Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.)
Слово во 2-ю недѣлю Великаго поста.

Братія! Вы знаете, что Церковь своими службами воспитываетъ насъ какъ заботливая мать. Ими она назидаетъ, руководитъ, поддерживаетъ насъ.

Прошло только двѣ недѣли поста, а ужъ заботливая мать спрашиваетъ: не ослабли ли дѣти? Надо ихъ поддержать. Какъ опытный воспитатель въ поддержку воспитанника и его ревности приводитъ ему примѣры великихъ людей, такъ и Церковь въ своей сегодняшней службѣ выставляетъ намъ величавый образъ церковнаго свѣтильника — архіепископа Григорія Паламы, Ѳессалоникійскаго чудотворца.

Личностью и дѣятельностью великаго Григорія Церковь хочетъ поддержать и нашу ревность въ неослабномъ слѣдованіи Богу. Въ богослужебной пѣснѣ въ честь св. Григорія такъ и поется: «Бодрый языкъ твой лѣнивыхъ ду́ши возставляетъ», ду́ши уставшія, обезсилѣвшія... Иначе говоря, Церковь зоветъ: почерпните и вы новую бодрость въ одушевляющемъ примѣрѣ великаго святителя!

Въ укрѣпленіе вашей бодрости я снова обращаю вашу мысль къ закону поста и воздержанія. Углубимъ наши мысли въ этомъ направленіи.

Мы знаемъ изъ прошлаго слова, что обычное состояніе грѣховнаго человѣка — это состояніе зависимости души́ отъ тѣла. Состояніе — ненормальное, болѣзненное и сопровождается болѣзнью души — страстью. Воздержаніе — одинъ изъ путей прекратить насиліе тѣла надъ душой.

Видите, братія, какую роль получаетъ воздержаніе? Оно — законъ нормальной жизни и бичъ нарушенія нормы. Оно — выправленіе искаженій жизни, выпрямленіе нарушеннаго соотношенія между духомъ и тѣломъ, средство установить равновѣсіе между ними и создать правильныя условія для развитія духа и нормальнаго развитія тѣла. Такъ, воздержаніе изъ незначительнаго, казалось бы, требованія, обращеннаго къ тѣлу и питанію, вырастаетъ въ непреложный законъ жизни, законъ духа.

Одинъ изъ глубокихъ духовныхъ писателей, объясняя значеніе воздержанія человѣку, говоритъ ему: «Ты — гордъ, ты самолюбивъ, ты много и такъ высоко мечтаешь объ умѣ твоемъ, а онъ у тебя зависитъ отъ желудка. И потому не думай, что законъ поста есть законъ для чрева, въ сущности это — законъ для ума». Такъ оно и есть: воздержаніе — это основной законъ нормальной жизни души и тѣла. Умъ, этотъ царь человѣка, если желаетъ вступить въ свои права властвованія, долженъ прежде всего самъ подчиниться закону воздержанія. Тогда онъ будетъ свободенъ, бодръ и будетъ властелиномъ жизни.

Если мы обратимся къ истокамъ жизни, когда устанавливались ея законы, то увидимъ, что законъ воздержанія былъ водруженъ именно тогда. Заповѣдь воздержанія была дана въ раю Адаму. Знаменательно, что это была единственная заповѣдь, установленная какъ регуляторъ правильной, нормальной жизни. Ты, Адамъ, свободенъ во всемъ, но одно ограниченіе ставится тебѣ: не вкушай! Не сказалъ Богъ: «Не гордись» или «Не будь празденъ», а ввелъ одно ограниченіе: «Не вкушай». Это законъ воздержанія.

У Адама было полное равновѣсіе между силами души и тѣла. У него еще не было того засилья плоти, которое появилось потомъ. И все же, очевидно, для сохраненія нормальной устойчивости духа и тѣла было указано: «Не вкушай», что было равносильно: не подчини себя матеріальному, не дай перевѣса плоти, не создай засилья плоти, сохрани свободу властвованія духа, его чистоту и бодрость.

Насколько воздержаніе ставилось краеугольнымъ камнемъ жизни и насколько оно водружалось какъ основной законъ жизни, видно изъ того, что нарушеніе воздержанія вело къ смерти. «Не ѣшьте, — говорилъ Господь Адаму, — чтобы... не умереть». Ясно, что разъ нарушается законъ жизни, то слѣдствіемъ нарушенія должна быть смерть. Библія исторіей Адама показываетъ, что смерть дѣйствительно пришла, и Библія объясняетъ, какъ и почему она пришла, какъ въ Адамѣ произошло разрушеніе жизни и началась ея гибель. Когда Адамъ и Ева въ ущербъ голосу духа дали силу физическому ощущенію, залюбовавшись красотой запрещеннаго яблока, то въ тотъ же мигъ нарушилось равновѣсіе ихъ природы въ сторону господства тѣла и плѣненности души́.

Тотчасъ открывается картина этого господства: физическое ощущеніе давитъ сознаніе и рождаетъ обманъ, яблоко кажется покоряюще-красивымъ и завораживающе влечетъ къ себѣ. Человѣкъ уже въ чарахъ и въ плѣну обмана. Дальше онъ отдаетъ силы души на оправданіе лжи и заставляетъ умъ подыскивать доводы, оправдывающіе нарушеніе заповѣди Бога. Такъ произошло засилье тѣла и началось его хозяйничанье надъ стоящимъ выше его духомъ.

Поскольку нарушена гармонія въ человѣкѣ, обезпечивающая свободу развитія жизни, то началась связанность духа тѣломъ. Подняла голову чувственность и предъявила свои права; Адамъ и Ева увидѣли свою наготу и оказались въ плѣну чувственнаго влеченія. Свобода души умерла.

Утрата гармоніи природы. Утрата свободы души. Это уже разстройство жизни, вхожденіе элемента разложенія и смерти. Библія за сообщеніемъ о возобладаніи въ Адамѣ и Евѣ чувственности отмѣчаетъ, какъ слѣдствіе, немедленное разстройство ихъ внутренняго міра, смятеніе души. У первыхъ людей появился стыдъ, и они въ народившемся уже смятеніи жизни захотѣли укрыться отъ лица Всевидящаго Бога. Такъ пришло нарушеніе нормы жизни, ея разстройство (грѣхъ), удаленіе отъ Бога и лишеніе Божественнаго Свѣта. Все это — въ результатѣ пренебреженія закономъ воздержанія.

Братія! Вы видите теперь, что этотъ законъ жизни оберегаетъ равновѣсіе природы въ человѣкѣ. Если онъ былъ необходимъ въ раю, когда природа Адама была идеальной и соотношеніе силъ души и тѣла было уравновѣшеннымъ, если и тогда этотъ законъ воздержанія былъ необходимъ какъ укрѣпленіе свободы души въ добрѣ и Богѣ, то внѣ рая, когда человѣческая природа искажена грѣхомъ, когда соотношеніе души и тѣла нарушено въ сторону засилья страсти, тѣла — законъ воздержанія неизмѣримо значительнѣе, такъ какъ онъ долженъ не ограничить, а выправить, возстановить свободу души и этимъ обезпечить нормальныя условія жизни человѣка, а потомъ поддерживать свободу развитія души и тѣла человѣка.

Если мы въ своей безпечности не въ силахъ сдѣлать законъ воздержанія постояннымъ спутникомъ своей жизни, не въ силахъ сдѣлать его руководящимъ закономъ своего поведенія, не можемъ строго подчинить ему свою жизнь изо дня въ день, изъ мѣсяца въ мѣсяцъ и изъ года въ годъ, безъ всякаго послабленія, то хотя бы дадимъ ему силу въ нѣкоторые періоды своей жизни, когда Церковь призываетъ насъ къ осознанію всего своего разстройства и призываетъ къ возстановленію правды жизни и ея здоровья. Хотя бы въ эти періоды, — а это и есть періоды постовъ, — подчинимъ себя воздержанію, чтобы возстановить нарушенную жизненную правду.

Лукавая человѣческая мысль всячески порочитъ цѣнность закона воздержанія. Любимая отговорка, которая рядится въ мнимую научность и высокую гуманность, утверждаетъ, что прочное воздѣйствіе на человѣческую природу — это воздѣйствіе волевое, внутреннее, а не внѣшнее. Въ условіяхъ порчи человѣческой души не слѣдуетъ ли, говорятъ, обращаться къ психическому воздѣйствію, а не физическому?

Такъ человѣческая мысль пытается снизить значеніе воздержанія, чтобы и совсѣмъ вычеркнуть его изъ жизненнаго обихода. Фактически это и случилось съ постомъ — онъ забытъ и отброшенъ, какъ безсмысленный и отжившій порядокъ.

Надо и съ этой стороны укрѣпить незыблемость воздержанія. Надо понять, что хотя законъ воздержанія оказываетъ физическое воздѣйствіе на человѣка, тѣмъ не менѣе онъ имѣетъ огромное значеніе и для выправленія нарушенной психики. Не напрасно умудренныя опытомъ души называли его закономъ ума, о чемъ мы уже говорили. Мы знаемъ, что душевныя силы человѣка истреблены грѣхомъ. Знаемъ, въ какомъ состояніи разстройства находятся всѣ способности его души. Какъ же можно, излѣчивая больное, опираться на это больное? Какъ впавшему въ болѣзнь поручить прописывать лѣкарство отъ болѣзни и руководить выздоровленіемъ? Какъ не имѣющему жизни поручить вдохнуть силы жизни?

Не очевидно ли, что ненадежно опираться на больное. Не потому ли и кончаются крахомъ всѣ человѣческія попытки самолѣченія? Силы души остаются въ своемъ роковомъ разстройствѣ, а всѣ самые изощренные рецепты душевнаго здоровья остаются только безконечными теоріями.

Очевидно, въ лѣченіи болѣзни человѣческой души нужно другое. Нужно внѣшнее, физическое насиліе, чтобы разорвать преступное давленіе тѣла на душу. Нужно внѣшнее насиліе, чтобы вырвать душу изъ подчиненія. И потомъ опять нужно внѣшнее насиліе, чтобы сложившійся въ душѣ уклонъ зла истребить, выкорчевавъ его, и чтобы внѣшней упорной тренировкой привить душѣ новый здоровый навыкъ. Такимъ физическимъ насиліемъ и является постъ, который разрываетъ въ человѣкѣ связанность души тѣломъ, возвращаетъ душѣ свободу, послѣ чего она сможетъ долгимъ упражненіемъ привить себѣ новый здоровый навыкъ. Вотъ какова почетная роль поста въ воспитаніи здоровой человѣческой души.

Не бойтесь, братія, прибѣгнуть къ насилію надъ своей грѣховной природой и не отвергайте это насиліе!

Вѣдь прибѣгаете же вы къ нему въ воспитаніи? Въ привитіи ребенку того или инаго добраго качества и вытравливаніи изъ его души задатковъ зла вы допускаете насиліе надъ ребенкомъ. Если въ вашей дочери или сынѣ берутъ верхъ порочныя привычки, развѣ вы не заботитесь усилить противоположныя наклонности и не насилуете тогда молодыя души? Или когда вы хотите развить въ юношѣ или дѣвушкѣ умственныя или эстетическія способности, развѣ вы не прибѣгаете къ насилію? Вкорененіе знаній или художественныхъ навыковъ развѣ не требуетъ упорной тренировки — насилія? Да и въ привитіи всякаго навыка, нужнаго человѣку въ его быту, человѣкъ начинаетъ систематически тренировать себя и лишь упорнымъ трудомъ дѣлаетъ себя художникомъ, музыкантомъ, пѣвцомъ, ученымъ, токаремъ, портнымъ и т. п. Совершенно понятна нужда тренировки, когда вамъ необходимо порвать подчиненіе давящему тѣлу и привить душѣ утраченныя ею духовныя склонности. Такой тренировкой, возвращающей душѣ свободу, и будетъ постъ — воздержаніе, какъ обезпечиваніе нормальной жизни человѣка.

Итакъ, братія, если вы хотите возстановленія своей разрушенной жизни, примите воздержаніе, какъ средство, обрывающее преступное давленіе тѣла и возвращающее душѣ свободу правильнаго развитія. Иначе ваша жизнь останется нуднымъ чередованіемъ добра и паденій, вѣчно повторяющейся суетой, скучнымъ ползаньемъ въ замкнутомъ кругѣ душевнаго плѣна, безъ конца и просвѣта.

Выходите же изъ этого гнетущаго круга! Выбирайтесь изъ рва грѣха и страстей. Побѣдителями васъ сдѣлаетъ постъ — воздержаніе. Какъ Даніилъ во рву львиномъ избѣжалъ растерзанія звѣрями и подчинилъ ихъ себѣ («пастырь львомъ является»), такъ и вы, укрѣпленные воздержаніемъ, покорите звѣрей — страсти, и они сдѣлаются послушными вамъ. Не пренебрегайте же воздержаніемъ, братія!

Ревнуйте, ревнуйте! Аминь.

Источникъ: Епископъ Шлиссельбургскій Григорій (Лебедевъ). Проповѣди. «Благовѣстіе святаго евангелиста Марка» (Духовныя размышленія). Письма къ духовнымъ чадамъ. — М.: Свято-Троицкая Сергіева Лавра; Издательство «Отчій домъ», 1996. — С. 77-81.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0