъ вѣры, — внутри отечества многое множество разнообразныхъ, часто дикихъ по своему ученію, сектъ и толковъ. Когда настанетъ конецъ нашему равнодушію, нашей нравственной слабости?

О, если бы вмѣстѣ съ начавшимся обновленіемъ нашей внѣшней, гражданской жизни началось, крѣпло и возрастало иное, внутреннее, духовное обновленіе, о которомъ напоминаетъ намъ, каждый разъ, свѣтлый праздникъ воскресенія, если бы возрасталъ духъ ревности къ вѣрѣ, ослаблялись страсти, исчезалъ порокъ!

Воскресшій Господь да подастъ намъ силы къ животу и благочестію. Аминь.

С. П. Б.

Источникъ: Архимандритъ Хрисанѳъ. Слово на день Святой Пасхи. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб. Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1870. — Томъ II. — С. 396-400.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0