Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Еп. Гурій Буртасовскій († 1907 г.)
Рѣчь при врученіи жезла новохиротонисанному епископу Николаевскому Тихону (Оболенскому).

Преосвященный епископъ Тихонъ!

Духъ Святый (Дѣян. 20, 28), чрезъ мѣрность нашу, нынѣ поставилъ тебя епископомъ богоспасаемаго града Николаевска. Братски мы привѣтствуемъ тебя съ воспріятіемъ великой благодати священства, чтобы быть тебѣ стражемъ дома Господня и пастыремъ словеснаго стада Христова, за которымъ требуется тебѣ не только наблюдать, какъ епископу, но и пасти, какъ архипастырю, на пажитяхъ духовныхъ — благодатныхъ, оберегая отъ волковъ, стремящихся къ расхищенію и погубленію Христовыхъ овецъ. Ты хорошо знаешь, что Церковь Христова, этотъ дворъ овчій (Іоан. 10, 1), съ самаго начала своего существованія и до нынѣ, имѣетъ много враговъ, живущихъ и дѣйствующихъ по князю власти воздушныя (Ефес. 2, 2), діавола, исконнаго противника Божія. Но, по неложному слову Спасителя, ее не въ состояніи преодолѣть и всѣ силы ада (Матѳ. 16, 18): одушевляемая и укрѣпляемая Духомъ Святымъ, она будетъ непоколебимо стоять до скончанія міра на твердомъ камени исповѣданія Христа Спасителя Сыномъ Божіимъ, сшедшимъ съ небесъ и пребывающимъ въ ней нашего ради спасенія. Объ этотъ камень разбивались всѣ ереси и расколы, какъ въ древнія, такъ и въ новыя времена. Какъ ни изощряются враги спасительнаго православія ослабить оное и извратить въ сознаніи чадъ Божіихъ, сердцемъ вѣрующихъ въ правду (Рим. 10, 10), оно всетаки остается въ святой Церкви цѣлымъ и неповрежденнымъ, благодаря бдительности богомудрыхъ ея пастырей и учителей, которые, дѣйствуя въ духѣ Христовомъ и въ благодатномъ единеніи съ Нимъ, какъ Главою Церкви (Ефес. 5, 23), получаютъ отъ Него мудрость, могущество и силу къ тому, чтобы всѣ вѣрующіе во Христа, по выраженію святаго Апостола, истинствующе въ любви (Ефес. 4, 14-15), не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученія, во лжи человѣчестѣй, по хитрому искусству обольщенія, но возращали бы все въ Того, Который есть Глава, Христосъ. Наше назначеніе въ Церкви, какъ пастырей и учителей, въ томъ и состоитъ, чтобы богодарованными намъ благодатными средствами совершать святыхъ и созидать тѣло Христово, т. е. Церковь, чрезъ обращеніе въ нее невѣрныхъ и суевѣрныхъ, путемъ вразумленія и наставленія въ вѣрѣ и благочестіи, дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познаніе Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 11-13). Такъ опредѣляетъ наше назначеніе, какъ пастырей и учителей, святый апостолъ Павелъ.

Несомнѣнно, великая и трудная задача и цѣль епископскаго служенія, какъ несомнѣнно и то, что, къ достойному прохожденію онаго, подаются намъ и великія благодатныя силы. Чѣмъ ближе мы становимся вѣрою и любовію ко Христу, какъ къ своему Пастыреначальнику, вѣчному архіерею, тѣмъ болѣе пріумножаются въ насъ эти силы, такъ что и трудное становится какъ бы нетруднымъ, и невозможное достижимымъ. Вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ, говорилъ о себѣ апостолъ Павелъ, истинный пастырь Церкви (Флп. 4, 13). По силѣ вѣры, любви и преданности ко Христу то же можеть сказать о себѣ и всякій другой пастырь Церкви, всецѣло посвящающій себя на служеніе ей: и сознаніе, и чувство, и самыя дѣйствія, совершаемыя имъ, ясно свидѣтельствуютъ ему, что онъ является въ дѣлѣ своего великаго служенія только лишь орудіемъ благодатной силы, изливаемой Христомъ Спасителемъ, какъ Онъ и говоритъ каждому изъ насъ, въ лицѣ апостоловъ, яко безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). И это потому, что основанная Спасителемъ святая Церковь пребываетъ не отдѣльно отъ Него, а въ Немъ. Онъ обитаетъ въ ней и дѣйствуетъ, такъ сказать, органически, какъ ея полнота, по слову Апостола, наполняющая все во всемъ (Ефес. 1, 21. 23; Кол. 1, 17-19). Находясь въ непосредственномъ единствѣ съ Церковію, Онъ, какъ Глава ея, въ Духѣ Святомъ, Самъ невидимо управляетъ ею, учитъ и священнодѣйствуетъ чрезъ насъ, пастырей и учителей Церкви. Это ясно открывается изъ того, что Спаситель, передавая, предъ Своимъ вознесеніемъ на небо, божественную Свою власть и права въ Церкви святымъ апостоламъ, а въ лицѣ ихъ и всѣмъ будущимъ Своимъ преемникамъ въ дѣлѣ служенія спасенію рода человѣческаго, обѣщался пребывать съ ними во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20), пребывать, безъ сомнѣнія, для того, чтобы руководить ихъ благодатію Святаго Духа на ихъ высокомъ и многотрудномъ поприщѣ, содѣйствовать въ достиженіи церковно-пастырскихъ цѣлей и управлять. И тѣмъ болѣе Онъ проявляетъ Свою божественную силу въ ихъ служеніи, чѣмъ болѣе они сознають свои немощи, свое безсиліе въ исполненіи своихъ обязанностей, какъ въ этомъ убѣждаетъ насъ тотъ же апостолъ Павелъ: егда бо немощствую, говоритъ онъ, тогда силенъ есмь (2 Кор. 12, 10). Для благоуспѣшности нашего епископскаго служенія, намъ нужно всегда имѣть въ сознаніи и чувствѣ, что мы слуги Христовы (1 Кор. 4, 4), соработники у Бога на нивѣ Божіей (1 Кор. 3, 9), а потому мы должны не только со вниманіемъ, но и съ благоговѣніемъ относиться къ своимъ обязанностямъ, чтобы не погрѣшить въ чемъ-либо предъ нашимъ Пастыреначальникомъ Христомъ.

Итакъ, возлюбленный братъ нашъ, преосвященный епископъ Тихонъ, да не смущается сердце твое, при сознаніи многотрудности и высоты епископскаго служенія, и своего безсилія и недостоинства. Господь близъ (Флп. 4, 5). Посему, въ упованіи на Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, всякою силою возмогающе по державѣ славы Его, потщися себе искусна поставити предъ Богомъ, дѣлателя непостыдна, право правяща слово истины, во всякомъ терпѣніи и долготерпѣніи съ радостію (2 Тим. 2, 15; Кол. 1, 17). Какъ отъ Самого Христа ты нынѣ воспріялъ благодать архіерейства, возложеніемъ рукъ священничества (1 Тим. 4, 14), такъ отъ Него же, чрезъ наше посредство, пріими ты и сей архипастырскій жезлъ, какъ сѵмволъ богодарованныхъ тебѣ правъ и власти епископскаго служенія, которыя будутъ уподоблять тебя Христу въ Его служеніи спасенію рода человѣческаго, ибо епископское служеніе есть продолженіе Христова служенія на землѣ. Для путника посохъ служитъ и опорою въ прохожденіи пути, и отраженіемъ разныхъ страховъ и нападеній: такъ и намъ, епископамъ, архіерейскій жезлъ, по своему духовному значенію, служитъ опорою въ нашей немощи и огражденіемъ отъ всякихъ прираженій, враждебныхъ Христу и святой Его Церкви. Съ благодарными чувствами къ Богу, во Святѣй Троицѣ славимому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, за ниспосланный тебѣ нынѣ даръ Божій (2 Тим. 1, 6), святительски благослови, и осѣни симъ жезломъ градъ сей и вся грады и веси нашей паствы, какъ и предстоящую братію сію, боголюбиво ожидающую воспріять отъ тебя, какъ новопоставленнаго епископа святой Церкви, спасительное благословеніе Божіе.

Источникъ: Рѣчь преосвященнаго Гурія, епискона Самарскаго, при врученіи жезла новохиротонисанному епископу Николаевскому Тихону. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1901. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 163-165.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0