Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.)
Слово на Крестопоклонную Недѣлю.

Вотъ, братія мои, опять передъ нами Крестъ и опять въ нашемъ сознаніи воспоминанія о страданіяхъ Христа. Такъ будетъ продолжаться нѣсколько недѣль. Воспоминанія эти будутъ все усиливаться до тѣхъ поръ, пока не достигнутъ наивысшаго напряженія. Похоронные напѣвы будутъ все нарастать въ нашемъ сознаніи до того момента, когда въ своемъ воспоминаніи мы дойдемъ до смерти Бога. Тогда Церковь скажетъ намъ: «Молчи». Это будетъ въ Великую Субботу. Церковь скажетъ: «Да молчитъ всякая плоть человѣка».

Богъ умеръ... Что ваши слезы тогда, что ваши страданія! Тогда ни росинки слезъ не будетъ въ глазахъ, въ нихъ будетъ одинъ ужасъ. Умеръ Богъ... Въ смерти Бога — драма, міровая драма. Завязка этой драмы кроется въ самомъ Рождествѣ Христа. Онъ родился въ грязи, въ скотскихъ ясляхъ, и тотчасъ злоба обрушивается на Него: Его, Младенца, ищутъ убить. За что? И Онъ долженъ бѣжать въ Египетъ.

Дальше прослѣдите жизнь Христа на землѣ. Три года Его служенія народу — это одни только страданія. Вы забыли, какъ ненавидѣли Его? Говорили, что Онъ творилъ чудеса силою веельзевула, называли Его богохульникомъ, другомъ грѣшниковъ, прелюбодѣевъ и мытарей. Вы помните, какъ Онъ говорилъ Своимъ ученикамъ: «Звѣрьки малые лѣсные имѣютъ норы, а Я не имѣю, гдѣ главы приклонить».

Что можно сказать о народѣ? Толпа шла за Нимъ, но не потому, что видѣла въ Немъ Бога: она требовала чудесъ, получала ихъ и потому шла за Нимъ. Но Христосъ зналъ настроеніе толпы, и вы, навѣрное, помните, какъ Онъ говорилъ объ этой толпѣ Своимъ ученикамъ послѣ чуда насыщенія пятью хлѣбами: «Вы думаете, они вѣрятъ въ Меня какъ въ Бога? Нѣтъ, они просили у Меня хлѣба, и Я далъ его имъ». Толпа шла за Нимъ, пораженная внѣшнимъ видомъ чудесъ, она кричала Ему: «Осанна», но зналъ Христосъ, что эта же толпа закричитъ: «Распни Его».

Но что говорить про эту грубую, тупую и невѣжественную толпу, когда ученики Его, эти избранные любимцы, оставили Его? Одинъ, самый преданный, самый крѣпкій, отрекается, другой предаетъ. Онъ, Который всю Свою жизнь не имѣлъ, гдѣ главы приклонить, Который все отдалъ людямъ, остается всѣми покинутый, оплеванный, поруганный, израненный. Одинъ... Вы знаете, что такое одиночество? Не физическое, а нравственное одиночество. Это — ужасъ, и его переносилъ Христосъ. Немудрено, что передъ молитвой въ Геѳсиманскомъ саду человѣческая душа Его смущалась. Наканунѣ Своихъ смертныхъ страданій Онъ подводитъ итогъ Своей жизни, смотритъ назадъ: каковъ же итогъ? Позади — пустыня, впереди — безславная смерть...

Какая же цѣль Креста и смыслъ страданій? Вѣдь если бы Христосъ умиралъ смертью героя за народъ, тогда эти страданія я понимаю. А то вѣдь Онъ умиралъ безславно, какъ проходимецъ, политическій авантюристъ, выдававшій Себя за Царя Іудейскаго. Душа Его скорбитъ за тотъ народъ, среди котораго Онъ не посѣялъ ученія Отца Своего, и молитъ Онъ Отца, чтобы Отецъ прославилъ имя Его. И былъ голосъ: «Прославлю и паки прославлю».

И Христосъ, одинокій, поруганный, израненный, безстыдно обнаженный, подъ крики неистовствующей толпы и ругань висящаго съ Нимъ разбойника отдаетъ Свой Духъ Отцу. Что это? Насмѣшка? Нѣтъ, не насмѣшка. Прошло два дня, и Отецъ прославилъ его. За Крестомъ былъ Гробъ, а за Гробомъ — Воскресеніе, побѣда надъ смертію. Нѣтъ больше смерти, есть жизнь! Вотъ въ чемъ смыслъ, во-первыхъ, страданія и Креста, а во-вторыхъ, путь Креста Христова — это нашъ путь. «Если вы не несете Креста, вы — не Мои ученики», — говоритъ Господь. Пріидите, поклонитесь Кресту. Пусть Онъ будетъ для васъ предметомъ глубочайшаго почитанія, вашей Святыней.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»

Александро-Невская Лавра 1924 г.

Источникъ: Епископъ Шлиссельбургскій Григорій (Лебедевъ). Проповѣди. «Благовѣстіе святаго евангелиста Марка» (Духовныя размышленія). Письма къ духовнымъ чадамъ. — М.: Свято-Троицкая Сергіева Лавра; Издательство «Отчій домъ», 1996. — С. 20-22.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0