Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.)
Слово на Рождество Христово.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Въ сегодняшній день, братія, съ какимъ привѣтствіемъ я могу обратиться къ вамъ, какъ не съ рождественской пѣснью: Слава въ вышнихъ Богу! Мы привыкли къ этимъ словамъ, и они уже, можетъ быть, мало даютъ нашему уму, но въ эти рождественскіе дни пѣснь эта должна звучать какъ торжественный гимнъ Неба, потому что это пѣснь Неба. Ее пѣли ангелы, какъ сообщаетъ евангелистъ Лука (2, 14).

Въ этотъ священный моментъ церковнаго воспоминанія, въ рождественскіе дни, хотя вы и отвлечены своими занятіями, на мигъ отдайте свои мысли яслямъ, сердце сдѣлайте вертепомъ и слейтесь съ небеснымъ хоромъ ангеловъ и скажите: Слава въ вышнихъ Богу! Но я боюсь продолжать эту священную пѣснь, потому что не знаю, очищены ли ваши сердца, чтобы воспринять и другія слова: На земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. Я боюсь, что въ васъ слишкомъ сильно мірское мудрствованіе, въ свѣтѣ котораго эти слова есть величайшая ложь, величайшая фальшь и величайшее лицемѣріе.

Какъ понять людямъ, какой можетъ быть миръ? Какой можетъ быть миръ, когда вселенная подобна вулкану, когда кровопролитіямъ и войнамъ нѣтъ конца, когда міръ — котелъ кипящій; война или приготовленіе къ войнѣ идутъ повсюду и вдругъ — благоволеніе въ человѣцѣхъ... «Одно лицемѣріе!» — говоритъ человѣческій умъ. Какое благоволеніе, когда земля содрогается отъ землетрясеній и разъѣдается человѣческой злобой и ненавистью? Выходитъ, пѣснь Церкви — ложь, лицемѣріе и фальшь, потому что мира нѣтъ. Тутъ что-то не такъ. Не могли ангелы возвѣщать ложь.

Миръ на землѣ есть. Онъ принесенъ. Если въ безбожномъ мірѣ нѣтъ мира, мы громче должны кричать: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ! Люди и человѣчество не имѣютъ мира, но тѣмъ хуже для нихъ. Значитъ, они банкроты въ сооруженіи мира. Если они отвернулись отъ мира, при чемъ тутъ Богъ? Если люди такъ умны, что не нуждаются въ благоволеніи, а сами создаютъ хаосъ, злобу и ненависть, при чемъ тутъ Богъ?

Миръ принесенъ. И какой миръ! Миръ необъятной глубины, по сравненію съ тѣмъ миромъ, который хотѣли люди. Люди хотятъ покоя въ своихъ квартирахъ. Люди и теперь готовы навязать Христу роль повелителя, который своими распоряженіями, приказаніями устраиваетъ миръ, и его солдаты охраняютъ его. Христосъ не думалъ о мирѣ, охраняемомъ солдатами, о покоѣ вашихъ квартиръ. Напротивъ, имѣя въ виду миръ человѣческаго устройства, Христосъ говорилъ: Развѣ миръ Я принесъ на землю? Я принесъ не миръ, но мечъ (Матѳ. 10, 34). Не сразу ли вслѣдъ за ангельскою пѣснью полилась кровь младенцевъ? Это Иродъ возстанавливалъ миръ. То былъ не Христосъ, а люди! Зачѣмъ же вы это относите къ Богу? Божій миръ — другой, а тайна его — иная.

Эту тайну въ величайшемъ восторгѣ воспѣваетъ Церковь: «Пріидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе. Средостѣніе градежа разрушишася, пламенное оружіе падаетъ, и херувимъ отступаетъ отъ Древа жизни, и азъ райскія пищи причащаюся». Церковь объясняетъ: «Средостѣніе градежа... разрушишася»... — вотъ какая война окончена, вотъ какой миръ заключенъ: окончена война съ Небомъ, оборона Неба отъ зла Земли.

До пришествія Христа Небо было какъ бы ограждено крѣпостной стѣной отъ зла Земли и стоялъ, поставленный Богомъ, кордонъ — херувимъ, чтобы зло не перешло на Небо. Когда же на землю приходитъ Властелинъ и Творецъ — Іисусъ Христосъ, Онъ связываетъ зло — дьявола, объявляетъ миръ и приказываетъ раскидать крѣпостную стѣну; приказываетъ снять охрану. Охрана у Источника жизни снимается, и херувимъ съ пламеннымъ мечомъ отступаетъ отъ древа жизни. Небо открыто, и люди во всѣхъ своихъ немощахъ призываются въ открытое Небо, чтобы вкусить сладость Неба: «Азъ райскія пищи причащаюся».

Если и ты хочешь усвоить миръ Божій, прежде всего свяжи въ себѣ зло, уничтожь внутренній разладъ и раздвоеніе, которые разлагаютъ жизнь. Зло и грѣхъ дѣлаютъ жизнь немирною, и поэтому ты сбрось ихъ. Потомъ родись духовно, какъ родился Христосъ. Послѣ этого миръ обниметъ души ваши; миръ какъ просвѣтлѣніе души, какъ ея пареніе, какъ чистая совѣсть, какъ внутренняя примиренность. Болѣе того, миръ обрящутъ ваши внѣшніе пути, какъ отраженіе внутреннего мира, потому что основой внѣшняго мира является внутренній, Христовъ миръ.

Если люди не усвоили мира Христа, какъ у нихъ можетъ быть внѣшній миръ? Миръ повисаетъ въ воздухѣ. Вотъ почему лопаются всѣ земныя ухищренія въ поискахъ мира — они обречены на постоянныя неудачи. Укоръ, дерзко брошенный Христу, что Его миръ фальшивъ, надо вернуть людямъ, міру, потому что ихъ миръ дѣйствительно призраченъ!

Мира на землѣ нѣтъ — это правда. Его нѣтъ оттого, что люди отвернулись отъ мира Христа. Въ тоскѣ объ утраченномъ мирѣ они не могутъ восклицать: Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе! Слава Связавшему зло и Принесшему миръ.

Поклонитесь же отъ всего сердца убогимъ яслямъ Виѳлеемскимъ, сдѣлайте свое сердце вертепомъ Господа, свяжите зло, родитесь духомъ, и въ этомъ возрожденіи вы обрѣтете внутренній миръ, который отразится и на вашихъ внѣшнихъ путяхъ. На землѣ нѣтъ мира, потому что человѣкъ отвернулся отъ божественнаго мира. Въ тоскѣ объ утраченномъ мирѣ пусть еще громче звучитъ въ душѣ звучная ангельская пѣснь и будетъ живой молитва о томъ, чтобы Господь установилъ Божій миръ въ душахъ вашихъ.

Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. Аминь.

Александро-Невская Лавра, Свято-Духовская церковь.

27 декабря 1926 г. / 9 января 1927 г.

Источникъ: Епископъ Шлиссельбургскій Григорій (Лебедевъ). Проповѣди. «Благовѣстіе святаго евангелиста Марка» (Духовныя размышленія). Письма къ духовнымъ чадамъ. — М.: Свято-Троицкая Сергіева Лавра; Издательство «Отчій домъ», 1996. — С. 44-47.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0