Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.)
Слово въ 5-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Возлюбленные братія! Вникните умомъ и вложите въ свое сердце только что выслушанное Евангеліе. И когда Онъ (Господь) прибылъ на другой берегъ... — такъ начинается сегодняшній разсказъ (Матѳ. 8, 28).

Человѣческая жизнь — какъ рѣка, и у нея два берега. Мы были съ Господомъ на одномъ берегу. Господь указалъ намъ этотъ правый берегъ жизни, берегъ правды жизни. Эта зеленѣющая вѣра — сила. Вѣра-сила какъ живительный истокъ жизни, отдающейся Промыслу и питающейся отъ Божіей стихіи вѣчности.

Вамъ должно быть понятно пребываніе на зеленѣющемъ берегу жизни. О немъ Господь говорилъ два прошлыхъ воскресенія въ Своихъ возвышенныхъ словахъ о Промыслѣ и о вѣрѣ-силѣ. Теперь Онъ переправился на другой берегъ и взялъ насъ съ Собой для наученья. Какъ только Господь прибылъ на другой берегъ, Его встрѣтили два бѣсноватые, вышедшіе изъ гробовъ (Матѳ. 8, 28); или, какъ говоритъ евангелистъ Маркъ, тотчасъ встрѣтилъ Его вышедшій изъ гробовъ человѣкъ (Марк. 5, 2).

Господь показываетъ намъ другой берегъ рѣки. Тотъ, оставленный, былъ берегъ жизни, а этотъ, видимо, берегъ смерти. Его обитатели живутъ среди гробовъ. Тутъ вся земля, не часть ея, — одно кладбище. Потому евангелистъ и говоритъ: И когда вышелъ Онъ изъ лодки, тотчасъ встрѣтилъ Его вышедшій изъ гробовъ человѣкъ. «Тотчасъ» — какъ будто здѣсь живутъ одни гробные обитатели, а другихъ и не встрѣтишь. Очевидно, это — сплошная земля смерти.

Ея обитатели, какъ оказалось, были рабы смерти, рабы зла: они были бѣсноватыми; хозяиномъ и распорядителемъ ихъ жизни былъ бѣсъ, было зло. Значитъ, другой берегъ жизни — это царство зла, а его насельники — люди, продавшіе себя въ рабство злу или грѣху. Грѣхъ и зло — это же одно и то же. Сегодня Господь показываетъ намъ это царство.

Очевидно, Христосъ непосредственнымъ сопоставленіемъ обоихъ береговъ жизни, сопоставленіемъ царства Бога и царства зла хотѣлъ запечатлѣть въ нашихъ душахъ образы обоихъ царствъ, чтобы побудить насъ, непробудныхъ, оставаться всегда на зеленѣющемъ берегу жизни.

Чтобы склонить насъ навсегда остаться на зеленѣющемъ берегу жизни, Господь показываетъ намъ ужасающую и отталкивающую картину зла. Онъ изображаетъ царство смерти въ яркомъ образѣ его обитателя — бѣсноватаго. Это царство отсутствія жизни. Бѣсноватый — человѣкъ зла, живетъ среди мертвецовъ: онъ вышелъ изъ пещеры съ гробами покойниковъ. Онъ живетъ среди скалистыхъ горъ, въ горахъ и гробахъ, кричалъ онъ, какъ пишетъ о немъ евангелистъ Маркъ (Марк. 5, 5).

Міръ смерти... Какая жизнь на скалистыхъ вершинахъ? Ни деревца, ни травки, ни цвѣточка! Туда не ступаетъ нога звѣря, и порханье птицъ не смягчаетъ картину безжизненности. Безлюдіе пустыни... Тишина могилъ... Угрюмье мертвости... Царство смерти! Это царство смерти на кручахъ горъ олицетворяетъ вздыбленную человѣческую самость, которая, какъ гора, заслоняетъ небо. Самъ человѣкъ — единственный хозяинъ своей жизни, и самъ пробиваетъ свой путь. Онъ самъ громоздитъ свою жизнь; вавилонской башней самости онъ хочетъ опереться на землю, подмять ее подъ себя и подчинить себѣ самое небо. Кручи горъ — это вздыбленная человѣческая самость. А вокругъ голыя скалы всеразрушающаго кругомъ себя себялюбія, утесы эгоистической замкнутости, ложбины грѣха, ущелья одной лжи и неправды, пропасти смертныхъ паденій.

Таковъ берегъ зла — земля безжизненности, уничтоженія, гдѣ человѣкъ теряетъ человѣческое и въ эгоистически-животномъ цѣпляній за жизнь обращается въ животное, борющееся за себя и уничтожающее соперника. Господь въ такомъ видѣ и показываетъ людей другого берега, людей зла. Они вышли весьма свирѣпые, такъ что никто не смѣлъ проходить тѣмъ путемъ (Матѳ. 8, 28).

Развѣ не правда, что жизнь внѣ Бога есть безпощадная борьба эгоизма? На безжизненной дорогѣ зла — одно разрушеніе: гибнетъ самъ человѣкъ, разрушается все человѣческое. Евангелистъ Маркъ обозначаетъ это разрушеніе жизни: И никто не могъ его (гадаринскаго бѣсноватаго) связать даже цѣпями; потому что многократно былъ онъ скованъ оковами и цѣпями, но разрывалъ цѣпи и разбивалъ оковы (Марк. 5, 3-4).

Человѣкъ-себялюбецъ не выноситъ ничего, что противно его пути. Отбрасываетъ и уничтожаетъ все, что не подходитъ къ міру зла. Все, чуждое этому міру, вызываетъ въ немъ бѣшеную ненависть, и человѣкъ, какъ одержимый, рветъ всѣ связи жизни добра. Онъ разбиваетъ законы чести, совѣсти, долга. Онъ рветъ семейныя связи, уничтожаетъ общественныя связи и, наконецъ, добравшись до Бога, рветъ Его святыя велѣнія, твердыя, какъ оковы, велѣнія Божіяго закона. Таковъ разрушительный путь зла. Но, быть можетъ, на немъ хорошо человѣку, предавшемуся злу? Ничуть. Объ этомъ свидѣтельствуетъ тотъ же евангелистъ Маркъ: Всегда, ночью и днемъ, въ горахъ и гробахъ, кричалъ онъ и бился о камни (Марк. 5, 5).

Постоянная тревога за прочность своихъ эгоистическихъ построекъ, постоянное недовольство достигнутымъ и имѣющимся, постоянная погоня за неуловимымъ, «нужнымъ» для жизни. Безконечный кругъ неудовлетворенности, ненаполненности жизни и какая-то неистребимая пустота кругомъ при всѣхъ усиліяхъ загрузить жизнь безпрерывной возней. И, конечно, крикъ пустоты, крикъ безъ устали, днемъ и ночью, какъ печать отверженности и свидѣтельство безрадостности и отсутствія покоя.

Братія! Поразмыслите, сколь ярки эти короткія евангельскія слова, обрисовывающія жизнь зла, жизнь другого берега. По Евангелію, это жизнь разрушенія, истребленія самого человѣка, безконечная борьба эгоизмовъ, разрушеніе законныхъ связей человѣческаго общества и жизнь гнетущей пустоты при всей неугомонной хлопотливости что-то создать и чѣмъ-то отгородиться въ жизни.

Если эта яркая характеристика недостаточно волнуетъ васъ, или вы, приведенные Богомъ на другой берегъ рѣки жизни, не разобрались въ смыслѣ этого Божія дѣла и не разобрались въ значимости открывшагося на этомъ берегу, и если васъ недостаточно волнуетъ его мрачная картина, то я придвину ее поближе.

Какъ вамъ думается, далеко ли отъ васъ лежитъ царство зла? Какъ вамъ думается, на какомъ невѣдомомъ материкѣ стелется ужасающая тропа разложенія и смерти? Вашъ глазъ покоенъ? Ему не видны скалы мертвости? Ваше ухо не безпокоятъ животные крики борьбы, и оно не слышитъ стоновъ людей, бьющихся объ острые камни? О, вы были бы счастливы, если бы все это было далеко, далеко отъ васъ!

Братія! А вѣдь оно близко, совсѣмъ, совсѣмъ рядомъ. Не каждый ли мигъ мы, какъ слѣпые, безотчетно ступаемъ на берегъ зла? Всякій грѣхъ, какъ бы онъ ни считался нами ничтожнымъ, перебрасываетъ насъ въ землю зла, потому что грѣхъ и есть зло, и съ каждымъ грѣхомъ мы становимся подданными царства зла. Даже малымъ грѣхомъ мы ставимъ себя подъ ударъ гибели и смерти.

Если вы вспомните, что въ насъ силенъ элементъ разложенія («сѣмя тли») и что грѣхъ, какъ злокачественная опухоль, имѣетъ тенденцію быстраго ускоренія и распространенія, а съ другой стороны, если вы не забудете, что въ царствѣ зла, хотя бы при малѣйшемъ сопротивленіи ему, на васъ навалится десятками своихъ агентовъ повелитель этого царства, чтобы вы отравились его ядовитыми туманами и заблудились, окутанные ихъ пеленою, то вы поймете, что не напрасно предупреждаетъ апостолъ: Смотрите, какъ вы опасно ходите.

Вы поймете, что міръ зла — рядомъ съ вами, что вамъ ежеминутно грозитъ опасность стать данникомъ этого міра, а потомъ и плѣнникомъ его. Вы поймете, что царство зла со всѣми его безжизненными тропами гибели, гніенія, со всѣми его пропастями паденій, со своимъ леденящимъ дыханіемъ смерти — бокъ о бокъ съ вами, и что вы ходите на остріе ножа, можете при своей духовной неустойчивости каждый мигъ свалиться въ его объятія.

Вы тогда ощутите, что вы сами кружитесь у могилы жизни, что мертвыя скалы и угрюмые камни въ концѣ концовъ стѣснятъ и задавятъ и вашу жизнь. Тогда вы ощутите, что такое «одержимость», когда почва ускользаетъ изъ-подъ человѣческихъ ногъ и люди влекутся чьей-то чужой и злой волей какъ ея орудія и жалкіе рабы. Тогда вы почувствуете, что «одержимость» (бѣсноватость) вовсе не такое рѣдкое явленіе жизни. И тогда-то стоны плѣнниковъ зла откроютъ ваши нечуткія уши, и кошмарные вздохи зла не дадутъ вамъ самимъ покоя ни днемъ, ни ночью. Надъ ними повиснетъ давящее злорадство властителя зла о томъ, что на его берегу смерти завязла еще одна человѣческая душа. Такъ что берегъ смерти совсѣмъ не далекъ и никакъ невозможно равнодушно пройти мимо него.

Поймите же, что Господь повелъ васъ на другую сторону рѣки жизни затѣмъ, чтобы вы увидѣли истинное лицо того пути, около котораго постоянно вы вьетесь, какъ будто и не замѣчая его смертельной опасности. Господь хочетъ, чтобы вы, увидавши истинное лицо пути смерти и ощутивши близость его смертельнаго дыханія, съ содроганіемъ оттолкнулись отъ мертвящихъ камней, бросились бы ухватиться за Божію руку, чтобы она вновь поставила васъ и укрѣпила на зеленѣющемъ берегу жизни.

И Господь въ сегодняшнемъ Евангеліи внушаетъ, что Онъ силенъ утвердить человѣка на правомъ пути жизни, потому что, какъ ни страшно зло, Господь остается единственнымъ Властителемъ и Распорядителемъ жизни. Эта мысль о Господѣ какъ Распорядителѣ жизни открывается изъ одной подробности разсказа о бѣсноватомъ, который, увидѣвъ же Іисуса издалека, прибѣжалъ и поклонился Ему (Марк. 5, 6). Здѣсь очевидное признаніе, что сила зла подчинена Богу. Она видитъ Его, признаетъ за верховнаго Властелина жизни и трепещетъ, повергаясь предъ Нимъ поклономъ.

Евангелистъ Матѳей выражаетъ ту же мысль о подчиненіи зла Христу, когда приводитъ слова бѣсноватыхъ, обращенныя къ Господу: И вотъ, они закричали: что Тебѣ до насъ, Іисусъ, Сынъ Божій? пришелъ Ты сюда прежде времени мучить насъ (Матѳ. 8, 29). И тутъ исповѣданіе Христа Божіимъ Сыномъ и признаніе, что Онъ властенъ потребовать отъ агентовъ зла отчета и подвергнуть ихъ мученію, какъ расплатѣ за зло. Сила Бога очевидна: Христосъ даетъ приказаніе злу оставить его плѣнниковъ и совершаетъ исцѣленіе бѣсноватыхъ (Матѳ. 8, 31-33).

Таковъ сегодняшній евангельскій разсказъ. Снова и снова подивитесь, какъ глубоко и проникновенно Божіе слово! Два берега рѣки жизни... Берегъ Бога и берегъ зла...

Братія, вы видѣли эти скалистые утесы мертвящаго пути зла. Пусть не напрасно они показаны вамъ. Содрогнитесь плѣняющаго и истребляющаго зла. Содрогнитесь «одержимости», когда человѣкъ рабъ и влечется чужою волей. Содрогнитесь! Земля зла рядомъ съ вами!

Остерегитесь! Не ходите слѣпыми, не ходите равнодушными, не ходите наивными. Земля зла покрыта плѣняющими сѣтями, и на ней никому нѣтъ пощады. Пожалѣйте себя, поберегите себя! Не только не перебросьтесь съ берега жизни на берегъ смерти, но даже не оступитесь на него.

Братія, даже не оступитесь! Земля зла покрыта сѣтями. А если по слабости своихъ силъ, по искусительному вліянію зла, вы оступитесь, то берегитесь задержаться на берегу смерти. Ищите Божіей поддержки! Хватайтесь за руку Бога, хватайтесь за любящую промыслительную руку! Отдайтесь ей всей вѣрою-силой, и она вырветъ васъ съ леденящей тропы смерти и опять поставитъ на цвѣтущемъ берегу жизни.

Не отпускайте этой крѣпкой всесильной руки! И, если Господь по Своему предвѣдѣнію и по вашей слабости не укажетъ вамъ навсегда остаться при Немъ, какъ Онъ не позволилъ остаться съ Нимъ исцѣленному бѣсноватому (Марк. 5, 18-19), то вы, пребывая въ міру, въ своей земной обстановкѣ, никогда все-таки не забывайте повелѣнія, указаннаго Господомъ тому же исцѣленному. Храните въ душахъ, чтобы вновь не соскользнуть на берегъ зла, безграничную преданность Христу за то, что Онъ сотворилъ съ вами и какъ помиловалъ васъ.

Возненавидьте самый предлогъ къ новымъ паденіямъ! Возненавидьте, и полюбите душою всегда милующаго и всегда спасающаго васъ Христа! Аминь.

Источникъ: Епископъ Шлиссельбургскій Григорій (Лебедевъ). Проповѣди. «Благовѣстіе святаго евангелиста Марка» (Духовныя размышленія). Письма къ духовнымъ чадамъ. — М.: Свято-Троицкая Сергіева Лавра; Издательство «Отчій домъ», 1996. — С. 125-130.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0