Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.)
Слово на Крещеніе Господне.

Сегодня, братія, я опять утомлю васъ. Сегодня я хочу закрѣпить въ васъ истину, о которой говорилъ вамъ въ прошлый разъ. Я говорилъ о томъ, что съ пришествіемъ Христа началось новое Царство и что въ Крещеніи Господнемъ было какъ бы твореніе новаго человѣка, что Христосъ — это новый Адамъ и отъ Него пошли новые люди и началась новая жизнь. Эта истина очень важна для васъ, потому что и вы призываетесь въ новое Царство для этой новой жизни.

Я васъ, братія, спрашиваю: гдѣ же у васъ эта новая жизнь? Гніеніе, разложеніе... А люди? Какъ они живутъ? Они живутъ, зараженные ужасными болѣзнями; это — больные люди. Всѣ они на 99 % только называются христіанами и живутъ, не имѣя никакого представленія объ этой обновленной жизни.

И я, какъ послѣдній сомнѣвающійся скептикъ, спрашиваю: гдѣ же эта новая жизнь? Есть она или нѣтъ? Можетъ быть, эти построенія — лишь мечты, утопія, иллюзіи богослововъ, а на самомъ дѣлѣ ничего нѣтъ? Можетъ быть, это однѣ красивыя фразы о новой жизни и даже сказки, которыми мы себя тѣшимъ?

О, если бы такъ это было! Какъ хорошо и легко намъ было бы жить, если бы не было никакой другой жизни.

Мы живемъ скверно, въ грязи... Сюда приходимъ отдохнуть, успокоиться, очиститься отъ грязи, утѣшить себя мыслью, что мы наслѣдники Царствія Божія. А потомъ уйдемъ отсюда снова въ грязь. Удобно и пріятно развлекаемъ себя, какъ дѣти, сказками о далекихъ царствахъ, добрыхъ феяхъ и необыкновенныхъ принцахъ. А на самомъ дѣлѣ ничего нѣтъ; сказки слушать безобидно...

Братія, а вдругъ это не сказки? Что тогда? Можетъ быть, новая жизнь идетъ мимо васъ? Можетъ быть, есть эта новая жизнь, и вы по-прежнему слѣпые, глухіе, по-прежнему въ грязи...

Я отвѣчу, что тогда! Отвѣчу вамъ словами Самого Господа, Который сказалъ: «Если бы Я не приходилъ къ вамъ, если бы Я не говорилъ вамъ, вы грѣха бы не имѣли. Если бы вы не знали объ этомъ новомъ царствѣ и прошли мимо него — съ васъ нечего спрашивать. Но теперь, когда вы знаете, когда пришелъ Свѣтъ къ вамъ — вамъ нѣтъ никакого оправданія».

Въ другомъ мѣстѣ, въ бесѣдѣ Христа съ Никодимомъ, Онъ говоритъ о смыслѣ и тайнѣ Царства Божія: «Я пришелъ не судить міръ. Я не судъ принесъ, Я пришелъ спасти человѣка». Однако Евангеліе добавляетъ, что Судъ человѣку будетъ.

Да, придетъ для васъ осужденіе, и оно уже есть. Вы осуждены уже тѣмъ, что пришелъ Свѣтъ, который не принятъ. Я приведу въ примѣръ аналогіи изъ жизни. Бѣлое пятно всегда видно на темномъ. До Христа была тьма и все было такъ, какъ будто и должно быть. Но вотъ пришелъ Свѣтъ и сразу стало замѣтно, гдѣ свѣтъ и гдѣ тьма. И гдѣ же вы: въ свѣтѣ или во тьмѣ? Въ этомъ-то и есть ваше осужденіе, потому еще разъ повторяю, нѣтъ вамъ оправданія въ вашей безобразной жизни.

Теперь давайте прослѣдимъ, смотрѣлъ ли Христосъ на Свое время какъ на начало новой жизни и видѣлъ ли Онъ эту новую жизнь въ людяхъ? Оказывается, видѣлъ, чему есть два доказательства.

Первое доказательство дано въ Назаретѣ послѣ перваго выступленія Христа на проповѣдь. Въ одну изъ субботъ Господь пришелъ въ синагогу и всталъ на мѣсто, откуда обыкновенно читали Священное Писаніе. Прислужникъ принесъ Ему книгу пророка Исаіи (61, 1-2). Господь раскрылъ ее и прочелъ: Духъ Господень на Мнѣ: егоже ради помаза Мя благовѣстити нищимъ, посла Мя исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣненнымъ отпущеніе и слѣпымъ прозрѣніе, отпустити сокрушенные во отраду, проповѣдати лѣто Господне пріятно (Лук. 4, 18-19). Христосъ прочелъ эти слова и закрылъ книгу. Тогда, говоритъ Евангеліе, воцарилось молчаніе, и всѣ взоры устремились на Него. Всѣ недоумѣвали и какъ бы спрашивали: ну, а что дальше? Къ чему эти слова и какое они имѣютъ къ намъ отношеніе?

Господь выдержалъ паузу и говоритъ: «Лѣто Господне пріятное наступило воочію, т. е. посмотрите вокругъ себя, посмотрите, что дѣлается. Забила другая, новая жизнь, которую Я принесъ людямъ. Разбитымъ сердцамъ, разбитымъ жизнямъ Я даю новыя силы. Истерзаннымъ и измученнымъ Я даю покой. Плѣнникамъ зла и страстей даю освобожденіе, полную свободу. Нищимъ духомъ, вычеркнутымъ изъ жизни, Я даю новыя силы. Лѣто Господне пріятное наступило воочію, ибо забила новая жизнь!» И всѣ свидѣтельствовали: да, такъ.

Замѣтьте, братія, что свидѣтельство исходило не отъ друзей, а отъ враговъ Христа. Кто при этомъ былъ? Книжники и фарисеи — враги Христа, которые пришли въ синагогу послушать законъ Моисеевъ. Тѣмъ не менѣе они подтвердили: да, новая жизнь началась. Они не могли не согласиться, что дѣйствительно происходитъ что-то странное, начинается какая-то необыкновенная новая жизнь.

Второе доказательство исходитъ опять-таки отъ Самого Господа, и взято оно Имъ не изъ пророчествъ, а изъ самой жизни. Это доказательство относится ко времени воскрешенія Христомъ сына вдовы Наинской (Лук. 7, 12-16). Въ то время уже пошли въ народѣ разговоры о Христѣ какъ о необыкновенномъ человѣкѣ, и дошли они до учениковъ Іоанна Крестителя. Среди нихъ возникло ревнивое чувство. Они такъ любили Іоанна, что стали спрашивать: «Кто же этотъ Второй?» Они идутъ къ Іоанну и спрашиваютъ у него: «Кто это?»

Іоаннъ, желая разсѣять ихъ сомнѣнія, говоритъ: «Пойдите и спросите у Него. Что проще? Самого спросите». Ученики Іоанна идутъ и прямо ставятъ вопросъ: «Говори, Кто Ты? Ты — тотъ Мессія, Котораго мы ждемъ? Это Ты? Или намъ ждать другого?» (Лук. 7, 17-20). Христосъ не говоритъ, что о Немъ написано пророками, а отвѣчаетъ: Пойдите, скажите Іоанну... слѣпые прозрѣваютъ, хромые ходятъ, прокаженные очищаются, глухіе слышатъ, мертвые воскресаютъ, нищіе благовѣствуютъ (Лук. 7, 22). Посмотрите, неужели вы не видите, что творится вокругъ васъ?

Отъ этихъ доказательствъ слѣдуетъ перейти къ современности и посмотрѣть, какъ теперь проявляется эта новая жизнь и гдѣ эти новые люди? Но слово мое и такъ уже слишкомъ пространно и поэтому вопросу о новой жизни въ современности я посвящу отдѣльную бесѣду.

А сейчасъ закрѣпите въ себѣ все сказанное и эту истину воспріимите съ радостью и трепетомъ. Съ радостью, потому что вы призываетесь въ это новое Царство, и съ трепетомъ, потому что вы должны отвѣтить, есть ли въ вашей жизни хоть маленькій ростокъ этого новаго Царства.

Я съ настойчивостью васъ спрашиваю: такъ что же, есть или нѣтъ? Вы живете по первому Адаму или по Второму? Вы на пути или на безпутье? Братія, можетъ быть, вы заблудились на распутьяхъ жизни? Остановитесь, отдохните, стряхните грязь и пыль и тогда, свободные, пойдите по иному пути въ новое Царство Отца Небеснаго.

Блаженъ, кто не соблазнится о Мнѣ, особенно въ настоящее время. Аминь.

Александро-Невская Лавра, Свято-Духовская церковь.

5/18 января 1927 г.

Источникъ: Епископъ Шлиссельбургскій Григорій (Лебедевъ). Проповѣди. «Благовѣстіе святаго евангелиста Марка» (Духовныя размышленія). Письма къ духовнымъ чадамъ. — М.: Свято-Троицкая Сергіева Лавра; Издательство «Отчій домъ», 1996. — С. 63-66.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0