Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Х

Еп. Хрисанѳъ Ретивцевъ († 1883 г.)
Рѣчь, произнесенная 21 апрѣля, по прочтеніи Высочайшаго Манифеста о вступленіи русскихъ войскъ въ предѣлы Турціи.

Итакъ совершилось, — конецъ нашимъ ожиданіямъ. Услышано нами мощное царское слово, призывающее къ брани. И мы знаемъ уже, что она началась, что пролилась уже русская кровь... Никакихъ вопросовъ не можетъ быть съ нашей стороны о причинахъ и цѣляхъ этой войны. Все это мы уже передумали и перечувствовали. Да! Вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ Верховный вождь нашъ думалъ свою крѣпкую думу, съ нимъ думала вся необъятная страна наша, весь великій народъ нашъ.

И — чудное дѣло, ничто не могло отвратить отъ насъ эту брань за вѣру и братьевъ. Усилія сохранить миръ, повидимому, только дѣлали болѣе очевидною неизбѣжность брани...

Неисповѣдимы пути Господни въ судьбахъ народовъ и царствъ. Часто никакая человѣческая воля, никакая человѣческая предусмотрительность не можетъ остановить неудержимаго потока событій и только, по совершеніи ихъ, становятся понятны для насъ ихъ цѣли и значеніе. Это — гласъ Божій въ человѣческой исторіи, это — откровеніе Божественной мысли въ жизни народовъ и государствъ.

Мы стоимъ теперь предъ такимъ таинственнымъ будущимъ. Что скажетъ оно намъ? Что начертано на немъ перстомъ Божіимъ?

Не знаемъ, и быть можетъ, не скоро узнаемъ, но не можемъ не видѣть въ ходѣ этихъ событій особыхъ путей Провидѣнія, не можемъ не признать въ нихъ особой о насъ воли Божіей. Одно знаемъ мы, что мы правы, что стоимъ за самое высокое и святое дѣло, что мы подвиглись — пока одни изъ всѣхъ христіанскихъ народовъ — на защиту угнетенныхъ исповѣдниковъ имени Распятаго и Его вѣчной любви. Въ одномъ увѣрены, что идемъ путемъ нашихъ доблестныхъ предковъ, слѣдуемъ ихъ завѣту. Исконный врагъ христіанской вѣры и нашихъ братьевъ есть вмѣстѣ и давній врагъ нашей собственной страны. Въ борьбѣ съ поклонниками лжепророка возрасталъ, крѣпнулъ, мужалъ нашъ народъ, расширялось и объединялось наше государство. Въ сознаніи этой правоты своей и высокихъ чистыхъ цѣлей брани, мы можемъ съ полнымъ упованіемъ на промыслъ Божій сказать теперь: да будетъ воля Твоя, — невидимый Верховный Правитель царствъ и народовъ. Мы готовы на подвигъ, къ которому Ты зовешь насъ устами своего Помазанника, — нашего земнаго вождя, мы на все готовы, — благодаримъ, что избираешь насъ въ орудіе Твоихъ премудрыхъ путей. Преклоняемся предъ Твоими таинственными о насъ велѣніями...

Великія историческія минуты, повидимому, наступаютъ, братія. Все, конечно, можетъ кончиться скоро, но какъ-бы ни малы были послѣдствія нашей борьбы за судьбу нашихъ братьевъ, все это будетъ шагъ впередъ на пути къ торжеству правды. А можетъ и осложниться ходъ этой великой брани не на корысть, а за свободу страждущихъ и обремененныхъ, — и тогда мы свидѣтели великихъ событій... Дай Богъ, чтобы мы дожили до нихъ, увидѣли эти давно желанные дни...

Многихъ жертвъ, безъ сомнѣнія, потребуетъ отъ насъ эта брань и прежде всего вещественныхъ. Но, братія мои, и народы и государства, какъ и отдѣльныя лица, живутъ не о хлѣбѣ единомъ и не для вещественнаго богатства только. Не возьмемъ съ собою, умирая, нашихъ вещественныхъ стяжаній, а правда и любовь, а подвигъ самопожертвованія пойдутъ съ нами въ небо и вѣчность. Правда, народы и государства живутъ земною жизнію несравненно долѣе, чѣмъ отдѣльныя лица, изъ которыхъ они слагаются, но и ихъ судьбы не ограничиваются только вещественными, земными цѣлями. «Сѣмя свято» — стояніе міра, — вотъ зачѣмъ живутъ и народы, вотъ чѣмъ держится и ихъ жизнь, — весь міръ, вся вселенная стоитъ правдою и ради правды. Такъ говоритъ откровенное слово Божіе. И сама земная исторія оцѣниваетъ, судитъ жизнь народовъ не по богатству только. Духомъ корысти никогда и не отличается нашъ благородный народъ въ сношеніяхъ съ другими народами. Предоставимъ же этимъ другимъ жить для одной корысти и ради ея забывать Христа и христіанство и стоятъ за враговъ креста Христова. Не позавидуемъ ихъ богатству. Оставимъ, забудемъ въ настоящія минуты эти жалкіе толки о нашихъ вещественныхъ лишеніяхъ, о тратахъ вещественнаго достоянія. Какъ все это, дѣйствительно, ничтожно и жалко сравнительно съ великими цѣлями нашей брани, которыя волнуютъ душу самыми высокими помыслами, самыми свѣтлыми и чистыми чувствами.

Война вообще есть испытаніе для народа, требующее напряженія всѣхъ его силъ и жертвъ не вещественнымъ только достояніемъ, но и жизнію, кровію. Но иногда нѣтъ иныхъ средствъ, кромѣ желѣза и крови — для защиты правды. И нынѣ любвеобильный Государь нашъ, щадившій жизнь и достояніе наше, до конца истощилъ, какъ самъ онъ говоритъ, свое миролюбіе прежде, чѣмъ прибѣгнулъ къ силѣ оружія. Война всегда есть година трудная для народа, но иногда нужная и полезная для оживленія и возбужденія тѣхъ же народныхъ силъ. За громами и молніями всегда слѣдуетъ въ природѣ свѣжесть воздуха, оживленіе. Подобное — и въ нравственной жизни. И кто знаетъ, быть можетъ, Господь судилъ намъ эту брань сколько для пользы нашихъ братьевъ, столько же и для насъ самахъ. Среди нашихъ стремленій къ обновленію гражданской жизни, въ послѣдніе дни много было, какъ всѣ мы знаемъ, и увлеченій и крайняго легкомыслія. Провидѣніе обращаетъ насъ къ завѣту предковъ, требуя брани во имя вѣры и своей народности. Оно хочетъ очистить ту невещественную атмосферу, которою мы нравственно дышемъ.

И всѣ донынѣ бывшія войны и брани наши были намъ полезны даже тогда, когда сопровождались лишеніями. Огненное испытаніе подъ Севастополемъ — на мѣстахъ, гдѣ впервые явился для нашей страны свѣтъ Христовой вѣры, — было и горниломъ нашего нравственнаго очищенія, повело къ обновленію нашей жизни.

Настоящая брань наша, братія, есть еще первая послѣ этого обновленія нашей гражданской жизни, послѣ того, какъ Царь-Освободитель, уничтоживъ среди насъ рабство, призвалъ насъ къ самодѣятельности, послѣ того, какъ мы стали жить болѣе сознательною народною жизнію. Это — рѣдкая, почти безпримѣрная война по чистотѣ и совершенному безкорыстію нашихъ намѣреній, война во имя одной любви, за нравственныя права человѣка, за свободу страждущихъ. Это наконецъ наша священная война, — война за Христа и христіанство, за нашихъ братьевъ, — съ нею связаны вопросы и нашей родной вѣрѣ и нашей народности, — все самое дорогое для нашего народнаго чувства.

Покажемъ же себя достойными нашего настоящаго высокаго призванія. Докажемъ, что мы, дѣйствительно, обновились духомъ, еще болѣе выросли и окрѣпли нравственно, стали, дѣйствительно, достойны, чтобы быть покровителями другихъ, угнетенныхъ племенъ. Къ жертвамъ зоветъ насъ Господь. Съумѣемъ же, какъ сказалъ нашъ Государь, благословляя въ путь свои доблестныя войска, постоять — всѣ до единаго человѣка за честь нашей страны. Да, «всѣ и до единаго». Не всѣ изъ насъ, конечно, могутъ взять въ руки оружіе, но всѣ мы можемъ и должны, если потребуется, отдать все, что можемъ, все, что имѣемъ, пожертвовать для отечества всѣми силами души и тѣла.

А теперь, преклоняясь въ смиренномъ благоговѣніи предъ волею Божіею, вознесемъ свою усердную молитву къ Царю царей и царствъ о царѣ нашемъ, о его доблестныхъ воинахъ и о всѣхъ насъ. Да дастъ Онъ намъ силы вынести это испытаніе съ терпѣніемъ и самопожертвованіемъ, да укрѣпитъ сердца наши вѣрою и любовію, да даруетъ побѣду и одолѣніе надъ лютымъ врагомъ нашему христолюбивому воинству, чтó идетъ теперь на обагренную кровію и опустошенную агарянскою злобою землю братьевъ нашихъ и несетъ имъ съ собою надежду и утѣшеніе, а великаго царя нашего — освободителя своего народа да содѣлаетъ освободителемъ и другихъ намъ соплеменныхъ народовъ, къ славѣ Христова имени, къ возвеличенію его царственныхъ заслугъ и къ чести и утѣшенію нашего Боголюбиваго и великодушнаго народа.

Источникъ: Рѣчь преосвящ. Хрисанѳа, епископа Астраханскаго и Енотаевскаго, произнесенная 21 апрѣля, по прочтеніи Высочайшаго Манифеста о вступленіи русскихъ войскъ въ предѣлы Турціи. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый свящ. С. В. Протопоповымъ. — СПб. Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1877. — Томъ II. — С. 359-363.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0