Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Прот. Александръ Горскій († 1875 г.)
Слово на день Срѣтенія Господня.

И егда исполнишася дніе очищенія ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Іерусалимъ, поставити Его предъ Господемъ, и еже дати жертву (Лук. 2, 22. 24).

Св. Церковь, еще за долго до настоящаго дня, начала приготовлять насъ своими духовными пѣснопѣніями къ достойному празднованію сего дня. — Что же особеннаго заключается въ воспоминаніяхъ настоящаго праздника? По видимому, событіе, совершившееся нынѣ во храмѣ іерусалимскомъ, есть одно изъ обыкновенныхъ въ мірѣ подзаконномъ. Дѣло начато и совершено по закону. Самая радость Симеона и Анны, хотя и многими раздѣленная тогда въ Іерусалимѣ, послѣ множества другихъ событій, яснѣе раскрывшихъ величіе Принесеннаго нынѣ во храмъ, покажется христіанину только мерцаніемъ зари въ сравненіи съ полнымъ свѣтомъ солнца.

Чтó же особеннаго, повторимъ, представляетъ нынѣ храмъ іудейскій, для поученія и назиданія собравшимся въ храмѣ христіанскомъ? — Вникнемъ въ значеніе настоящаго дня для христіанина.

Во-первыхъ нынѣ призываетъ насъ къ прославленію глубочайшее смиреніе Приснодѣвы Богоматери. — По закону Моисееву, каждая матерь, въ извѣстный срокъ по рожденіи младенца, обязана была приходить во храмъ, для очищенія молитвами и жертвами. Но могъ ли законъ сей простираться и на Чистѣйшую изъ матерей? Зачавшая отъ Духа Свята, родившая безъ болѣзней, увѣренная, что раждаемое свято (Лук. 1, 35), что Сынъ Ея избавитъ люди своя отъ грѣхъ ихъ (Матѳ. 1, 21), — имѣла ли нужду сама въ очищеніи? И, однако же, Богоизбранная отроковица уравниваетъ себя съ послѣднею изъ женъ еврейскихъ. Не открывая ни предъ кѣмъ славы Богоматери, она идетъ во храмъ, занимаетъ мѣсто между отлученными отъ общенія съ прочими, приноситъ очистительныя жертвы священнику и пріемлетъ разрѣшеніе. Вотъ необыкновенное въ самомъ обыкновенномъ дѣлѣ! И оно, въ глубокомъ смиреніи, какъ дѣло долга, сокрыто такъ непримѣтно, что нужно было имѣть взоръ Симеона, чтобы проникнуть сію тайну и благословить Благословенную въ женахъ (Лук. 1, 34).

Да благословитъ же съ Симеономъ и всякая душа христіанская смиренномудрствующую Матерь, которая, ради смиренія своего Сына, какъ бы забываетъ объ ангельской чистотѣ своего дѣвства, — какъ раба Господня, свободно покаряется закону и, съ предвѣчнымъ Младенцемъ на рукахъ, не стыдится стать на ряду съ грѣшницами предъ Богомъ! Чѣмъ глубже здѣсь сокрыто Ея Божественное величіе, тѣмъ достославнѣе Ея смиреніе.

Во-вторыхъ, мы раздѣляемъ нынѣ радость пречистой Матери, посвящающей Богу своего первороднаго Сына. — Всемощный Творецъ и Хранитель всякой твари далъ народу своему заповѣдь посвящать Ему всякаго первороднаго, — какъ Онъ требовалъ, чтобы Ему же былъ посвященъ первый день каждой седмицы, каждаго мѣсяца, каждаго года, которыми измѣряется даруемая Богомъ жизнь человѣка; — какъ требовалъ себѣ начатковъ отъ плодовъ земныхъ, произращаемыхъ природою и трудомъ человѣческимъ. И благодарному сердцу утѣшительно было видѣть, что щедродательный Отецъ Самъ пріемлетъ часть въ изобиліи, которымъ награждаетъ. Благочестивымъ родителямъ радостно было видѣть первенца ихъ любви удостоиваемымъ особенной близости къ Богу, и чрезъ это соединяться новымъ союзомъ съ Богомъ Жизнодателемъ. — Теперь вообразите радость Богоматери. Вотъ Она посвящаетъ Богу Сына, Котораго Отецъ — Онъ Самъ. Могла ли быть жертва Богу Отцу угоднѣе этой жертвы? Могла ли быть радость выше этой радости для Богоматери? — Вотъ Она приноситъ Богу Сына, для Котораго Самаго нѣтъ ничего выше, какъ любовь Отца, съ Нимъ единосущнаго. Какое блаженство для чистѣйшей души Младенца Іисуса! Какое утѣшеніе для Матери видѣть Его уже не въ ясляхъ виѳлеемскихъ, но въ домѣ Его Отца, среди тѣхъ Ангеловъ, которые воспѣвали Ему хвалебныя пѣсни на небесахъ. — Вотъ Она приноситъ во храмъ Сына, Котораго престолъ небо. Какая отрада для Ея смиренія скорѣе ввести Его въ святилище, гдѣ приносится поклоненіе Богу истинному, и тамъ повергнуться въ духѣ предъ Самимъ воплотившимся Сыномъ Вышняго! — О священныя минуты, наполняющія душу небеснымъ умиленіемъ!

Въ третьихъ, видя посвящаемаго Богу Божественнаго Младенца, мы узнаемъ здѣсь начало Его будущаго жертвоприношенія за насъ Богу Отцу. Законъ, предписывая Израилю отлучать Господу первородныхъ, назначалъ ихъ въ служители дома Божія — скиніи, или храма. Въ послѣдствіи, когда вмѣсто сихъ первенцовъ, на служеніе Богу, опредѣлено было изъ всего Израиля одно колѣно, Левіино: Законодатель постановилъ, чтобы освобождаемые отъ сего служенія искупаемы были извѣстною цѣною сребра. — Могъ ли же этотъ законъ обязывать воплотившагося Сына Божія? Конечно, какъ родившійся подъ закономъ, Онъ благоволилъ подвергнуть Себя и всѣмъ требованіямъ закона: но притомъ Его же собственный отвѣтъ ученику Его Петру, когда тотъ обѣщался за Него дать полдидрахмы сборщикамъ дани въ пользу храма. Чтó ти мнится, Симоне, сказалъ тогда Господь, царіе земстіи отъ кіихъ пріемлютъ дани, или кинсонъ? Отъ своихъ ли сыновъ, или отъ чужихъ? И когда Петръ отвѣчалъ: отъ чужихъ, — то Господь присовокупилъ: убо свободни суть сынове (Матѳ. 17, 25-26). Это значило, что если цари земные не берутъ подати съ своихъ сыновъ, но съ своихъ подданныхъ: то возможно ли, чтобы Царь небесный сталъ требовать дань, въ пользу храма — Своего дома, съ Своего Сына? — Итакъ посвященіе Богу Христа-Младенца, по наружности совершившееся соотвѣтственно требованію закона имѣло въ тоже время значеніе выше закона. Какое же это значеніе? То самое, какое Апостолъ Павелъ, съ Пророкомъ Давидомъ, даетъ всему служенію Христову. Онъ говоритъ о Христѣ: тѣмъ же входя въ міръ глаголетъ: жертвы и приношенія не восхотѣлъ еси, тѣло же совершилъ Ми еси. — Тогда рѣхъ: се иду: въ главизнѣ книжнѣй написася о Мнѣ, еже сотворити волю Твою, Боже (Евр. 10, 5-7). — Итакъ, входя въ міръ, Господь, произволеніемъ своимъ, изрекъ: се иду сотворити волю Твою, Боже, и вмѣсто жертвоприношеній, которыхъ Ты не благоволишь, принести Тебѣ Мое человѣчество. — Нынѣ, во храмѣ, своимъ посвященіемъ Богу Отцу, Онъ засвидѣтельствовалъ предъ людьми обѣтъ свой, который потомъ и совершилъ на Голгоѳѣ. По волѣ Бога Отца, для человѣковъ, Сынъ Божій сталъ сыномъ человѣческимъ, и нынѣ сынъ человѣческій посвящаетъ Себя Богу Отцу за всѣхъ человѣковъ. Вотъ единственный изъ первородныхъ не отъ колѣна Левіина, оставшійся, безъ замѣны, служителемъ святилища и скиніи истинной (Евр. 8, 2), съ тѣмъ, чтобы принести Самого Себя непорочна Богу (Евр. 9, 14).

Нужно ли было, наконецъ, чтобы самъ законъ призналъ это тайное, ни для кого теперь еще не вѣдомое жертвоприношеніе? — И вотъ въ томъ же храмѣ является, какъ бы отъ лица всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ, обремененный лѣтами старецъ, праведный Симеонъ, — и съ торжествующимъ лицемъ срѣтаетъ никѣмъ незамѣченнаго младенца. Онъ былъ счастливѣе своихъ предшественниковъ, царей и пророковъ, которые желали видѣть своего избавителя, и не видѣли, которые, прорекая о благодати, сами изыскивали, на которое и какое время указывалъ бывшій въ нихъ Духъ Христовъ, но узнали только то, что это открыто имъ не для нихъ, но для послѣдующихъ временъ (1 Петр. 1, 11-12). Долгое время и Симеонъ жилъ однимъ ожиданіемъ видѣть пришествіе Христа Господня; и наконецъ увидѣлъ Его, встрѣтилъ, объялъ. Торжественно было это срѣтеніе, — срѣтеніе двухъ завѣтовъ, ветхаго и новаго, закона и благодати. Просвѣщаемый духомъ пророческимъ, ученикъ закона и пророковъ, обремененный лѣтами старецъ привѣтствуетъ Божественнаго Младенца, пришедшаго замѣнить законъ Евангеліемъ благодати, — и здѣсь же, въ храмѣ закона, отпущенія проситъ. — Послѣдній изъ Пророковъ предвозвѣстилъ: и внезапу пріидетъ въ церковь свою Господь, Его же вы ищете, и Ангелъ завѣта, Его же вы хощете (Мал. 3, 1). Симеонъ дождался сего дня и, въ благодарственномъ славословіи, исповѣдуетъ предъ Богомъ: видѣсте очи мои спасеніе Твое. — Законъ предрекъ въ грядущемъ Примирителѣ чаяніе языковъ (Быт. 49, 10); пророки предвозвѣщали въ Немъ свѣтъ языковъ и славу Сіона (Ис. 42, 6; 61, 3). И вотъ причастникъ духа пророческаго торжественно нарицаетъ объемлемаго имъ Младенца свѣтомъ языковъ и славою Израиля. Итакъ законъ и пророки нашли себѣ достойнаго истолкователя въ умирающемъ старцѣ и чрезъ него указали всѣмъ чаемаго Избавителя. — Но докончи твое пророчество, богоносе Симеоне! Ужели только тебѣ предали законъ и пророки? Ужели только внушилъ тебѣ духъ пророческій? — Нѣтъ! Старецъ проводитъ и окончательное жертвоприношеніе Искупителя міра, съ которымъ престанутъ всѣ жертвы храма. Но коснѣетъ языкъ его изречь эту тайну. Она соединена съ такими горестными предсказаніями для народа, для храма, для самой Матери Божественнаго Младенца, столько неимовѣрна для того времени, что Пророкъ какъ бы недоумѣваетъ, какъ приступить къ ея изъясненію. Онъ начинаетъ съ того, что, хотя Богъ уготовалъ въ Семъ Младенцѣ спасеніе предъ лицемъ всѣхъ людей, но не всѣ найдутъ въ Немъ спасеніе: се лежитъ Сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили и въ знаменіе прерѣкаемо. Вотъ уже приготовленіе къ кресту и Голгоѳѣ! — Потомъ, обращаясь къ Матери Богочеловѣка, говоритъ: и тебѣ же самой душу пройдетъ оружіе. Что же значитъ это: и тебѣ же? Кому же еще? Пророкъ не высказываетъ, но ясно, что онъ говоритъ о томъ оружіи, о томъ мечѣ, который видѣлъ подъятымъ на Пастыря другой древній Пророкъ (Зах. 13, 7). Сіе-то оружіе прежде поразитъ Сына, и потомъ пройдетъ, хотя не тѣло, но душу Матери, поразитъ ее глубокою скорбію. Вотъ и самое закланіе жертвы! — Такъ прозорливецъ, видя первое приношеніе своего Избавителя, уже провидитъ и послѣднее, — и сводитъ ихъ во едино, какъ начало и конецъ одного великаго дѣла.

Углубляясь въ размышленіе о событіяхъ настоящаго дня во храмѣ іерусалимскомъ, мы найдемъ много назидательныхъ уроковъ и для нашей дѣятельности. — Примѣръ пресвятой Дѣвы да научитъ насъ, при всѣхъ отличіяхъ предъ другими, не искать отличія. Какъ мы внимательны ко всѣмъ нашимъ преимуществамъ, и дѣйствительнымъ и мнимымъ! А вотъ пресвятая Дѣва не стыдится стать на ряду съ женами, по слову Давида, зачинающими въ беззаконіяхъ и раждающими во грѣсѣхъ. — Примѣръ преблагословенной Богородицы да научитъ насъ строгому и неопустительному исполненію предписаній Церкви. Ни одного дня не промедлила Она, ничего не опустила, ничѣмъ не отвлеклась, чтобы исполнить требованіе закона, сколько ни мало оно касалось ея положенія; вотъ и жертва, вотъ и Младенецъ! Въ особенности для матерей здѣсь открывается прекрасное наставленіе и примѣръ, съ какою заботливостію онѣ должны знакомить дѣтей своихъ съ Отцемъ небеснымъ, Которому должны быть посвящены всѣ наши чувства, наши первыя стремленія, также какъ и всѣ послѣдующія. — Посвященіе Богу Отцу Господа Іисуса Христа да напомнитъ каждому изъ насъ, что и мы также рано, или еще ранѣе, были посвящены во храмѣ Господу Богу, съ отрожденіемъ въ святой купели. И эта мысль да удерживаетъ насъ непрестанно на стезяхъ добродѣтели, да внушаетъ намъ ежечастно, что мы должны вести себя, истинно какъ дѣти Божіи. — Примѣръ благочестиваго Симеона да наставитъ насъ, какъ приготовлять себя къ послѣднему часу земной жизни, съ какими чувствами переходить въ новую, невѣдомую намъ жизнь. Христосъ Господь и Спаситель нашъ да будетъ нашимъ чаяніемъ, нашимъ свѣтомъ во мракѣ смертномъ, нашимъ спасеніемъ на судѣ Его нелицепріятномъ! Кратко, читая и перечитывая, повторяя въ умѣ священное сказаніе о событіяхъ настоящаго дня, — будемъ открывать въ немъ болѣе и болѣе новыхъ сторонъ, для наученія и назиданія нашего, если только праздникъ Господень содѣлаемь истинно днемъ Господнимъ, а не днемъ праздности. Аминь.

Источникъ: [прот. А. В. Горскій.] Слово на день Срѣтенія Господня. // Прибавленія къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ. — М.: Въ типографіи В. Готье, 1861. — Часть XX. — С. 145-152.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0